Что за люди писатели? Эссе

Сергей Носов 8
СЕРГЕЙ  НОСОВ
ЧТО ЗА ЛЮДИ ПИСАТЕЛИ?
 
    В советское время больших писателей фактически обожествляли. Для более или менее образованного советского человека такие большие писатели были - как сообщество святых…
         В слово таких больших национальных писателей (писателей иностранных мы пока оставим в стороне) и в их поучения свято верили, их благообразные портреты помещали везде и всюду - в своих жилищах, на общественных зданиях, на плакатах и в книгах…
           И конечно же образы больших писателей наших, которые подавались народу в книгах, статьях и в лекциях самого разного типа и уровня были неизменно приглаженными и идеализированными.
            Так продолжалось по инерции и некоторое время после падения советской власти - в парализовавшее сознание русских людей мрачное и несчастное безвременье 1990-х годов в частности.
              Но сейчас в двухтысячные с лишним  годы когда литературу и писателей давно уже изгнали из мира святости возникает вопрос - а кто же они все таки эти писатели и поэты? Кем они реально были? И как они действительно вели себя в жизни?
              Меня и самого этот вопрос надо признаться весьма волнует. Поскольку некоторые большие писатели о которых я многое реально знаю мне просто очень неприятны как люди.
               Неприятен мне Тютчев например. Просто неприятен как человек и как действующее лицо в драме русской истории.
              Не потому что он был если называть вещи своими именами неисправимым бабником и эгоистом в любви, где меры конечно не знал никогда. Бывали и еще более любвеобильные творцы в литературе - Дюма-отец например. Да были и другие неутомимые любовники.
           Но Тютчев с пренебрежением относился к собственному великому дару большого поэта. И это раздражает.
            Когда за Тютчева Иван Тургенев и Иван Аксаков с любовью собирали в книги его стихи, писали к ним восторженные предисловия, а сам Тютчев только раздражался и кривлялся при этом, подчеркивал что ему мол плевать на эти книжечки - противно читать про это.
             Когда бескорыстно любившая Тютчева многие годы Денисьева, пожертвовавшая ради него (не в первый уже раз женатого человека) своей репутацией порядочной женщины, говорила что она счастлива посвященным ей и именно ей тютчевским стихам и гордится этими стихами ею навеянными и к ней обращенными - Тютчев опять нелепо и эгоистически раздражался. Не желая понять что любящая его женщина права, что она имеет право хоть на такое оправдание ее «беззаконной» любви к Тютчеву, их за которой она в конце концов и погибла.
             Неприятно, очень неприятно читать обо всем об этом.
              Или народолюбец Некрасов. Он был первым в России кто сделал хорошие деньги на своем народолюбии.
               И первым кто наживался на народническом движении и народническом героизме и народнических высоких гражданских идеалах. Хотя сам никакого героизма никогда и ни в чем не проявлял. Любил роскошь, был членом Английского клуба, заядлым картежником, заядлым охотником, заядлым бабником. И жил в зрелые годы припеваючи - за счет показного своего народолюбия и демократизма.
               По моему убеждению именно Некрасов -  духовный отец всех лицемеров и негодяев в русской литературе. Потом этих негодяев расплодилось множество конечно же.
                Особенно к распространению негодяйства, лицемерия, притворства и подлости располагала советская власть.
                Писателей кто был в фаворе у советского начальства и тем более лично у Сталина - баловали деньгами и привилегиями, любили и благодарили… И многие из талантливых писателей конечно стремились пусть и подличать, но быть в фаворе у власти, сытно жить… Да и не только сытно жить - купаться в богатстве и роскоши, доступным по тем советским временам. В полном смысле этого слова.
                Такими были Алексей Толстой и Константин Симонов в частности.               И если об Алексее Толстом, помня о его эмигрантском периоде жизни и о его первоначальном неприятии советской власти, открыто говорят - приспособленец, купленный Сталиным писатель (о чем свидетельствует без комментариев его услужливо прославляющая великого Сталина повесть «Хлеб») то о Симонове  вновь начинают говорить ныне как о якобы честном и очень одаренном писателе и человеке - и ерунда все это!
              Симонов был слишком образованным и просвещенным человеком чтобы не понимать - он живет в чудовищную эпоху правления в России восточного тирана и безжалостного убийцы. Все это Симонов прекрасно знал!
               Но Симонов согласился быть в роли придворного поэта и писателя при таком восточном злодее и убийце каким и был Сталин-Джугашвили - и вот это низко, корыстно, бессовестно и подло.
               И многие якобы народные и показные в своей искренности стихи Симонова хранят тайные следы подлости их автора и низости его души.
               И мне жалко многих в нашей литературе кого не оценили, на кого наплевали, кого после его смерти безжалостно забыли.
                Может быть это от того, что их судьба сродни моей собственной судьбе. Хотя я еще не умер и надеюсь и дальше творить в области поэзии и эссеистики как творю сейчас.
                Но в советской России моей поэзии не было места. Просто не было.
                Помню как я пришел однажды на поэтическую пятницу молодежной ленинградской газеты «Смена» со своими юношескими стихами.
                Что тут было! Какая буря ненависти ко мне и возмущения.
                И вот за что?
                Помню что я прочитал среди других коротенькое простенькое и совершенно безобидное свое юношеское стихотворение в этой редакции «Смены» -
«Когда-нибудь
все время запорошит 
положит в папку дел
что решены…
а я живу
и день стоит хороший
и всепрощенья
вовсе не нужны..»

    И что тут началось в этом советском обезъяннике когда я прочел эти бесхитростые строки! Просто ужас!
         Вскочили какие-то тогдашние вездесущие ветераны (они же все мракобесие всегда оправдывают) и стали орать - как я смею распространять толстовство в редакции молодежной советской газеты… И прочее в том же духе.
     Их официальный руководитель тогдащний, какой-то безвестный, но одобряемый советскими хозяевами жизни  поэт Герман Гоппе, который выглядел покультурнее на фоне остальных, пытался эту советскую вонючую публику угомонить - не очень это у него вышло… Из редакции «Смены» советские обезъяны меня выгнали.
       И я понял что читать свои стихи на публике - только во вред самому себе. Я понимаю это и сейчас. И стихов своих на публике и ныне не читаю.
       Что их читать публике когда рядовые отзывы (причем даже и благоприятные) такие например  - ваши стихи напоминают поэзию Элюара. Или такое - очень похоже то что вы создаете в поэзии на Уолта Уитмена.
            Как будто я не русский человек! И не имею в русской поэзии и русскому национальному менталитету никакого отношения!
               Да ведь глупости все это!. Глупости просто.
               Но людей не заставишь думать иначе чем они по привычке думают.
                Для множества россиян поэзия без рифмы - не поэзия вообще.
                Как кто-то мне написал на Стихи. Ру - выпишите мол красиво.., ну а где же у вас поэзия? Разве этого стихи?
                Конечно не стихи. Если рифмы нет. И «Слово о полку Игореве» с которого началась русская поэзия - тоже не стихи. Ведь и там рифмы нет.
                Не понять обывателям от поэзии что не в рифме дело при  определении подлинное это поэтическое творчество или мнимое. 
                Рифма - это как шаг в ногу у солдат в строю. Или как подпрыгивание у идущего по дороге на каждом третьем или четвертом шаге – идет идет… и вдруг в6овь подпрыгнул.
                И какая в этом подпрыгивании поэзия собственно говоря?
                В странах Европы и  Америки давно отказались от культа рифмы – более полувека назад.
                У нас же продолжают упираться – поэзия без рифмы якобы не поэзия.
Ну тогда давайте культивируйте стихотворцев чьи стихи похожи друг на друга как бесчисленные капли воды
-  все же пишут одинаково, у всех красиво получается…
             И что мы раньше о такой поэзии не слышали разве? Да слышали!
             И эта старая поэзия убеждает больше чем вирши этих нынешних рифмачей. Потому что тогда когда писали классики - новт было то что они создавали. Есенин был новатором в поэзии. И Маяковский был новатором в поэзии.
                А сейчас все усердно повторяют «зады» того что было раньше. И думают что они якобы поэты. Смешно господа.
                Каждый настоящий поэт должен создать свой собственный неповторимый мир - тогда он и заявит о себе как Поэт во всеуслышание.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 25-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге