Рука Бога

Олеопр
               
    Ночная швартовка двухсот тридцати метрового балкера, из-за неблагоприятных погодных условий, превращалась как для палубной, так и для машинной команды в ночной кошмар.   Не успевали матросы подать выброску для передачи на берег швартового каната, как порыв ветра очередной раз сносил судно, и капитану вновь приходилось подрабатывать двигателем, чтобы подойти ближе к причалу.
- Дед, обратился вахтенный механик к стармеху,- ещё пару реверсов и придётся переходить на ручное управление главным двигателем. Предварительная сигнализация о падении давления пускового воздуха уже сработала. Все три компрессора в работе, но не справляются. Больше часа непрерывно работают. Перегрелись. Да и температура забортной воды почти двадцать пять градусов. На третий компрессор моторист поставил дополнительный вентилятор, но проку мало. В машинном отделении температура градусов сорок, если не больше.
     Стармех взялся за трубку телефонного аппарата, чтобы позвонить на ходовой мостик, как вдруг судно содрогнулось от неожиданного удара.
- Пожалуй, не до нас им сейчас,- оценил стармех жёсткий удар в борт судна. Если ДАУ не сработает, будь готов забрать управление на себя,- отдал он распоряжение вахтенному механику и положил трубку телефонного аппарата.
     К радости механиков пусков главного двигателя в течение получаса не последовало, компрессора накачали пусковые баллоны, а ещё минут через двадцать вахтенный штурман объявил об окончании швартовых операций.
- Машине отбой, часовая готовность, старшему механику просьба подняться на главную палубу к правому борту, - передал распоряжение вахтенный штурман по телефону.
- Распрягай коней.  Замерь топливо, масло и передай данные на мостик, - попросил стармех второго механика, - а я пошёл на палубу, видать крепко куда-то приложились.
     В свете ярких береговых и судовых прожекторов стармех ещё издали  различил фигуры капитана, старпома и боцмана,  разглядывающих палубу, леера и борт судна. Он без труда догадался, зачем его вызвали.  То, что при швартовке борт судна повредили весьма основательно, сомнений не вызывало. Вопрос как это коснётся его и машинную команду. Слава Богу, что главный и вспомогательные двигатели,  палубные механизмы и даже палубные прожектора, судя по яркому освещению,  на этот раз отработали без замечаний. На старом, тридцатилетнем судне проблем всегда много и будь ты самым работящим и выполняющим все регламентные работы механиком, гарантировать отсутствие неполадок невозможно.  Вроде бы к машинной команде претензий быть не должно, успокаивал себя стармех, подходя к месту повреждения. Метров пять фальшборта было завалено. Вмятина палубы, на глубину до двадцатипяти - тридцати сантиметров, не только повредила палубный лист, но и затронула вентиляционную трубу.
- Сергей Петрович,  похоже, это ваша труба,- не то с утверждением, не то с вопросом обратился капитан к стармеху.
- Вроде так. Какой здесь шпангоут? Примерно где-то здесь должен располагаться днищевой танк дизельного топлива. Надо уточнить на чертежах. Возможно это его вентиляционная труба.  Какая там маркировка?
- Боцман два дня назад красил палубу и ещё не нанёс маркировку, - объяснил старпом отсутствие каких-либо знаков на вентиляционном грибке и на палубе.
- Ладно, уточним. Здесь должен быть межтрюмный коффердам. Там у нас дистанционные клапана топливных цистерн и там же должны проходить вентиляционные трубы топливных танков. Скажу третьему механику, пусть днём спустится, посмотрит.
- Да нет, Сергей Петрович, не днём. Надо уже сейчас определиться, что можно сделать. Лоцман доложил о происшествии и хоть грузовые операции начнутся через сутки, (сегодня порт работать не будет, праздник у них), инспектор может придти утром или в первой половине дня. С освидетельствованием происшествия они тянуть не станут. Надо бы как-то поправить всё это, иначе застрянем здесь.  Леера палубный сварщик с боцманом могут сами поправить, палубный лист, хоть и с вмятиной, но целый и с ним, я думаю, проблем не будет, а вот с этой трубой, что делать ума не приложу, - обрисовал капитан существующее положение и перспективу.
- Если это вентиляционная труба топливного танка, то никаких огневых работ в этом месте проводить никто не разрешит. Надо будет перекачивать топливо, выпаривать танк и проводить его дегазацию. На это дело уйдёт не меньше недели. Да и топливо перекачивать некуда. Недавно только бункеровались. Оба танка дизельного топлива почти полные.
- Всё правильно, вот потому-то мы тебя и позвали. Ты, Петрович,  опытный механик, подумай, возможно, найдётся какое приемлемое решение.
- Надо уточнить на чертежах, да и в коффердам заглянуть желательно, может чего и придумаем. Пока ясно, что эту трубу надо менять. Новый грибок, я думаю, найдём, да и с трубой проблем не будет. Вопрос, как это всё приварить на место, - рассматривая повреждения, задумчиво пробормотал механик.
- Боцман, отдраивай коффердам и приготовь переносное освещение. Как закончишь, сообщи, мы будем в грузовом офисе, - распорядился капитан.
    Вдоль причала, по направлению к судну двигалось несколько автомобилей.
Ну, вот и агент с властями прибывают, - заметил капитан, - Петрович, ты пока посмотри документацию, а мы со старпомом, как только освободимся, тоже подойдём.
- Добро, подумаю что можно сделать, - отозвался стармех, уже прикидывая в уме варианты: от возможности полностью обрезать и заглушить эту чёртову трубу, до возможности безопасного проведения сварочных работ.
Прошло немного менее часа как в грузовой офис, где стармех разбирался с чертежами, заглянул капитан.
-Ну что, Петрович, какое будет заключение по данному вопросу. Что можно сделать? Агент сказал, что инспектор прибудет на борт во второй половине дня, так что у нас есть часов двенадцать времени в запасе.
 - Есть кое-какие соображения. Хотел было поначалу просто обрезать и заглушить эту трубу, но, полагаю, инспектор не дурак и может проверить по чертежам, да и труба эта идёт из носовой части танка и если её заглушить, то при дифференте на корму возможно образование вакуума в танке, и мы не сможем взять оттуда топливо. Остаётся только восстанавливать и тут уж без сварочных работ не обойтись. Я уже попросил токаря изготовить кое-какую оснастку, чтобы выполнить эти работы безопасно. Надо только попросить боцмана соорудить небольшой навес из брезента или чехлов, чтобы с берега не было видно вспышки от сварки. Ну и потом,  как закончим, чтобы подкрасил всё. Как только боцман всё подготовит, так и начнём. Думаю, за пару часов управимся.
- Добро, Петрович, надеюсь на тебя, а я пока всё же запрошу в компании разрешение на проведение палубных сварочных работ в этом районе без указания вентиляционной трубы. Как закончите,  сообщите мне.
    Непривычная тишина в машинном отделении, (только на нижней палубе в выгородке работал один вспомогательный двигатель), свидетельствовала о том, что получено добро от капитана порта на вывод из эксплуатации главного двигателя, для проведения профилактического осмотра и мелкого ремонта. По этой причине были выключены масляный, топливный и  насосы охлаждения главного двигателя.  Предстояло выполнить много работ, и эта заморочка с повреждённой трубой никак не входила в планы старшего механика.
- Ну что у вас получилось, - обратился стармех к токарю и сварщику машинного отделения, готовивших в мастерской некие приспособления, для безопасного проведения сварочных работ на вентиляционной трубе топливного танка.
- Петрович, всё в порядке, уже заканчиваем. Вот смотри: вставляем эту заглушку в трубу, (метра на полтора, я думаю, хватит), закручиваем этот хвостовик, эти два фланца сдавливают резиновую прокладку, заливаем в трубу воду и, ву-а-ля, можно проводить сварочные работы. Труба будет заполнена водой, а не парами топлива.
- Ну, молодцы, быстро управились. Сейчас, как только боцман подготовит фронт работ, сразу же приступайте. Трубу обрежьте в коффердаме механической пилой, чтобы не было  искры, и сразу подготовьте новую трубу и новый вентиляционный грибок. Палубный лист, вероятнее всего, придётся немного подрезать, если новая труба ровно не встанет, потом подварить, хорошо зачистить и боцман сразу всё закрасит. На всё про всё у вас часа три-четыре, не больше. Надо постараться управиться к рассвету.
- Успеем, - обнадёжил стармеха сварщик. Новые детали мы уже подготовили.
- Добро, под наблюдением третьего механика, начнёте работы, я ему скажу, чтобы присутствовал и помог вам, да и сам, как только освобожусь, подойду.
Не прошло и пару часов, как стармеху в каюту позвонил механик и доложил об окончании работ.
Сергей Петрович, всё в порядке, ребята заканчивают, будете смотреть?
- Конечно,  сейчас подойду.
Стармех удивился таким быстрым выполнением, на его взгляд  довольно сложных работ, и, надев комбинезон, направился на палубу.
Увиденное, поразило его чистотой исполнения. Ровная вентиляционная труба стояла в центре повреждённого участка палубы и лееров, которые боцман с палубным сварщиком ещё только срезали, впрочем, вставка нового леерного ограждения уже была приготовлена и лежала неподалёку.
- Петрович, мы тут решили новую трубу и грибок не брать, а использовали то, что демонтировали в машинном отделении при ремонте сточной цистерны. Удачно так  получилось, что всё целиком в комплекте осталось.  Трубу, правда, в коффердаме пришлось слегка изогнуть, чтобы обойти судовой набор, но сделали всё красиво, комар носа не подточит.
- Ну, вы просто шаманы какие-то, - похвалил стармех исполнителей работ, - если всё аккуратно подкрасить, вообще никто не поймёт, как  труба уцелела в этом месте. Пойду, обрадую капитана, а вы идите, отдыхайте до обеда, Часа в три начнём работы на главном двигателе, как только он остынет. К тем порам уже можно будет открывать картер.
- Алексей Юрьевич, мои шаманы закончили работу, я уже осмотрел, боцман подкрасит немного и, как говорит мой сварщик, комар носа не подточит,  - доложил стармех капитану по телефону. – Если боцман со сварщиком успеют и леерное ограждение заменить, то всё, практически будет исправлено.
- Боцман только срежет повреждённое леерное ограждение и натянет троса вместо лееров. Сварочные работы в порту запретили производить, ну и, конечно подкрасит. Если трубу сделали, полагаю, инспектор не будет препятствовать к выходу.  Ну а леера в море приварим.
      Солнце уже прошло точку зенита, раскалив палубу и высушив свежую краску нанесённую боцманом на места, где ночью механики вваривали новую трубу, и покатилось дальше, к закату, когда к борту судна подъехала машина с инспектором «Германского Ллойда». Ещё с причала он осмотрел и сфотографировал место повреждения, после чего поднялся на борт судна.
- Вахтенный помощник  вахтенному у трапа, - вызвал по рации дежурный матрос дежурного офицера.
 - На связи.
 - Прибыл инспектор по поводу повреждения корпуса.
 - Добро, я сейчас подойду, а лучше, проводи его в грузовой офис, а я доложу капитану.
 - Добро, принято – ответил вахтенный матрос и предложил инспектору следовать за ним.
      Неплохо поставлена служба, - располагаясь в кресле, в помещении просторного грузового офиса, отметил про себя пожилой инспектор понимающий русскую речь. От предложенного кофе он отказался и, в ожидании капитана,  разглядывая помещение, обратил внимание на разложенные на большом столе папки  документации с чертежами корпуса судна. – Похоже, была причина, если достали эти папки, - сделал он вывод.
- Вы обедали?- После приветствия поинтересовался вошедший в офис капитан. – Я попрошу повара принести сюда обед.
- Нет, спасибо,- отказался инспектор. Ему не хотелось принимать даже такую мелкую услугу от экипажа, пока не разберётся со служебными делами и повреждением судна,- я бы хотел ознакомиться с чертежами и осмотреть место повреждения.
- Да, пожалуйста, вот, кстати, здесь папка с чертежами. Повреждение в районе между третьим и четвёртым трюмами.- разворачивая листы чертежа, пояснил капитан, - Мы осмотрели место повреждения и приняли меры по безопасности и устранению повреждения. На наш взгляд проблема небольшая и мы смогли бы полностью устранить её по выходу в море.
- Наверное, но вот здесь, в районе повреждения, у вас находится коффердам и трубы вентиляции, в каком они состоянии?- Рассматривая чертёж, поинтересовался инспектор.
- Леерное ограждение завалено, но вентиляционные трубы в хорошем состоянии, - не вдаваясь в подробности, ответил капитан, - да Вы сами сможете убедиться и оценить повреждения при осмотре.
 - Хорошо, это мы осмотрим позже, и ещё я бы хотел осмотреть коффердам, и трюма. Откройте третий и четвёртый, и расскажите, как произошло  происшествие. Было ли касание скользящим или точечным?
Капитан по рации отдал соответствующие распоряжения боцману, попросил повара через полчаса принести обед для инспектора в грузовой офис и после этого, подсев ближе к инспектору и разложенным на большом столе чертежам, начал рассказывать о происшествии. О неблагоприятных погодных условиях, о шквалистом ветре, о работе буксиров и своих действиях и более подробно о кратковременном точечном касании бортом выступающей части строящегося причала, метрах в ста от места указанного для швартовки.
- Повреждения береговых сооружений не обнаружено и претензий к нам со стороны порта нет, - продолжал рассказывать капитан, - а повреждения судна, как Вы сами сможете убедиться, весьма незначительные  и мы сможем устранить их в море.
- Но вы запрашивали разрешение на сварочные работы, чем это было вызвано?
- Мы предполагали, пока нет грузовых операций, восстановить леерное ограждение, но нам отказали в проведении таких работ у причальной стенки. Для безопасности боцман временно натянул трос вместо лееров.
- Понятно. Пригласите, пожалуйста, старшего механика, я хотел бы с ним осмотреть место повреждения.
    Пока, в ожидании старшего механика, капитан и инспектор обсуждали детали происшествия, в грузовой офис заглянул старпом.
 - Алексей Юрьевич, боцман с матросами заканчивают  наведение порядка в коффердаме. Подчистили палубу,  ржавые места  загрунтовали и закрасили.  Коффердам закрывать или он будет нужен для осмотра?
- Матросы могут идти отдыхать, пусть только оставят освещение в коффердаме.  Боцман, наверное, ещё понадобится. После осмотра инспектором, коффердам  следует закрыть, и боцман может быть свободным.
- Добро, - ответил старпом.
      Инспектор просмотрел снимки на своём фотоаппарате, которые он сделал с берега, соотнёс их с чертежами судна и уже сделал для себя  первое  заключение о возможных повреждениях, когда в грузовой офис подошёл старший механик.
- Извините за задержку, у нас идут профилактические работы по главному двигателю, и необходимо было сделать кое-какие указания. Теперь я  в вашем распоряжении. С чего начнём? – Обратился стармех на хорошем английском к инспектору.
- Я успел ознакомиться с чертежами, теперь необходимо осмотреть повреждения на месте и выяснить состояние трубопроводов проходящих в районе повреждения корпуса.
Попросив капитана отложить обед минут на пятнадцать, (задерживаться дольше с этим, на его взгляд простым делом, инспектор не предполагал),  надев комбинезон и прихватив свой чемоданчик, в сопровождении старшего механика, вышел на палубу.
       В месте повреждения инспектор сделал несколько общих снимков, спустился с механиком в коффердам, сфотографировал судовой набор и трубы и, вроде бы, на этом можно было бы и закончить, но что-то не давало ему уверенности в правильности его заключений о предполагаемых повреждениях. Картина явно расходилась с тем, что должно происходить в подобных случаях.  Каким образом среди деформированного борта, лееров и палубы осталась исключительно целой, абсолютно не повреждённой,  вентиляционная труба топливного танка.  Он даже уточнил назначение этой трубы у старшего механика.
    Первое предположение, что трубу успели заменить, (срезав старую и приварив новую), никак не соответствовало реальности.  Инспектор вновь тщательно обследовал всю трубу в коффердаме, над палубой и со сто процентной уверенностью мог подтвердить, что она целиковая, а не составлена из отдельных частей. Действительно, в коффердаме она имела изогнутый вид, будто какая-то неведомая сила отодвинула её от повреждённого борта, но уже на палубу труба выходила идеально прямой, без следов сварки, через деформированный палубный лист. Как это могло произойти? Спросить старшего механика об этом пожилому инспектору не позволяла его профессиональная гордость и диплом инженера, выпускника Ленинградского кораблестроительного института. Прямой вопрос старшему механику «была ли произведена замена вентиляционной» трубы, поставил бы его в весьма щекотливое положение. В случае положительного ответа последовали бы санкции, за нарушение условий безопасности в порту, а так же дополнительное освидетельствование проведённых сварочных работ. Понятно, что старшему механику пришлось бы солгать, чтобы исключить негативные последствия подтверждения о замене этой трубы. Теперь не просто освидетельствование повреждений, но обнаружение и доказательство проведённых сварочных работ на этой трубе инспектор считал своей задачей. 
   Стармех, молча наблюдая за действиями инспектора, прекрасно понимал его сомнения, но, ни чем  не мог, да и не собирался ему помогать. У каждого из них в данном вопросе был свой интерес.
   Прошло более часа, когда инспектор, собрав в чемоданчик прибор, при помощи которого измерял толщину металла,  фонарик и фотоаппарат сообщил старшему механику что закончил работу. От обеда он отказался и, оформив необходимые документы и разрешения, попросил старшего механика проводить его.
- Послушай, дед, - обратился инспектор к старшему механику на русском языке, когда они дошли до трапа, - я подписал вам все документы. Никаких замечаний и оснований для задержки судна в порту нет. По окончании грузовых операций судно может выйти в море и там установить новые леера на место. Я одного не могу понять, как при повреждении борта и палубного листа осталась совершенно целой вентиляционная труба топливного танка. Палуба вокруг неё собрана в гармошку, а труба абсолютно без повреждений. Это противоречит всем законам механики и металловедения. Как такое могло произойти?
- Ты футбол любишь? - Ответил дед неожиданным вопросом на вопрос.
- Да, конечно люблю, как и многие в Германии.
- А помнишь  чемпионат мира 1986 года и игру Аргентины с Англией,  где  Марадона забил гол рукой?
- Конечно, помню. Тогда ещё было много споров.
- Гол защитали. А  как обосновали это помнишь?
- Конечно.  Тогда сказали, что если это и была рука, то это была рука Бога.
- Вот! Так вот что я тебе скажу.  Этот случай, с трубой, это тоже рука Бога.
Что при этом имел в виду  механик инспектор до конца так и не понял, но согласился, что это была РУКА БОГА.
      
     Олег Опрышко.