Классический футарк 2ч. 1 гл

Надежда Мирошникова
1 гл.

Вначале было желание

История любого государства сложна и непредсказуема, а за время своего становления претерпевает много изменений. Меняются границы, территории то увеличиваются, то отдаются опять врагу; народы, населяющие эти страны, гибнут в пожарах завоеваний чужеземцев и кровопролитных воинах. Многие страны исчезают с карт и только по прошествии веков, движимые какой-то неведомой силой, упорством и патриотизмом, опять появляются на просторах земли.

Чтобы лучше понять, что собой представляет Польша в средние века, надо вспомнить историю появления этого государства на карте мира.
Такое государство появилось в Европе только в середине Х века, когда князь МешкоI, правивший несколькими западнославянскими племенами, решил укрепить свою власть. Во-первых, князь принял христианство, но латинского обряда, а затем женился на принцессе из Богемии. Так появилась страна Польша с западной культурой и ставшая под покровительство папы.

Шли годы и уже сын Мешко, Болеслав I, закончил процесс образования государства и, присоединив новые земли, а также, распространив христианство далее на завоеванных территориях, получил титул первого короля в польской истории. Таким образом в 1025 году появляется в Европе Королевство Польское.
Династия Мешко правила очень долго, почти до конца ХIV столетия. Со смертью последнего Мешко пришлось Польше опять искать короля. И тут польская королева Ядвига выходит замуж за литовского князя Ягайло. Так в 1569 году появилось новое польско-литовское государство-Речь Посполитая.

Именно это время, на протяжении примерно 150 лет, до первых десятилетий ХVII века было известно как Польский золотой век. В это время Польша стала одним из первых мультикультурных государств в истории, где права меньшинств защищал закон. Речь Посполитая была одним из самых крупных и самых влиятельных государственных образований в Европе как в политическом, так и в культурном отношении. Не правда ли неожиданно, с учетом сегодняшних реалий?

Но потом, в середине ХVII века государство начало слабеть. Конфликты с соседними государствами, недовольство шляхты, катастрофически уменьшающее благосостояние страны, сокращение численности населения, всё это привело к тому, что существование государства оказалась под угрозой.

Прошли столетия, в которых имели место сначала Первый, потом Второй раздел Польши, а потом, после восстания под предводительством ветерана американской револиции - Тадеуша Костюшко, случился  Третий передел и в 1795 году Польша перестала существовать.

Польша исчезла с карт на 123 года!

А потом была первая мировая война, в которой 2 миллиона поляков сражались на стороне Антанты, а остатки польской политической элиты пытались убедить Францию, Великобританию и Россию вернуть стране независимость. Так 11 ноября 1918 года Польша появилась опять на карте мира.

Но накануне Второй мировой, Польша оказалась совершенно не готова дать отпор нацистской Германии и после нападения Гитлера 1 сентября 1941 года за 27 дней, она была стерта с политической карты. Польское правительство бежало в Великобританию.

Как бы не была сурова судьба к этому государство, но и сейчас Польша продолжает отстаивать свою государственность, но уже в новых реалиях, используя весь опыт и все методы, накопленные за столетия своей истории.


Посланцы с неба

Темная осенняя ночь конца октября была тёплой. За последнюю неделю месяца природа словно сжалилась и дарила крестьянам тепло. Поля и сады спешно убирались, а урожай надежно укладывался в кладовые и погреба. Телеги, груженные урожаем, крестьяне торопились отвезли на рынок, чтобы он успел попасть к столу горожан: знати и бедного люда.
Решель, небольшой городок, ставший резиденцией епископов Вармии и являющийся их собственностью, всё еще помнил страшное событие августа этого года. Да и как его забудешь, если нечеловеческие крики этой женщины до сих пор стоят в ушах многих, слишком чувствительных горожанок. А рассказы о событии и до сих пор катятся по городам и сёлам Польши.
 
Этому городу выпало еще одно загадочное событие. В далеком средневековье, когда отряды крестоносцев и иезуитов еще не ступили на эти земли, здесь жил простой люд, который трудился не покладая рук.  Хотя большим это поселение трудно было назвать, уж очень мало оно было по численности. Такой же темной октябрьской ночью, когда дождь без устали заливал всю округу, яркий свет озарил всё пространство и три огненных шара появились в небе. Они так стремительно неслись к земле, что одинокий крестьянин едва успел проследить их путь и тут же от страха упал на мокрую и стылую землю.

На другой день было много разговоров об этом событии, а уж тем более следы от произошедшего ярко свидетельствовали, что всё это не страшный сон. Старый лес у небольшого поселения, где спустя годы возведут свой город крестоносцы и построят краснокирпичный готический костел святых Петра и Павла, был сожжен под корень. Вторым местом, где отметился небесный посланник, стала огромная пустошь, которая всегда считалась заболоченной и не пригодной для земледелия. Но вдруг за ночь она стала сухой и словно кто-то её вспахал. А вот третьей отметины так и не нашли. Может рассыпался в воздухе небесный посланец и не долетел до земли.

Было ясно, что дается жителям этой стороны какой-то знак, а уж священники старались во всю и с новой силой вторили о послушании, усердной молитве и исповедовании от грехов. Народ и правда был напуган, но шло время и событие стало забываться, а на местах падения небесных пришельцев уже кипела жизнь и только рассказы старожилов еще передавались своим родичам, а те своим. Время, как известно, не стоит на месте и теперь уже только рукописные книги хранили память о той ночи.

А в Решеле, окруженном кольцом укреплений, стоят уже жилые здания. В центре города на площади, мощеной камнем, возвышается ратуша с часовой башней и рядом появился колодец, наполненный чистой водой. Всякий горожанин может набрать здесь воды, что стекает по дубовым желобам из реки Сайны. Таких колодцев в городе семь. Дренажная система позволяла держать город в чистоте и, без такого характерного для больших городов, запаха.

Жителей будоражат последние события. История и правда непонятная, если не сказать загадочная. Одна из горожанок, отважилась на страшный грех и влюбилась в своего соседа, парня, который был её намного моложе. Барбара, так её звали, совсем потеряла голову. Не помогала молитва, которую она повторяла ежечасно днем, и не помогала святая вода, которой она умывалась утром. Отчаялась женщина, а тут молодой любовник, который сначала охотно встречался с ней, вдруг охладел и потом вовсе начал её избегать. Гнев и отчаянье овладело Барбарой и решила она поджечь дом возлюбленного. Сгорел мужчина или нет, не известно, но в ту августовскую сухую ночь сгорели еще несколько домов горожан вместе с жителями.
Поджигательницу поймали и бросили в темницу, которая находилась в том самом замке, а он на тот момент был резиденцией епископов.

Этот солидный готический замок в Решеле, построенный  для епископов Варминских на месте бывших укреплений крестоносцев, являлся не только его гордостью, но и служил известной тюрьмой для особо опасных преступников, душевнобольных и вероотступников –еретиков. Условия содержания в казематах были нечеловеческие. Но как бы то ни было, Барбара стала узницей и её обвинили в колдовстве, хотя она всего лишь подожгла дом соседа в пылу страсти. Горожане, несмотря на справедливый гнев, не понимали решения судей, так как считали, что женщина не могла быть колдуньей. Три года длилось расследование и вердикт гласил о том, что ведьма должна быть сожжена на костре. Барбара была сожжена в один из августовских дней на площади города. Когда начал полыхать костер, раздались крики несчастной женщины, которые были такими душераздирающими, что горожанки начали падать в обморок.

Вот тут-то решельцы и вспомнили те «небесные» знаки, что получили много столетий назад.  Всё сходилось-летели три посланца, а дошли до земли два.

А первое происшествие случилось ещё раньше.
Недалеко от Решеля было ещё одно поселение- городок Рустеберг. Ничем примечательным он не отличался.  Со временем крестоносцы возвели и там деревянную заставу, а через время заменили её каменной. Там же был построен замок, а следом и Коллегиальная базилика Святого Георгия. Но как раз между этими двумя городами и лежала та заболоченная пустошь, которую высушил некогда пришелец с неба. Да вот как-то незаметно выросла на краю той пустоши огромная липа. Так как народа смущала та история, что случилась с этим местом, то никто в этих пределах не селился. Липа же стояла у края пустоши рядом с проезжим трактом и под её кроной часто останавливались путники, чтобы отдохнуть.

Как-то в воскресный день во время службы на площади был пойман воришка, который украл у пекаря корзинку хлебов. Воришку поймали, тут же осудили, и он дожидался наказания   в камере базилики Святого Георгия. Суд был строг и вора ждала смертная казнь. В ночь перед казнью ему привиделась Богородица, которая дала ему дощечку и наказала вырезать к утру всё, что он захочет. Утром взору судьи предстал образ Девы Марии с младенцем. Под впечатлением увиденного чуда, судья отпустил вора, который возвращаясь домой, выполнил еще один наказ Богородицы. Он повесил вырезанное изображение Богоматери на то самое липовое дерево, что росло у дороги. Народ городка был тоже удивлен случившемся и теперь уже часто у липы можно было видеть не только путников, но и молящихся Деве Марии.

И по прошествии не одного десятка лет, это дерево стало местом поклонения простых людей, а часовня, что была построена рядом, стала островком для паломников со всех близких поселений.
Шло время, менялась история и на смену одной вере пришла другая. Так и эти места стали принадлежать уже Пруссии с приверженцами реформистской религии, которые яростно боролись с католицизмом. Липу срубили, а образ Богородицы бросили в пруд, а на месте липы установили виселицу. Однако местный люд стал тайком приходить к пруду и молиться, как прежде, прося Деву Марию заступиться за них.  А потом и вовсе рядом образовалось небольшое поселение, которому дали название Святая Липка.