гл. 11. Санитарный контроль в солдатской столовой

Владимир Озерянин
         см.ФОТО:Старший повар-инструктор пр-к А.Матвейчев и я, после очередного смотра. На плацу  63 танкового полка.               



                Определенный  опыт  по  проверке  вечного  беспорядка  в солдатских  столовых  я  приобрел  еще  в  Недлитцах.  Дежуря  по  приемному  отделению,  нам  фельдшерам,  иногда  приходилось  подменять  дежурного  врача.  А  имея  большой опыт по  несению  службы  в  наряде  по  той  же  столовой,  я  прекрасно  ориентировался  где,  как  и  что в  ней происходит .

            Но  должен  сказать загодя, впоследствии,  по  долгу  службы  мне  пришлось  посетить  десятки  (если не сотни) подобных  объектов, но  более  качественного  порядка,  чем  в  столовой  артиллерийской  дивизии,  встречать  не  доводилось.  Чем  и  как  это  достигалось  точно  сказать  не  смогу,  но  с  моей  точки  зрения,  там  был  ряд  факторов  этому  способствовавших.  Во  первых,  там  был  КОМАНДИР  ДИВИЗИИ!С большой буквы,  (  период  -76/77  гг). А столовая  подчинялась  управлению  дивизии.  Он  в  свою  очередь  подобрал  начальника   столовой,  а  не  пустое  место,  как  это  зачастую  бывает.  Начальник  столовой  создал  команду  единомышленников из  поварского  состава.

            Дежурные  по  столовой,  которые  заступали  от  разных  частей  и  подразделений,  практически  никакой  роли  в  поддержании  порядка  не  играли.  Всеми  вопросами  приготовления пищи, и поддержания уставного порядка, заправляли  повара.  Все,  как  на  подбор,  под метр  восемьдесят  и  выше,  не  знаю  за  какие  коврижки,  но  они  прямо  с  каким-то  фанатизмом  следили  за  благополучием  своих  объектов  и  столовой  в  целом.  Столовая  напоминала  хорошее  хирургическое  отделение,  а  варочный  цех,  почти,  как  операционный блок.
               

            Совсем  другой  была  та  столовая,  в  которую я шел  сейчас  с  проверкой.  На   предыдущих  дежурствах  уже  приходилось  ее  контролировать.  Увы,  это  было  совсем  другое  заведение, хотя  тоже  артиллеристы,  но  танковой  дивизии.  Конечно,  суть  не  в  этом.  Суть  как  всегда  в  командирах  и  их   заместителях.

          Приземистое,  серое,  двухэтажное  здание,  сразу  со  входа  в  нос  шибает  застоявшаяся   многолетняя смесь  запахов  провонявшей  рыбы,  подгорелого  лука  и прокисшей  капусты.  На  полах  смесь  жира  и  грязи. Ходить,  особенно  по  лестницам  нужно  с большой  опаской. Поскользнешься,  костей  не  соберешь. В  цехах  лужи,  посуда  жирная,  спец  одежда  лиц  суточного  наряда и  поваров, замызганная.  По  цехам  носятся  стаи жирных  крыс.

            В  таких  случаях  необходимо  по  Уставу,  приказам  и  наставлениям  произвести  запись  в  журнале  по  контролю,  за  санитарным  состоянием  столовой  и  качеству  пищи о том,  что  санитарное  состояние   «неудовлетворительное».  Доложить  об  этом   дежурному  по  части.  Дежурный  в  свою  очередь  обязан  определить  время  дежурному  по  столовой  на  устранение  недостатков  и,  соответственно,  перенести  прием  пищи  на  более  позднее  время. 

            
             В  результате  чего  ломается  стройный  график  работ  и  занятий,  срывается  масса  всевозможных  мероприятий.  Об этом  необходимо  сразу  же  поставить  в  известность  командира  части. Дежурному  по полку, ой  как  не хочется  этого  делать.  Первые  шишки  упадут  ему  на  голову.  Первая  реакция  дежурного:
 «Ты  че  прапор,  охерел?  А  ну  быстро пиши  что  все  удовлетворительно! Иначе  сегодня  сам  заступишь  в  наряд  по  столовой  и  будешь  устранять  эти  недостатки!"


           Чтобы сохранить лицо перед старлеем, изо всех сил стараюсь изображать, что мне его угрозы по большому барабану. Но нужно же как - то выйти из положения, чтобы и волки были сыты и овцы целы. Беру с полки специальный журнал по контролю за качеством пищи и санитарным состоянием солдатской столовой. В разделе для записей дежурного врача(фельдшера) пишу: " Пища приготовлена удовлетворительно, санитарное состояние помещений столовой НЕудовлетворительное. Предлагаю задержать выдачу пищи личному составу до устранения выявленных недостатков" Подпись.
Дежурный по части вытаращив глазенки внимательно следит  за каждой буквой, которую я вывожу.


 
       -Ну, все, ты попал, прапор!  -хрипит старлей. Я быстро ретируюсь в медпункт. Стучу в дверь кабинета НМС. Докладываю о происшествии своему начальнику. Доника смотрит на меня сквозь толстые стеклышки очков пронизывающим насквозь взглядом.
-Полнейший бардак, говоришь!? А ну, бегом со мной!
 Выскакивает из-за стола, и пулей вылетает из медпункта. Я, соответственно, стараюсь не отставать. И снова забегаем в столовую. Встречные лица суточного наряда и повара шарахаются от начмеда, и забиваются  по щелям, как тараканы.

 
        Мой начальник с ревом и матами пинает какие - то баки, бачки и все, что встречается на пути. Хватает с полок миски и кастрюльки, проверяя пальцами их чистоту. Они, естественно , даже не обезжирены. Полы скользкие от жира до такой степени, что по ним можно кататься без коньков. Благо покрыты идеально ровной плиткой из гранитной крошки, еще задолго до нас. На встречу снова показывается дежурный по части, из-за его спины трусливо выглядывает прапорщик, дежурный по столовой  и прапор - старший повар.


    -Кто то здесь собирается оспаривать запись дежурного фельдшера!? -рявкает на всю столовую мой шеф.
 -Ннникаккак-нет!-  мычит в ответ дежурный по столовой
-То-то же. Я научу вас "Родину любить". Готовься заступить в наряд  на вторые сутки , кусссок! - угрожающе сычит мой протектор.
-Командиру уже доложил? - спрашивает начмед у дежурного по части.
-Так точно. -бормочет под нос старлей.
-Тебе же хуже. - рявкает Доника.
-Значит так, обед по распорядку. Порядок наводить в процессе. А с командиром я сам буду говорить. Пошли от сюда! - это он уже мне.


            По дороге к ПМП.
-Так ты понял, как надо контролировать такой объект, как солдатская столовая? - спрашивает меня, быстро шагая по дороге НМС.
-Так точно.
-То то же. Учись салага, пока я живой. Может быть когда - ни будь тебе это пригодится.
 Забегая далеко наперед, скажу. Пригодилось. Еще много и много раз в дальнейшей службе.


             Как прошло объяснение начмеда с командиром  по поводу этого мелкого в масштабе части, и огромного для меня, инцидента в столовой, мне никто не докладывал, но и никто меня не тормошил по этому поводу. В дальнейшем я понял, что это совершенно рядовое событие. Никто этим в армии не заморачивается. И порядка в столовой ни на йоту с того момента не добавилось. Да здравствует  грунтовой иммунитет*!
То что я здесь описал, ежесуточно происходит на армейских пищевых объектах, ежесуточно, изо дня в день. Веками. И почти ничего там не меняется.


*грунтовой иммунитет- эпидемиологический термин.
т.е. иммунитет приобретаемый аборигенами, копающимися в родном навозе всю жизнь.