Чудесная страна Голландия!

Фёдор Тиссен
Строительство дамб и жизнь людей ниже уровня моря – это явление уникальное во всей истории человечества. Во время моих рабочих командировок в Голландию эти дамбы меня удивляли больше всего. Особенно в самый первый раз. За окном кабины проплывают поля, каналы, ветряные мельницы, окраины Амстердама. Впереди туннель, едем под проливом, над нами проплывает яхта, чудеса, да и только.

Всё мне ново, неизвестно и интересно. Заезжаем на дамбу Афслёйтдейк. У въезда на дамбу стоит памятник. Мой шеф, профессор Бухкремер, спокойным и невозмутимым голосом заявляет, что это Ленин. Скорость перед шлюзами небольшая, успеваю разглядеть знакомое изваяние. Точно, Ленин! Как он сюда попал?

Профессор говорит, что после перестройки этих ленинов русским девать некуда было и голландцы себе один задаром забрали. Ставили же русские памятники Ленину у шлюзов на Беломорканале, ну вот и эту дамбу решили украсить памятником Ленину. Профессор любуется тем как я пучу глаза и ухмыляется. Разыграл. Капитально разыграл.

Памятник на дамбе Афслёйтдейк установили в честь инженера Корнелиса Лейли. Раньше на этом побережье земля была ещё ровней, а жизнь намного круче. Дамб было много, но они от наводнений не спасали и Лейли предложил перегородить всё море. Пять тысяч рабочих пять лет выкладывали каменный вал, который соединил два искусственных полуострова. Голландская мечта стала былью - на отвоёванных у моря землях была образована новая административная провинция.

Едем по дамбе, она расширяется, впереди выезд на стоянку, рядом ресторан и высокая стела. На неё можно забраться по лестнице. Пулей залетел наверх и обомлел. Слева море, справа море, посередине дамба, на ней четыре полосы автострады, справа от неё полоса серых гранитных валунов, слева газон, за газоном велосипедная дорожка, за ней забор, за забором узкая полоса зелёного луга, на котором пасутся овцы. На горизонте все эти полосы, серые, чёрные, зелёные соединяются воедино и уходят в точку. Надо мной кружат чайки, пахнет морем.

После дамбы дорога ведёт в порт Харлинген. Вместо главной улицы через весь посёлок проходит канал. Среди старинных крыш то там, то тут торчат мачты парусников. Всё похоже на какую-то декорацию для съёмок сказочного фильма про алые паруса. Резким контрастом к этой картине маячит у берега огромный многопалубный паром.

Едем к нему по узким улочкам, шины стучат по брусчатке, выезжаем на терминал и ждём указаний вахтёра. Заезжаем в трюм, в нём уже в два яруса стоят уже десятки легковушек и грузовиков. Профессор тянет ручник и выводит меня на верхнюю палубу. Там вдали на самом горизонте чернеется полоска земли. Это остров Тершеллинг.