Н. Чупиро. 15. Подвиг капитана

Александр Соханский
       Текст печатается по разрешению Николая Леонидовича Чупиро
       с его цифровых черновиков без купюр и редактирования,
       за исключением правки машинных опечаток.
       Авторские названия глав сохранены.
       Текст первоисточника здесь обозначен двойными кавычками.



П О Д В И Г   К А П И Т А Н А

       ««Над аэродромом Старая Торопа неспешно проплывали легкие белые облака. Лето только-только вступало в свои права. Капитан Березовский быстрым шагом обходил стоянку самолетов–буксировщиков. Первый авиапланерный полк ВДВ получил особое задание Верховного Главнокомандующего – доставить оружие, боеприпасы и подрывников в партизанские бригады Белоруссии. Перед летним наступлением 1943 года немецкое командование решило обезопасить свои тыловые коммуникации от результативных действий народных мстителей. Было выделено для проведения карательных операций несколько дивизий СС. Командиры партизанских соединений обратились в Центральный штаб партизанского движения  за помощью.
       И.В.Сталин приказал заводам, выпускавшим тяжелые транспортные планеры Г-11 и А-7 в течение месяца выпустить по 50 изделий и осуществить на этих планерах доставку всего необходимого в партизанские соединения.
       Вот и торопился капитан Березовский проверить материальную часть перед ночным рейдом в тысячу километров. Его эскадрилья первой должна была доставить взрывчатку и боеприпасы на небольшую площадку в густом лесу.
       Для доставки тяжелых десантных планеров к месту посадки используют самолеты-буксировщики (см.рисуок). Пять хорошо повоевавших бомбардировщиков, о чем говорили множество заплат на крыльях, стояли на летном поле. Экипажи проверяли работу двигателей, заправляли самолеты горючим.
       Березовский был не новичком в авиации. С начала войны до лета 1942 года он на своем «ишачке» (истребителе И-16), участвовал в жарких схватках с немецкими «Мессершмитами-109». В одном из боев две пули, выпущенные «худым», попали в кисть руки Березовского. Врачи сделали все, чтобы спасти руку, но путь в истребители был закрыт. Командование предложило летать на планерах и он согласился.

       Для выполнения задания из глубокого тыла в полк прибыло 30 десантных планеров А-7. В сцепке с самолетом СБ и ДБ-3Ф обычно летело по два планера, соединенные 100-метровым буксировочным тросом. Березовский проконтролировал загрузку 10 планеров, лично осмотрев размещение тюков внутри кабины. Были случаи, когда, благополучно долетев до партизанской площадки, из-за смещения груза планеры взрывались при приземлении.
       С наступлением темноты аэросцепки поднимались в воздух, постепенно поднимаясь до высоты 3000 метров. Курс на запад. Сейчас самым главным в сцепке стал штурман – от него зависело нахождение посадочной площадки. По расчетам, время полета 3,5 часа.
       Штурман не подвел, на земле загорелись костры в виде треугольника. Перед вылетом капитан собрал планеристов, объяснил, что первым сажать планер будет он. Если после благополучного приземления будет выпущена зеленая ракета, остальные планеры по очереди должны следовать на посадку. Березовский, делая виражи над площадкой приземления, быстро снизился. Планер заскользил по траве, остановившись в ее центре.
       Капитан вышел из планера, зацепил за голенище сапога рыболовный крючок, к которому была привязана леска. Сделав несколько шагов вперед, он почувствовал натяжение лески и остановился. Из темноты к нему бежали люди. Когда они крепко схватили его за руки, отобрали пистолет, он понял, что это ловушка – ложная площадка, организованная немцами.
       Березовский сделал еще один шаг вперед, леска вырвала чеку гранаты, которая находилась в тюке с взрывчаткой в грузовом отсеке планера. Мощный взрыв разметал планер и окружавших капитана врагов, дав сигнал остальным планеристам искать,  используя запас высоты, настоящую партизанскую площадку.

       В десяти километрах от места гибели командира загорелись костры. Груз был доставлен по назначению.   
      
       Капитану Березовскому в этот день исполнилось 29 лет»».





       Продолжение: «Н.Чупиро. 16.Самолёт БИ-1 – от проекта до полёта» - http://proza.ru/2021/10/28/528