Рембрандт на вынос

Алина Алексеева-Маркезин
   Рембрандт ван Рейн.Портрет Якоба де Гейна Третьего. ок. 1632.дубовая доска, масло. 29,9 ; 24,9 см Далвичская картинная галерея, Лондон

 Упомянута в Книге Рекордов Гиннесса как наиболее часто похищаемое полотно.

      Заказчик Якоб де Гейн 3-й (ок. 1596—1641) был художником и третьим в роду подряд, носившим это имя. Его дед был миниатюристом и живописцем по стеклу, а отец гравером и графиком. Благодаря богатому наследству он не утруждал себя работой.

      После путешествия в Лондон в 1618 году в компании с Константином Хёйгенсом и в Швецию в 1620 г. Якоб де Гейн III обосновался в Утрехте, где и прожил до самой смерти. Он покровительствовал Рембрандту, в частности, приобрёл у него «Учёный спор». Модель идентифицируется по надписи на обороте. Константин Хёйгенс в стихотворных строчках, посвященных портрету, едко критиковал не очень явное портретное сходство.

      К этой картине имеется парное изображение — «Портрет Морица Хёйгенса» (ныне в Гамбурге), брата упомянутого выше Константина.

        Де Гейн и его друг Мориц Хёйгенс, служивший секретарем Госсовета, заказали Рембрандту два своих портрета, вероятно в Гааге, попросив написать их в одном формате. Рембрандт выполнил заказ, использовав в качестве основы для картин одну доску.

       Друзья на портретах одеты в похожую одежду и обращены лицом друг к другу. Они договорились, что тот из них, кто умрёт первым, унаследует картину умершего, чтобы не расставаться и в смерти (об этом говорит надпись на обороте). Так и произошло, когда де Гейн скончался первым в 1641 году.
      
     Рембрандт использовал остаток доски для написания третьей картины — своего автопортрета (1632 год, галерея Монте-Карло).Все три работы воссоединились вновь на выставке в Далвичской галерее в 2006 году.

    КРАЖИ.
 
       Портрет де Гейна выполнен маслом на дубовой доске и имеет очень “лаконичный” размер – 29,9 на 24,9 см. Собственно карманный формат и стал причиной феноменальной, как для живописной работы, похищаемости – с 1966 годе ее воровали четыре раза, причем за это никого не арестовывали и не судили – она возвращалась на законное место как бы сама собой.
   
    1.Обнаружена на скамье кладбища в Стрэтхеме, Англия.
    2. Найдена на багажнике велосипеда.
    3.С 14 августа по 3 сентября 1981 года. Возвращена, когда полиция задержала такси с четырьмя мужчинами, имевшими её при себе.
    4.С 1983 по 1986 год. Вор спустился с потолка, разбив стеклянную крышу. Возвращена через три года, в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии в Мюнстере, Германия.


       Каждый раз картина возвращалась анонимно и никто не был обвинён или осуждён за её исчезновение.(Викип.)
 
     Сегодня парные портреты хранятся в Далвичской галерее, директор которой утверждает, что система охраны настолько совершенна, что проще унести все здание музея, чем эту малюсенькую картину.