Эсерка Мария Спиридонова

Александр Щербаков 5
О событиях лета 1918 года не очень много писали в учебниках истории, а в те годы я в основном знал историю своей Родины в пределах школьных учебников. Поэтому фильм «Шестое июля», увиденный в годы учебы в Хабаровском медицинском институте, расширил мои познания об этом периоде.

«Шесто;е ию;ля» — советский полнометражный чёрно-белый историко-революционный художественный фильм режиссёра Юлия Карасика, снятый в 1968 году к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина на киностудии «Мосфильм» по одноимённой пьесе Михаила Шатрова.

Фильм основан на реальных исторических событиях и посвящён 50-летней годовщине подавления большевиками левоэсеровского мятежа, произошедшего в Москве в июле 1918 года, во время Гражданской войны в России.

1918 год. В России голод, разруха, интервенция. 4 июля в Москве открывается V Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В рядах революционеров — раскол. Левые эсеры делают попытку вырвать власть из рук большевиков. По требованию фракции левых эсеров к депутатам обращается с пламенной речью представитель подпольного украинского крестьянского съезда Александров. Он призывает собравшихся голосовать за отказ от позорного Брестского мирного договора.

После выступления Ленина, доказывающего невозможность, в условиях катастрофической нехватки сил, вести войну с Германией, большинством голосов, съезд принимает резолюцию фракции большевиков, одобряющую деятельность Совнаркома.

6 июля Центральный комитет Партии левых эсеров собрался на экстренное заседание. Для разрыва неприемлемого, с их точки зрения, договора было принято решение о физическом устранении германского посла графа Мирбаха.

Убийство посла послужило знаком к началу восстания. Одно за другим в руках нападавших оказываются здания важнейших городских служб. На сторону мятежников переходят некоторые находящиеся в Москве воинские части. Арестованы Дзержинский и Лацис. Получено сообщение из Ярославля о мятеже, возглавляемом Савинковым.

К вечеру, используя последние резервы, большевики отправляют делегатов съезда в трудовые коллективы для массовой агитации и организации защиты города. Всем предельно ясно, что для эффективного противодействия нужны не слабо обученные добровольцы, а организованная военная сила.

На рассвете в город вступили части Латышской стрелковой дивизии. Миссия Данишевского, отправленного на переговоры, завершилась успешно. Через несколько часов тяжёлых боёв левоэсеровский мятеж был подавлен.

9 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов восстановил свою работу.

Лидером  левоэсеров в эти трагичные для молодой советской власти являлась Мария Спиридонова, роль которой сыграла еще совсем молодая Алла Демидова.  Мне хочется рассказать об этом историческом деятеле и о партии эсеров в истории России.

Как ни странно, политические партии в России были всегда. Конечно, не в современной трактовке, определяющей политическую партию как «особую общественную организацию», путеводной целью которой является овладение политической властью в стране.

Хотя, безусловно, в современном понимании политические партии в России возникли довольно поздно. Как известно, первыми из них стали две довольно радикальные партийные структуры социалистического толка — Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (ПСР), созданные лишь на рубеже XIX–ХХ веков. По вполне понятным причинам эти политические партии могли быть только нелегальными и работали в условиях строжайшей конспирации, под постоянным прессингом со стороны царской охранки, которую в те годы возглавляли такие ассы имперского политического сыска, как жандармские полковники Владимир Пирамидов, Яков Сазонов и Леонид Кременецкий.

Лишь после печально знаменитого царского Манифеста 17 октября 1905 года, который впервые даровал политические свободы подданным российской короны, начался бурный процесс становления легальных политических партий, число которых к моменту крушения Российской империи перевалило за сто пятьдесят. Правда, подавляющее большинство этих политических структур носило характер «диванных партий», сформированных исключительно для удовлетворения честолюбивых и карьерных интересов различных политических клоунов, абсолютно не игравших какой-либо роли в политическом процессе страны. Несмотря на это, практически сразу после повального процесса возникновения этих партий была предпринята и первая попытка их классификации.

Партия социалистов-революционеров (ПСР), или эсеры, — самая крупная крестьянская партия народнического толка — возникла в 1901 году. Но ещё в конце 1890-х годов началось второе рождение революционных народнических организаций, разгромленных царским правительством в начале 1880-х годов.

Основные положения народнической доктрины практически остались без изменения. Однако её новые теоретики, прежде всего Виктор Чернов, Григорий Гершуни, Николай Авксентьев и Абрам Гоц, не признавая самой прогрессивности капитализма, всё же признали его победу в стране. Хотя, будучи абсолютно убеждёнными в том, что российский капитализм есть совершенно искусственное явление, насильно насаждённое российским полицейским государством, они по-прежнему истово верили в теорию «крестьянского социализма» и считали поземельную крестьянскую общину готовой ячейкой социалистического общества.

В первые годы своего существования, до проведения учредительного съезда, который состоялся только зимой 1905–1906 годов, эсеры не имели общепринятой программы и устава, поэтому их взгляды и основные программные установки отражали два печатных органа — газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник русской революции».

От народников эсеры переняли не просто основные идейные принципы и установки, но и тактику борьбы с существующим самодержавным режимом — террор. Осенью 1901 года Григорий Гершуни, Евно Азеф и Борис Савинков создали внутри партии строго законспирированную и независимую от ЦК «Боевую организацию партии эсеров» (БО ПСР), которая, по уточнённым данным историков (Роман Городницкий), в период своего расцвета в 1901–1906 годах, когда в её состав входило более 70 боевиков, совершила более 2000 террористических актов, потрясших всю страну.

В частности, именно тогда от рук эсеровских боевиков погибли министр народного просвещения Николай Боголепов (1901), министры внутренних дел Дмитрий Сипягин (1902) и Вячеслав Плеве (1904), уфимский генерал-губернатор Николай Богданович (1903), московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (1905), военный министр Виктор Сахаров (1905), московский градоначальник Павел Шувалов (1905), член Государственного совета Алексей Игнатьев (1906), тверской губернатор Павел Слепцов (1906), пензенский губернатор Сергей Хвостов (1906), симбирский губернатор Константин Старынкевич (1906), самарский губернатор Иван Блок (1906), акмолинский губернатор Николай Литвинов (1906), командующий Черноморским флотом вице-адмирал Григорий Чухнин (1906), главный военный прокурор генерал-лейтенант Владимир Павлов (1906) и многие другие высшие сановники империи, генералы, полицмейстеры и офицеры. А в августе 1906 года эсеровские боевики совершили покушение на председателя Совета Министров Петра Столыпина, который остался жив только благодаря моментальной реакции своего адъютанта генерал-майора Александра Замятина, который, по сути, закрыл премьера своей грудью, не пропустив террористов в его кабинет.

Всего же, по данным современной американской исследовательницы Анны Гейфман, автора первой специальной монографии «Революционный террор в России в 1894–1917 гг.» (1997), жертвами «Боевой организации ПСР» в 1901–1911 годы, то есть до её фактического роспуска, стало свыше 17 000 человек, в том числе 3 министра, 33 губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, полицмейстеров и прокуроров, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников и т.д.

Юридическое оформление партии эсеров произошло лишь зимой 1905–1906 годов, когда состоялся её учредительный съезд, на котором были приняты её устав, программа и выбраны руководящие органы — ЦК и Совет партии. Причём ряд современных историков (Николай Ерофеев) полагает, что вопрос о времени возникновения ЦК и его персональном составе до сих пор является одной из неразрешённых загадок истории.

Вероятнее всего, в разные периоды его существования членами ЦК были главный идеолог партии Виктор Чернов, «бабушка русской революции» Екатерина Брешко-Брешковская, лидеры боевиков Григорий Гершуни, Евно Азеф и Борис Савинков, а также Николай Авксентьев, Г.М. Гоц, Осип Минор, Николай Ракитников, Марк Натансон и ряд других персон.


Общая численность партии, по разным оценкам, составляла от 60 до 120 тыс. членов. Центральными печатными органами партии выступали газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник русской революции». Основные программные установки партии эсеров выглядели следующим образом:

1) ликвидация монархии и установление республиканской формы правления через созыв Учредительного собрания;

2) предоставление автономии всем национальным окраинам Российской империи и законодательное закрепление права наций на самоопределение;

3) законодательное закрепление основных гражданских и политических прав и свобод и введение всеобщего избирательного права;

4) решение аграрного вопроса путём безвозмездной конфискации всех помещичьих, удельных и монастырских земель и передача их в полную собственность крестьянским и городским общинам без права купли-продажи и распределение земли по уравнительно-трудовому принципу (программа социализации земли).

А теперь я поведаю о самой Марии Спиридоновой, которая сыграла свою роль в этой партии, одна из фракции которой какое-то время была союзником большевиков.

Начало ХХ века. Значение слова «эмансипация» еще только начало проникать в умы некоторых русских женщин, интеллигентных, образованных. Параллельно с этим в воздухе витал дух революции, и дамам хотелось изменить общество. Пусть даже ценой убийств и каторжных работ. Зачем такая жизнь нужна была Марии Спиридоновой, ставшей одной из самых известных русских террористок тех времен?

Родилась Маша в 1884 году в Тамбове. Ее семья была довольно состоятельной – отец служил коллежским советником, а мать, как обычная женщина того времени, воспитывала пятерых детей. Все дети жили в хороших условиях, родители постарались дать им прекрасное образование. Маша училась в женской гимназии в Тамбове, и уже тогда ее знали, как хорошего организатора и руководителя, всегда требовавшего соблюдения прав человека.

К 1902 году в семье стал ощущаться недостаток в средствах и Маша, к этому времени уже окончившая гимназию, пошла работать конторщицей в губернском дворянском собрании. Здесь ее заметили местные эсеры, так как Мария умела хорошо и красноречиво говорить. Они сумели убедить девушку, «пропитать своими идеями», Спиридонова вступила в партию эсеров.

Мария участвовала в демонстрациях, протестовала против власти вместе с другими участниками партии. Дошло до того, что Спиридонова решилась на убийство ради народа. Она думала, что только так удастся добиться намеченных целей. И вот появилась мишень – ею стал Гавриил Луженовский, советник губернского правления в Тамбове и по совместительству глава социал-монархической организации «Союз русских людей». Его обозначили потому, что советник кровью подавлял крестьянские восстания в 1905 году, поэтому заслуживал такой же смерти.

Маша вызвалась его устранить, следила за Луженовским несколько дней. Наконец, в середине января 1906 года, встретив советника на железнодорожной станции, она всадила в него 5 пуль в упор. Скрыться бы не удалось, Мария хотела покончить с собой, но один из казаков оглушил ее ударом приклада по голове.

Луженовский, понятное дело, не выжил. Марию арестовали на месте. По пути в изолятор ее били, о чем сохранилась запись тюремного врача, отметившего много гематом на теле заключенной. 19 марта 1906 года Спиридоновой огласили приговор: казнь через повешенье.

Марии Спиридоновой было всего 22 года. Естественно, даже несмотря на свои убеждения, она была потрясена приговором, как позже она писала, что произошло помутнение рассудка. Ожидание смерти, которой нельзя избежать, очень сильно меняет человека. Она, сидя в одиночной камере, слепила из остатков хлеба подобие человеческой фигуры и подвешивала его, имитируя свою казнь. И так могла много часов просидеть, раскачивая «висельника» и наблюдая…

Ожидание смерти в Бутырской тюрьме неожиданно прервалось. Через 18 дней Марии объявили, что она отправляется на пожизненные каторжные работы в Сибирь. В документе об отмене приговора есть и причина: министр внутренних дел П. Н. Дурново отправил телеграмму с грифом «секретно», где сообщал, что Спиридонова и так умрет, потому что у нее туберкулез. Ей нужно посочувствовать и просто отправить на каторгу.

В Бутырке в то время сидели и другие женщины, которых осудили за антигосударственную деятельность и убийства в правящих кругах. Спиридоновой удалось тогда с ними познакомиться. Всех женщин в июле 1906 года перевезли этапами на каторгу под Забайкалье, в село Акатуй.

Террористки там могли ходить в собственной одежде, посещать библиотеку и общаться между собой. Поэтому сохранились фотоснимки, где эти женщины свободно гуляют или сидят все вместе, как будто являются не заключенными, а просто решили сфоткаться, пока станки остановились.

Начало 1907 года поменяло жизнь заключенных Акатуя. Пришло распоряжение о том, чтобы щадящий режим отменить, и всех женщин, сидевших по политическим статьям, даже больных, перевезти в Мальцевскую тюрьму. Все возмутились, так как перевозка в январе месяце могла плохо закончиться для многих каторжанок. Но это никого не волновало.

В Мальцево был очень строгий режим, так как здесь были в основном люди, сидевшие по уголовным преступлениям. Никаких библиотек и прогулок – здесь была настоящая каторга. Здесь Спиридонова прожила почти 10 лет, до самой февральской революции.

Глава временного правительства Керенский самолично подписал приказ об освобождении Марии. В марте 1917 года женщина прибыла в Читу, а потом поехала в Москву, где активно стала участвовать в левоэсеровском движении. Она работала в Оргбюро, осуществляла пропагандистскую деятельность. Мария «обрабатывала» солдат, внушая им, что нужно прекратить войну, власть отдать Советам, а землю – крестьянам.

Спиридонова была председателем на крестьянских съездах, работала в ЦИК и в крестьянском отделе ВЦИК. Вела журнал «Наш путь» в качестве редактора. В самом первом номере появилась ее статья «Задачи революции». В общем, Маша отрывалась, как могла.

В той статье Мария написала, что эсеры вынуждены сотрудничать с большевиками, потому как за ними идут массы. Но оценила их недостаточно хорошо, утверждая, что грубые меры этой партии не доведут до успеха, скоро народ от них отвернется. Еще она думала, что у большевиков просто не хватит финансовых возможностей, чтобы закончить революцию.

В этом Спиридонова ошиблась. Эсеры не смогли завоевать большинство голосов в ПСР, даже несмотря на сильнейшую агитацию в среде крестьян. Кстати, свое тюремное прошлое девушка мастерски использовала в агитационных целях. Люди видели в ней мученицу, прошедшую все круги ада ради блага народа. Американец Дж. Рид писал о Спиридоновой, как о самой влиятельной и популярной женщине России 1917 года.

Сначала Мария относилась нейтрально к деятельности большевистской партии, в чем-то даже поддерживая ее. Но в 1918 году резко поменяла отношение, выступив против Брестского мира и разорвав прежние связи. В июле всех лидеров партии эсеров, в том числе и Спиридонову, арестовали. Это произошло после те событий, которые показаны в фильме «Шестое июля».

Следствие велось до начала зимы 1918 года. Мария приговорена к году тюрьмы, однако большевики учли ее особые заслуги перед отечеством и дали амнистию. Но от своих идей женщина не отступила, продолжая выпускать статьи и призывать к объединению всех крестьян мира! Но ее попытки убедить своих однопартийцев остались тщетными. В условиях суровой реальности им казалось все недостижимым, и они отступили.

Большевики набирали силу, и вчерашние союзники им были уже неугодны. Спиридонову снова арестовали, обвинив в антисоветской деятельности. Но на этот раз поместили в больницу. Она оттуда сбежала и снова стала заниматься пропагандой своих идей, скрываясь в подполье.

Через год, в 1920-м Мария Александровна снова была арестована и провела в тюрьме год. Потом за нее заступились Бакал и Штейберг, лидеры эсеров, договорившись, что неугомонная Мария больше не станет участвовать в политической работе. Она согласилась. Однако за ней постоянно наблюдали из ВЧК, хотя Мария стала жить спокойно, не выезжая из подмосковной Малаховки.

Спиридонова знала о наблюдении и попыталась уехать за границу, не выдержав постоянного надзора. Ее поймали и приговорили к 3 годам ссылки, сначала под Москвой, потом в Узбекистане. Освободилась она только в 1930-м, но снова ненадолго.

Через год ее арестовали и отправили снова на три года в Уфу, а потом срок продлили на 5 лет. В Уфе Спиридонова вышла замуж, даже работала в Госбанке, но находилась под наблюдением. Как только она официально отбыла срок наказания, ей снова вменили «нахождение в составе эсеровской партии, вредительство и террор в разных городах России». В 1937 Марию держали в Уфимской тюрьме, потом в Бутырке, затем дали 25 лет лагерей и выслали в Ярославль.

В 1941 году о Марии Спиридоновой снова вспомнили в числе других политических заключенных. Она тогда содержалась в Орловской тюрьме. Но была привезена и казнена в Медведевском лесу вместе со 150 другими заключенными по политическим статьям. В их число вошли муж Спиридоновой, а так же ее подруга, Александра Измаилович. В 1992 году Марию полностью реабилитировали, сняв все обвинения в антисоветской деятельности.

Остается вопрос, зачем она так упорно занималась пропагандой своих идеалов? Чтобы всю жизнь провести в лагерях?