Н. Чупиро. 13. Операция -Антифриз-

Александр Соханский
       Текст печатается по разрешению Николая Леонидовича Чупиро
       с его цифровых черновиков без купюр и редактирования,
       за исключением правки машинных опечаток.
       Авторские названия глав сохранены.
       Текст первоисточника здесь обозначен двойными кавычками.

       Иллюстрации из интернет-ресурса свободного доступа.



       ««В музее города Волгограда находится меч, который был вручен ему премьер-министром Великобритании У.Черчиллем в 1943 году за мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

       Летом 1942 года танковые армады стремительно приближались к Сталинграду (такое название носил город в то время). Красной Армии не удавалось закрепиться на оборонительных рубежах. Линия фронта все ближе подходила к черте города. Верховный Главнокомандующий вынужден был выпустить Приказ № 227, который назвали «Ни шагу назад». В этом приказе под страхом расстрела запрещалось отступать без разрешения высшего командования.
       В августе 1942 года началось сражение за Сталинград. Гражданское население не смогло эвакуироваться и весь период обороны находилось в городе. Несколько штурмов выдержал город, почти все здания были разрушены. Фашистская авиация сбросила на город тысячи тонн бомб, но превратив подвалы домов в ДОТы, бойцы армии В.И.Чуйкова продолжали истреблять оккупантов. Ожесточенные бои шли за овладение Мамаевым курганом.
       Пять  месяцев длилась оборона города. Одновременно с частями, которые переправлялись через Волгу для усиления обороняющихся, к Сталинграду продвигались резервы.
 
       Генеральный штаб, проанализировав обстановку в районе Сталинграда, разработал операцию по окружению и дальнейшему уничтожению немецких войск, которыми командовал фельдмаршал Паулюс. Операция получила кодовое название «Уран».

       В начале ноября 1942 года возле Сталинграда установилась холодная, ниже двадцати градусов, погода. В наступлении, которое было запланировано на 19 ноября, очень важная роль отводилась танковым корпусам. Для боевых действий зимнее время в систему охлаждения двигателей танков заливают незамерзающую жидкость – антифриз. Его-то на Сталинградском фронте и не имелось, что грозило срывом сроков наступления.
       Главное управление Тыла Красной Армии нашло единственно возможный выход. В начале ноября 1942 года на Центральный аэродром Саратовской военной авиационной планерной школы начали приземляться десятки тяжелых десантных планеров А-7 (см.фото) и Г-11. Одним из первых приземлился планер командира группы  подполковника Д.А.Кошица.
       Курсанты школы окружили прилетевших, которые были ненамного старше их. Оказалось, что группа прилетела из Москвы, с аэродрома Медвежьи Озера и направляется в Сталинград. Внутри каждого планера стояли бочки, в которых обычно заливают горючее.
       Молодой парень, увидев удивление в глазах курсантов, пояснил, что это не бензин, а антифриз. Планерист Борис Бредихин рассказал, что вылетели в 11 часов и почти шесть шли в сцепке с буксировщиками Р-6 (см.фото) и СБ.
       Начальник Саратовской школы М.С.Одинцов из местных летчиков сформировал экипажи буксировщиков, которые должны были пойти на Сталинград. В них вошли летчики Круглов, Петраков, Красноюрченко, Ворошилов, Воронков, Усов, штурманы Омельяненко, Новосельцев, Горбунов, планеристы Родин, Фукс, Никашов, Лоскутов, Ильин.

       На следующий день, в 19 часов аэропоезда стали стартовать с аэродрома. Первым в воздух ушел разведчик погоды Петра Круглова. До Сталинграда было всего два часа лету, но слабая видимость и отсутствие ориентиров на земле осложняли полет. Группу охраняли истребители ПВО Саратова и Энгельса.
       В фанерных фюзеляжах планеров стоял жестокий холод. Ноги замерзали, руки едва держали штурвал, но планеры, буквально в нескольких десятках метрах от земли, продвигались к Сталинграду. У станции Котельниковская планеры приземлялись возле танков. Танкисты заправляли свои грозные бронированные машины антифризом и уходили на боевые позиции.
      
       19 и 20 ноября 1942 года войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов после мощной артиллерийской подготовки перешли в наступление против группировки фельдмаршала Паулюса. Танковые корпуса стремительным маршем окружили немецкие войска и соединились возле города Калач.
       В приказе заместителя Наркома обороны СССР от 9 декабря говорилось: « … С 12 по 16 ноября 1942 года подразделения авиапланерных полков ВДВ КА выполнили специальное оперативное задание Главного управления Тыла Красной Армии по доставке груза Сталинградскому фронту. Переброска на планерах в таких масштабах  проводилась впервые… Экипажи справились с поставленной задачей. За отличное выполнение оперативного задания объявляю благодарность и награждаю месячным окладом … старшего сержанта Ворошилова, лейтенанта Круглова, старшину Родина…»
       Так закончилась первая групповая операция летчиков тяжелых десантных планеров. В дальнейшем их ждала главная, опасная работа по доставке грузов партизанским соединениям, сражавшимся в тылу фашистских войск.
   
       В Германии в начале 1943 года впервые с начала 2-ой мировой войны был объявлен траур по поводу разгрома войск фельдмаршала Паулюса»».
 
               


       Продолжение: «Н.Чупиро. 14.Одиссея сержанта Ильина» - http://proza.ru/2021/10/27/291