Московия. 5. Два Василия

Поляков Виктор Николаевич
Вскоре после смерти Дмитрия Донского, в 1391 году, состоялся брак его сына Василия I и дочери литовского князя Витовта Софьи, который благословил митрополит Киприан. Этот «союз» в какой-то степени блокировал опасность со стороны Орды, но не мог не способствовать попустительству к экспансии ВКЛ. Когда Витовт захватил Смоленск, Василий приехал к тестю «отпраздновать» это событие. Без возражений он принял и вторжение Витовта в Рязанское княжество. Но когда тот двинул войска на Псков, Василий вторгся на литовские земли и захватил крепость Дмитровец. До прямого столкновения между зятем и тестем не дошло, но войска несколько раз сходились и «стояли» друг против друга на реке Плаве, у Вязьмы, и на реке Угре, после чего был заключён «вечный мир». Как раз в это время (в 1408 году) орда Эдигея вторглась в русские земли. Татары разорили окрестности, подошли к Кремлю, но атаковать его не решились.
               Один из эпизодов нашествия Эдигея показан в фильме «Андрей Рублёв».  Скудные исторические данные об Андрее Рублёве (в летописи о нем — четыре строки!) таковы: в 1408 году он расписывал с Даниилом Чёрным Успенский собор во Владимире. Но в фильме показан «набег» на Владимир татарского царевича Талыча, которого в 1411 году «призвал» нижегородский князь Даниил Борисович и отправил с ним своего боярина Семёна Карамышева. Татары взяли посады, сожгли их, разграбили церкви и побили множество людей.  В летописи фигурирует даже ключарь Патрикий (родом грек; в фильме его играет Юрий Никулин). Он действительно спрятал драгоценности соборной церкви и его жестоко пытали татары, используя самые зверские методы. Но Патрикий не сказал им ни слова. Тогда его привязали за ноги к лошадиному хвосту и…
Но реальный князь Даниил Борисович участия в разгроме Владимира не принимал, так что гневные слова Патрикия в его адрес — это вымысел. А, кроме того, он никогда не враждовал со своим братом Иваном Борисовичем по прозвищу Тугой Лук. В другом эпизоде фильма художники, работавшие «у князя», отправлются к «его брату», и боярин со своими дружинниками подстерегает их в лесу и выкалывает им глаза. Тут авторы, очевидно, имели в виду князя Василия I и его брата Юрия Звенигородского, которые тогда «крепко соперничали». Вероятно, авторы (Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский) сознательно ввели в действие два мифологических персонажа «враждующих князей», названных ими «Великий князь» и «Малый князь», у которых на самом деле было четыре «прототипа». И всех их сыграл актёр Юрий Назаров.   
              «Право» на Нижний Новгород Василий I выкупил в Орде, в сущности, «отобрав» его у городецкого князя Бориса Константиновича — отца тех самых князей Ивана и Даниила. Затем он присоединил к Москве Вологду, Муром, Устюг и земли Коми. Две его попытки отнять у Великого Новгорода Двинскую землю не увечалиьс успехом. При Василии I наблюдался заметный приток в Московские земли православной аристократии из Литовской Руси. Сначала пришёл князь Александр Нелюб с литовцами и поляками. Затем на сторону Москвы перешёл князь Свидригайло (родной брат Ягайло) и с ним шесть русских князей с боярами. За долгие 36 лет правления князя Василия I никаких других «потрясений» Москва не испытывала.

Время княжения Василия II отметилось в истории двумя основными вехами:
во-первых, в Московской Руси разразилась жестокая междоусобица, первая и последння среди «даниловичей, в результате которой погибли все конкуренты «одной семьи»;
во-вторых, в 1448 году Московская Церковь стала автокефальной, освободившись от опеки константинопольских патриархов, утвердив у себя право самим выбирать митрополитов;
Когда князь Василий I умер, его сыну Василию (в будущем князю Василию II Тёмному) было всего 10 лет. В соответствие с «лествичным» правом и неясным с юридической точки зрения завещанием Дмитрия Донского, главным претендентом на Великое княжение стал брат покойного Юрий Дмитриевич (князь Звенигородский). Но пока был жив могущественный Витовт, он оставался «попечителем» внука. Но когда Витовт умер (в 1430 г.), Василий Васильевич поехал в Орду, где состоялся суд между ним и Юрием Дмитриевичем. Ловкий боярин Иван Дмитриевич Всеволожский сказал хану: «Князь Юрий ищет Великого княжения по завещанию отца своего (Дмитрия Донского), а князь наш Василий — по твоей милости. Ты дал улус свой отцу его Василию Дмитриевичу, тот, основываясь на твоей милости, передал его сыну своему. Шесть лет уже княжит Василий, и не свергнут тобою, значит, он княжит по твоей же милости». Эта льстивая речь понравилась хану, и он дал ярлык Василию. Однако уже в 1433 году Юрий Звенигородский начал войну с племянником и захватил Москву. Василий отъехал в Коломну. И тут произошло нечто удивительное: многие жители покинули Москву, отказавшись служить князю Юрию, и направились в Коломну. Улицы маленького городка были запружены подводами; там появился административно хозяйственный штат и бояре, которые сочувствовали «своему князю». Юрий вынужден был отказаться от престола. Его «знамя» подхватили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Военные стычки с казанским царевичем из-за Нижнего Новгорода привели к тому, что в 1445 году, потерпев поражении в битве под Суздалем, Василий попал в плен к татарам и был выпущен за обещанный выкуп. Кроме того, казанским татарам были розданы русские земли «для кормления», что вызывало враждебную реакцию со стороны московского люда. Именно этим недовольством воспользовался Дмитрий Шемяка с «соратниками». В 1446 году князь Василий был схвачен заговорщиками в Троице-Сергиевской лавре и ослеплён (за что и получил прозвище Тёмный, хотя это прозвище имело, конечно, более широкое толкование). От имени Дмитрия Шемяки, Ивана Можайского и Бориса Тверского ему вменялось в вину: «Для чего любишь татар и даёшь им русские города на кормление? Для чего серебром и золотом христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил брата нашего, Василия Косого?» (Перед этим, по приказу Василия, был ослеплён захваченный им в плен Василий Косой). Наказанный князь с женой и детьми были сосланы в Углич, а его мать Софья Витовтовна — в Чухлому. И опять произошло нечто удивительное: сторонники Василия составили заговор; многие из них бежали от Шемяки в Литву; епископ Иона чуть ли не каждый день уговаривал Шемяку смягчить наказание: «Сделал ты неправду! Выпусти Василия и детей его, сними грех с души своей! Что тебе может сделать слепец да малые дети?» В конце концов, Дмитрий Шемяка поехал в Углич, там каялся перед Василием, умоляя его о прощении. Василий, в свою очередь, каялся, искренне признавая свои неправды: «Заслужил я и смертной казни, — кротко говорил он, — но ты, государь, явил милосердие своё ко мне, не погубил меня с моими грехами и беззакониями, дал мне время покаяться!» Оба обливались слезами умиления. На радостях Шемяка закатил пир и подарил Василию Вологду. Но как только Василий получил свободу, его приверженцы толпами устремились к нему. Это были бояре, священники, воины. Причём на помощь ему спешили и те, кто бежал в Литву. Игумен Кирилло-Белозерского монастыря убедил его, что клятва, данная им Шемяке «в неволе и страхе», — незаконна. Тут следует уточнить, что крестное целование нарушали все братья неоднократно! Дмитрий Шемяка правил в Москве чуть меньше года. Вскоре отряд Василия взял Кремль, сторонники Шемяки были схвачены и закованы в кандалы, а москвичи приведены к присяге князю Василию II. Продолжительный «бунт» Дмитрия Шемяки закончилась тем, что в 1450 году его войска потерпели поражение, а сам он был отравлен. Это стало символическим рубежом победы новой династической власти над «стариной». «Слепой победил зрячих!» — так говорили потомки.

В 1438-1445 годах состоялся вселенский собор католической церкви, в котором приняла участие делегация восточных церквей. Он открылся в Ферраре (1438- 1439), был перенесён во Флоренцию (1439-1442) и закончился в Риме (1443-1445). Его задачей было  преодоление догматических разногласий и заключение унии между церквами. Усиление турецкой опасности вынудило византийцев к заключению Флорентийской унии (1439) на условиях признания верховенства папы, принятия догм католического вероучения при сохранении обрядов восточной церкви. От Руси унию «защищал» митрополит Исидор. Но её отвергло всё низшее духовенство Московской, Литовской и даже Галицкой Руси. Во многом этому способствовала позиция польского короля Казимира IV, который поддерживал римского папу Феликса V, игнорируя заключившего унию папу Евгения IV. По приказу Василия II Исидор был заточён в темницу. Затем ему дали возможность бежать в Рим, где он удостоился чина кардинала. После изгнания Исидора русская метрополия несколько лет оставалась вакантной. Это было время, когда Василий II сначала находился в плену у татар, а затем в изгнании в Угличе. Но сразу по его возвращению на московский трон, в 1448 году, Церковный собор утвердил митрополитом рязанского епископа Иону. На соборе присутствовали епископы четырёх епархий: Ефрем Ростовский, Варлаам Коломенский, Питирим Пермский и Авраамий Суздальский. Архиепископ Новгородский Евфимий и тверской епископ Илия пристали повольные грамоты. В 1452 году полский король Казимир IV особым документом признал Иону митрополитом Киевским, подтвердив его права на все церковные имения на территории своего государства. Русская Церковь стала автокефальной, то есть, независимой от греческой церкви. А 29 мая 1453 года и сам Константинополь пал под ударами турок-османов.
      
По духовной Василия II Тёмного, составленной около 1462 года, можно видеть плоды полутора вековых скопидомных усилий московских князей по собиранию чужих земель. Если у князя Данилы владения не достигали и 500 квадратных миль, то у Василия Тёмного они превышали 15000 квадратных миль.