Разбор Иваном Диденко фильма Схватка

Сергей Бессонов
Прежде всего нужно сказать, что разборы фильмов, пьес, театральных постановок, режиссерских решений, которые представляет нашему вниманию Иван Диденко, всегда интересны, заставляют задуматься, переосмыслить прочитанное или увиденное. Особо хочется отметить его глубокий и чрезвычайно интересный, разбор пьесы В. Шекспира “Гамлет”. Можно даже сказать – непревзойденный.

Можно вспомнить и том, что сам Н.С. Михалков, кинорежиссер, имеющий всемирную известность, обратился к Ивану Диденко с просьбой разобрать свои фильм и пьесу «12». И опять-таки Иван Диденко прекрасно справился с задачей, дав очень тонкий и адекватный анализ этих произведений.

К сожалению, разбор фильма “Схватка” не оказался таким же глубоким. С одной стороны, И. Диденко впал в какие-то непонятные субъективные рассуждения, искажая то, что показано на экране, с другой, занялся не столько разбором фильма, сколько поиском смысловой нагрузки, «поучительной мысли» и влияния фильма на зрителя, сравнив, например, смысловую нагрузку этого великолепного детектива с философско-фантастическим фильмом “Сталкер”, который, кстати, остался непонятным довольно широкой публике…

Оба фильма, конечно, относятся к классике жанра, но сравнивать философско-фантастическое произведение с детективом просто абсурдно. Нельзя сопоставлять несопоставимое.

Субъективные оценки, граничащие с фантазией, даются с самого начала разбора фильма. И. Диденко представляет нам гангстера, которого играет Робер Де Ниро, как очень «спокойного, хладнокровного, уверенного в себе, человека, очень расчетливого, очень последовательного». «Он абсолютный кремень, и интеллектуально сильный человек, которого никто не может переиграть.» Причем, И. Диденко уверяет нас, что таким его представляет сам режиссер, и просит нас запомнить, что «в первых десяти минутах фильма нам Роберт Де Ниро показывается как последовательный, хладнокровный, умный, расчетливый человек.»

Все это, разумеется, совсем не так. За 10 минут фильма ничего подобного мы не видим. Фильм начиется с того, что (если мы смотрым фильм впервые) режиссер знакомит нас с персонажами, о которых мы вообще ничего не знаем. Де Ниро выходит из метро и идет в больницу в форме работника скорой помощи. Он проходит через всю больницу по длинному коридору, садится в машину скорой помощи и уезжает. Затем нам показывают Вэла Килмера, который покупает в каком-то магазине нечто тяжелое и дорогостоящее...

Следует довольно сдержанная сцена лобзаний Аль Пачино (мы о нем тоже еще ничего не знаем) с какой-то женщиной. После этой сцены мы узнаем чуть больше: у женщины есть дочь лет 12-13, которая ждет, что за ней заедет ее отец. Она называет Аль Пачино Винсентом. Это первое имя, которое звучит в фильме. Мы узнаем также, что отец девочки (мы его в фильме так и не увидим) уже опаздывает на полчаса, и, вероятно, девочка опоздает в школу. Винсент куда-то спешит, берет со стола пистолет и уходит. Женщина встает и глотает какие-то таблетки. Ее дочь не находит свои туфли, боится опоздать и плачет. Мама пытается ее успокоить...

Новая сцена: какой-то бородатый и неопрятный человек выходит из какого-то заведения и просит налить ему полный стакан кофе, но, не дожидается и бежит к какому-то грузовику, чтобы подсесть к водителю. Водитель не пускает его и спрашивает его имя. Бородач называет свое имя - Уэйнгро и подсаживается к водителю. Мы узнаем имя водителя – Майкл. Это третье имя в фильме.

Майкл говорит, что он всегда работает вместе с группой каких-то людей. Мы снова видим Де Ниро в машине скорой помощи. Он разговаривает с каким-то человеком (Денни Трехо) по рации. В кадре появляеся Вэл Килмер в одежде медработника. Майкл разговаривает с Де Ниро, звучит напряженная музыка, и мы понимаем, что что-то должно произойти. Майкл, Уэйнгро и Вэл Килмер надевают маски. Становится понятно, что речь идет о гангстерах и, видимо, сейчас произойдет какое-то нападение, которым руководят Де Ниро и тот человек, с которым Де Ниро говорил по рации. Машина скорой помощи и грузовик набирают скорость. Мы видим инкассатроский фургон, который вот-вот будет атакован. Грузовик врезается в фургон, фургон переворачивается. Водитель фургона предупреждает по рации коллег об атаке грабителей. Грабители в масках окружают перевернутый фургон. Водитель предупреждает полицию. Его предупреждение слышат грабители и засекают время. У них на ограбление есть 3 минуты. Происходит взрыв. Через взорванную заднюю дверь фургона грабители выталкивают оглушенных охранников, и один из грабителей начинает что-то искать в фургоне.. 10 минут фильма истекли.

Здесь стоит все-таки отметить отличный ход режиссера, который совершенно неожиданно делает зрителя свидетелем жесткого нападения на инкассаторов. За первые десять минут фильма он сшивает воедино, казалось бы, не имеющие ничего общего между собой сцены.

Но дадим все же И. Диденко фору и продлим эти пресловутые 10 минут, дабы увидеть человека, «которого никто не может переиграть». Увы, все будет еще хуже. Оказывается, в ограблении участвует не совсем адекватный товарищ, который без каких-либо весомых причин убивает одного из инкассаторов, чем провоцирует перестрелку. Это тот самый Уэйнгро. Иными словами, при первом нашем знакомстве с преступной группой, мы становимся свидетелями прокола в «подборе кадров», и ограбление, котрое должно было пройти без единого выстрела, заканчивается тремя невинными жертвами. Тем не менее, преступникам удается скрыться с добычей. Де Ниро всречается с Джоном Войтом (имен их персонажей мы до сих пор не знаем), получает от него деньги за работу, и мы узнаем, что грабители украли ценные бумаги у некоего Ван Занта, который работает на картель наркоторговцев...

Они расходятся, а нам предлагается сцена с места преступления, куда приезжает лейтенант криминальной полиции Винсент (Аль Пачино), который будет вести следствие по делу.

Винсент быстро анализирует действия преступников, дает четкие распоряжения своим подчиненным и делает вывод, что речь идет о профессионалах, которые «при малейшем движении устраивают жуткое месиво». Именно это дает нам понять режиссер о преступниках и о персонаже Де Ниро в начале фильма. И именно это мы должны запомнить: они при малейшем движении устраивают жуткое месиво.

Однако, несмотря, на ликвидацию свидетелей преступления, т.е. инкассаторов, находится один свидетель, которого преступники не замечают. Он дает одно очень ценное показание, благодаря которому полиция найдет всех преступников и установит за ними слежку.

Далее, мы переносимся в ресторанчик, похожий на забегаловку, где ужинают преступники, ожидая свою долю. Поскольку деньги получил Де Ниро, мы понимаем, что именно он является главой этой небольшой, сплоченной и хорошо организованной ОПГ. Джон Войт на этом этапе выглядит ее мозгом или заказчиком ограбления. В ресторанчике, где полно людей наш «последовательный, хладнокровный, умный, расчетливый» Де Ниро набрасывается на Уэйнгро, бьет его головй о стол и об окно, чем привлекает внимание некоторых посетителей заведения. Затем, обещая ему отдать долю, он выходит на улицу с ним и другими подельниками, чтобы его ликвидировать, но опять дает волю своим эмоциям и кулакам, в результате чего Уэйнгро ускользает... Эта ошибка станет фатальной. Прошло 20 минут фильма.

Где же супергангстер, которого никто не может переиграть? Где супергангстер, «брутальный до такой степени, что Чак Норрис не годится ему в подметки»?

И опять нужно отметить очередное непонятное сравнение с Чаком Норрисом, который играет обычно положительных героев, а не гангстеров, в отличие от Де Ниро. Да и Де Ниро не замечен во владении искусством рукопашного боя... Диденко опять сравнивает несопоставимое. У этих двух актеров совершенно разное амплуа. Де Ниро не Чак Норрис, не Ван Дам, не Джеки Чан и не Стивен Сигал...

Забавно и то, что после слов «брутальность и хладнокровность» И. Диденко показывает нам начало фильма, когда Де Ниро идет по больнице в одежде работника скорой помощи... В чем же проявляется брутальность? Де Ниро никого не бъет, не толкает, не терроризирует. Он спокойно идет по больничному коридору...

Создается впечатление, что И. Диденко хочет априори видеть Де Ниро в образе неуловимого гангстера и наделяет его качествами какого-то отрицательного супергероя, которого в фильме не существует. Отсюда и непонимание...

Далее И. Диденко безосновательно выдвигает тезис о том, что режиссер противопоставляет хлоднокровного гангстера совершенно импульсивному следователю полиции Винсенту.

На самом деле ничего подобного в фильме нет. Все совсем наооборот. Режиссер показывает нам, насколько эти персонажи похожи. Они как бы сделаны из одного теста, но стоят по разные стороны закона и по разные стороны добра и зла.

Практически с самого начала мы увидим, что оба персонажа (Аль Пачино и Де Ниро) в равной степени расчетливы и импульсивны. Отметим и то, что страстность поцелуев полицейского Винсента в начале фильма свидетельствует не о его какой-то импульсивности, в чем нас хочет убедить И. Диденко, а о любви к свое жене, несмотря на сложные семейные отношения. Но в каком фильме у полицейского все хорошо в семейной жизни? Во многих детективах хороший полицейский либо одиночка, либо находится в состоянии развода, поскольку женщине сложно жить с человеком, которого не только постоянно не бывает дома, но и которого могут просто убить. Для полного клише Винсенту не хватает только бутылки виски под рукой.

Но Аль Пачино в фильме всегда терезв, как, собственно, и Де Ниро, - еще одно сходство.

И. Диденко говорит, что у Винсента плохие отношения с дочерью. Мы этого тоже не увидим.

Мы опять имеем дело с какими-то фантазиями, которые И. Диденко подкрепляет утверждением: «Он на всех кричит.» Но мы не увидим в фильме, чтобы он кричал, или просто повысил голос, на дочь... Напомним, что речь идет не о родной дочери Винсента.

Другая сцена, которая по мнению И. Диденко должна нам подтвердить импульсивность Винсента, это сцена, когда он застает у жены ее новоиспеченного любовника и устраивает скандал. Только И. Диденко показывает лишь сцену с телевизором, обрезав предшедствующий ей диалог между Винсентом и его женой Джастин, которая упрекает его в том, что он слишком спокойно воспринимает присутствие чужого мужчины в доме. Поэтому мы не знаем, как расценивать этот скандал. Винсент действительно сердится или просто изображает из себя рассерженного? Каждый решит для себя сам. Заметим, только, что к этому чужому мужчине по имени Ральф наш «импульсивный» полицейский даже пальцем не прикоснется, не говоря уже о своей жене...

Далее И. Диденко рассказывает нам об аскетичности персонажа Де Ниро, «у которого нет женщины постоянной, он от любой женщины готов отказаться, для того чтобы тут же сбежать от полиции»... Из чего И. Диденко делает неверный вывод о том, что правило героя Де Ниро – «не заводить никаких постоянных отношений». Увы, отношения могут быть и постоянными, только он должен быть готов отказаться от них в любой момент. Мы не знаем, на каком этапе жизненного пути, у персонажа Де Ниро появляется это правило. И вообще, это не его правило, а правило какого-то другого человека, бывшего товарища по камере. Де Ниро сделал это правило своим и любит повторять его в фильме. Оно звучит красиво и круто, но вскоре режиссер покажет нам, насколько жалко и трусливо оно выглядит в жизни.

Разумеется, у Винсента такого правила нет, но он тоже готов бросить любимую женщину, как только получает срочный вызов, и мчаться на место преступления.

Для него ловля преступников – высшая цель. Его жена говорит об этом так: «Со мной ты не чувствуешь, что живешь. Ты живешь со своими остатками трупов, копаешься в руинах, изучаешь обстановку, ищешь знаки смерти. <…> Ты живешь только ради этого...»

Мы опять видим схожесть двух главных героев фильма.

Интересную характеристику Винсенту дает персонаж Джона Войта, который называет его самым крутым безумцем, прошедшим обучение у морпехов, «одним из тех парней, что готовы день и ночь преследовать тебя», и, даже, советует Де Ниро отказаться от ограбления банка.

Он говорит Де Ниро, т.е. Нилу, что Винсент считает его «звездой, круче всех». И это не удивительно, ведь Нил, смог переиграть его. Причем, полицейский и преступник как бы поменялись ролями. Сначала полицейские следят за преступниками, а затем, наоборот, Нил следит за полицейскими...

Заметим также, что у нашего «аскета» Нила очень приличный дом на берегу океана, и что ему все-таки необходимо украсть несколько миллионов и никак не меньше... «Неаскетичному» Винсенту миллионы почему-то не нужны. Ему достаточно ловить гангстеров и раскрывать преступления. Он вполне мог бы сказать по-жигловски: «Вор должен сидеть в тюрьме»...

Но Диденко продолжает очернять образ Винсента. Он рассказывает нам, что Винсент каким-то образом «погряз в семейных дрязгах.» «Он плохой семьянин, он плохой муж, он плохой отец...» Тем не менее, мы заметим, что в нужную минуту Винсент всегда оказывается рядом, всегда на месте. На него всегда можно положиться. Он забирает со школы дочь, хотя ее биологический отец, обещавший уже в который раз за ней заехать, так и не приезжает. Не приезжает за ней и мать... И, если девочка впадает в депрессию, то уж не по вине Винсента. В этом виноват прежде всего ее отец, точнее, его отсутствие и постоянно нарушаемые им обещания. Спасает девочку от смерти опять-таки Винсент. Он быстро делает перевязку, быстро доставляет девочку в больницу, сообщает врачам необходимые данные о ее состоянии. Здесь же он утешает ее мать. Он всегда на месте в нужную минуту.

Но разве гангстер Нил лучший семьянин? Мы не знаем, со сколькими женщинами он завязывал отношения, но можем представить, что все заканчивалось его бегством, как и в конце фильма.

В этом опять-таки проявляется сходство персонажей. У них не получается завязать долгие и прочные отношения с женщинами в силу их рода деятельности. Один гоняется за преступниками, другой скрывается от полиции...

Для сравнения семейных отношений полицейского и гангстера режиссер показывает нам другую семью, - семью Криса и Шарлин, в которой отношения еще хуже, чем в семье Винсента. Мы опять наблюдаем некоторое сходство персонажей. Крис еще более импульсивен, просаживает «заработанные» деньги в казино, в то время как в семье денег особо-то и нет. Устраивает при этом скандал, напивается и идет ночевать к Нилу. Крис и Шарлин друг другу изменяют, их семья тоже на грани распада...

И что бы нам ни рассказывал Иван Диденко, но только эти две семьи показаны зрителю наиболее полно. О семьях остальных членов банды нам ничего не известно. Известно только то, что все мужья уже успели отсидеть и, даже, по несколько раз. Их семьи мы видим мельком, равно как и семьи нескольких полицейских, которые нам показывают в ресторане. Но и здесь И. Диденко удастся исказить то, что мы видим на экране. Он расскажет нам о каких-то «тупых разговорах и ужасных отношениях с женщинами» полицейских в ресторане и о гангстерах, у которых «прекрасные отношения и счастливые разговоры»... Зритель же видит и слышит совсем не это. Зритель опять-таки наблюдает почти полное сходство обеих следующих одна за другой ресторанных сцен.

И самой значимой сценой, предназначенной показать схожесть и различие характеров полицейского и гангстера, явлеятся тот самый разговор в кафе, который И. Диденко назовет никчемным. Это центральная сцена фильма.

Разговор начинается с того, что Винсент перечисляет места заключения, где сидел наш «неуловимый» гангстер Нил и сколько лет, а также говорит ему, что гоняется за парнями, которых потом сажает. Нил отвечает ему, что больше в тюрьму не сядет. «Для этого, - гворит ему Винсент, - нужно прекратить налеты.» Зритель не может не оценить эту попытку полицейского вразумить преступника. Однако Нил отвечает ему, что занимается тем, что умеет делать, т.е. грабит, а Винсент тоже занимается тем, что умеет, т.е. ловит грабителей, подчеркивая, таким образом, их сходство.

- А нормально пожить не хочется? – спрашивает его Винсент. Но «жарить барбекю и смотреть бейсбол» Нилу не хочется. Но хочется ли Винсенту такой нормальной жизни?

Увы, его жизнь тоже не похожа на нормальную жизнь. Именно из этого разговора зритель получает подтверждение тому, что он уже успел увидеть на экране. Винсент говорит, что его жизнь «голая пустыня», что у него «чекнутая приемная дочь, потому что ее настоящий папаша – полное дерьмо», что со своей женой он «цапается» с самого начала уже третьего брака, потому что все свое время он гоняется за такими типами как Нил.

На это Нил отвечает ему тем самым правилом, согласно которому он должен суметь бросить все за 30 секунд и говорит, что у него есть женщина, которую он бросит в случае необходимости. «Таковы правила, - говорит он, - или нужно заниматься чем-то другим.»

- Я не умею ничего другого, - отвечает Винсент.

- И я тоже.

- Я держусь за работу, - продолжает Винсент.

- И я тоже, - повторяет Нил.

Они понимают, что похожи характерами и смотрят друг на друга с хитрой улыбкой.

Потом Винсент и Нил делятся своими сновидениями. Это тоже важный момент, который раскрывает нам устремления Нила. Он говорит, что у него мало времени осталось на жизнь и что сейчас он не живет... Да и жил ли? – подумаем мы. Понятно, что ему нужно сорвать хороший куш и начать новую жизнь с любимой женщиной, которая у него только что появилась. Продолжение фильма нам подтвердит его слова.

Иван Диденко полностью упустил этот разговор и, следовательно, не понял, как такой брутальный, умный и осторожный гангстер связался с какой-то женщиной...

Но на пути Нила стоит суперполицейский, готовый ликвидировать его, если придется. Нил отвечает, что тоже готов к смертельной схватке, заканчивая разговор словами: «Лучше нам больше не встречаться».

Однако, как мы увидим далее, на его пути стоит не только суперполицейский...

Затем Иван Диденко рассказывает нам о том, что Нил с сообщниками решили ограбить банк под надзором полиции. Увы, это не совсем так. Решив ограбить банк, они сначала узнают, кто именно за ними следит, проведя блестящую операцию. А после разговора Нила с Винсентом они уходят от полицейского надзора... Совсем уходят. Чисто уходят.

Поэтому ограбление банка должно пройти без сучка, без задоринки и без жертв. Для Нила этот тот самый куш для новой жизни. После ограбления банка дороги подельников должны разойтись.

Однако ограбление опять не обойдется без жертв из-за того же самого Уэйнгро, который оказывается еще и серийным убийцей. Мы можем также заметить, что все показанные нам ограбления проходят неудачно. Нападение на фургон провоцирует ненужные жертвы. Попытка обменять украденные из фургона ценные бумаги заканчивается перестрелкой, и деньги от Ван Занта грабители не получают. Следующее ограбление они вынуждены остановить, дабы избежать ареста. Ограбление банка опять заканчивается перестрелкой и гибелью почти всех членов преступной группы...

Но виноват не только Уэйнгро. Нил после неудачной попытки обменять украденные ценные бумаги звонит Ван Занту и угрожает ему ликвидацией в стиле «иду на вы»... Этот звонок Нила будет иметь самые пагубные последствия. Ван Зант воспринимает угрозу всерьез и прибегает к помощи Уэйнгро, который находит Трехо и получает от него необходимую информацию об ограблении банка. Таким образом, информация поступает в полицию.

Нил и Крис понимают, что их кто-то сдал и решают, что их предал Трехо, который в ограблении не участвовал. Нил находит Трехо умирающим. Трехо успевает ему сказать, что это дело рук Ван Занта и Уэйнгро. Нил убирает Ван Занта, но найти Уэйнгро не может. Он поручает найти Уэйнгро наводчику Нейту.

Поэтому желание отомстить Уэйнгро возникает у Нила не вдруг, как говорит И. Диденко, а сразу же после убийства Трехо и его жены. Только информацию о местонахождении Уэйнгро Нил получает уже по пути в аэропорт с Идой. Гостиница, где остановился Уэйнгро, находится практически на пути Нила, и ему остается только закончить это последнее дело, - уничтожить конченного мерзавца. Время у него на это еще есть. Говорить о том, что его можно было убить позже и что Уэйнгро никуда не денется, - это опять полный нонсенс. Мы же знаем, куда собирается уехать Нил с миллионами и с будущей женой. Его путь лежит в Новую Зеландию. А Уэйнгро в гостинице не будет жить вечно... Этого почему-то И. Диденко не понимает.

Более того, зритель ждет от Нила именно такой реакции. Зритель понимает Нила с самого начала фильма после первой неудачной попытки ликвидировать Уэйнгро. Мы понимаем и знаем его принципы. Нил для нас совершенно предсказуем. Нас скорее удивляет ответ Нила наводчику Нейту, что Уэйнгро его больше не интересует, и мы ждем, что он развернет машину и доведет дело до конца. И Нил поступает именно так, как должен поступить по мнению зрителя.

Не понравилась Ивану Диденко и последняя сцена, когда Винсент взял за руку убитого им преступника. «И долго держал умирающего гангстера за руку», - недоуменно произносит он. И снова все не совсем так. И. Диденко передергивает. Не Винсент протягивает руку Нилу, а наоборот.

Смертельно раненный Нил протягивает руку убившему его полицейскому. Винсент не отказывает ему в этом последнем желании. Не дают ли приговоренному покурить перед смертной казнью? Винсент как бы исполняет последнюю волю умирающего. Возможно, это не по-жигловски, но вполне по-шараповски...

После такого неадекватного пересказа фильма И. Диденко решил заняться поиском мысли, которую хотел донести до зрителя режиссер фильма. Понятно, что и на этом поприще он потерпит, как мы увидим, полную неудачу.

Начинает И. Диденко опять-таки с ложных постулатов о том, что «нам представили всех гангстеров, показали их семью, отношение, их характер и не представили никого из полицейских». Показана же нам только одна семья Криса и Шарлин. Не даром сам Диденко неверно строит фразу, говоря, собственно, об одной семье, а не о семьях. Причем, в отношениях между Крисом, Шарлин и Нилом кое-что остается за кадром. Из содержания фильма мы понимаем, что между ними существует какая-то более тесная связь, о которой режиссер оставляет только намеки. Например, после первого показанного нам скандала в семье Криса и Шарлин, Крис ночует у Нила. Причем, Нил находит у себя полупьяного Криса только утром, потому что его самого нет дома. Это значит, что они настолько близки, что Крис может прийти к Нилу, когда угодно, даже в его отсутствие. Т.е. у Криса, по всей видимости, есть ключ от дома Нила.

Нил не будит его, а тут же звонит Шарлин, чтобы узнать, в чем дело. После этого он говорит с Крисом и узнает от него, что она его бросает, «потому что мало стейков в холодильнике»… Здесь же Нил впервые озвучивает правило, согласно которому тот, кто хочет орудовать на улице, не должен ни к кому привязываться и не иметь в жизни ничего, что могло бы задержать его больше, чем на 30 секунд. Крис знает это правило, но не хочет подчиняться ему. «Она /т.е. Шарлин/ для меня как солнце»**, - отвечает он.

Затем Нил едет к Шарлин, видит, что у нее есть любовник, но настаивает на том, чтобы она вернулась к Крису.

При этом он просит ее дать Крису последний шанс и говорит, что, если Крис опять поведет себя с ней недостойным образом, он отдаст ей все деньги Криса… Да-да, все деньги Криса! Наличие у Криса ключей от дома Нила и готовность Нила отдать Шарлин все деньги ее мужа говорит нам об очень близких отношениях между ними.

Другие семьи гангстеров и отношения в семьях нам не показаны, за исключением короткой сцены в ресторане, когда Майкл дарит кольцо своей жене, что совсем не раскрывает, как мы уже говорили, ни семейные отношения, ни характеры.

Поэтому мы можем сравнить только две семьи, более или менее полно показанные в картине: семью Криса и семью Винсента. Поэтому паритет полностью соблюден авторами фильма.

Несмотря на это, И. Диденко обрушивается с жесткой критикой на семьи полицейских, о которых мы практически ничего не знаем, и рассказывает нам, что «у них нет денег, у них все браки разрушены, их дети – ничьи дети, дети у них кончают жизнь самоубийством»…

Разумеется, мы ничего этого в фильме не увидим.

Затем И. Диденко возвращается к протянутой Винсентом руке и говорит, что «мы сочувствуем гангстеру», потому что «полицейский не в морду ему плюнул, а за руку взял»… Опять очень странное рассуждение. Выходит, что, если бы Винсент плюнул убитому преступнику в лицо, нам не было бы его жаль? Разумеется, у каждого своя чувствительность. Наверное, какая-то часть зрителей пожалеет Нила, которому так и не удалось реализовать свою мечту, другой же его жаль совсем не будет, и на это есть очень веские причины.

Прежде всего, чтобы жалеть Нила мы должны забыть о всех жертвах его действий, а их, в общем-то, немало. Особенно следует отметить перестрелку на улице после ограбления банка, где полным полно прохожих и машин… Нашим «честным» гангстерам (как говорит о них Диденко) совсем не важно, какими жертвами они заплатят за свое бегство. Они стреляют во все стороны. Майкл, не колеблясь, берет в заложники подвернувшегося ему под руку ребенка…

В конце фильма мы видим также всю ничтожность крутого правила 30 секунд. Нил выглядит таким жалким и подавленным, что для зрителя он уже умер. Нил трусливо бежит от Винсента, и зритель уже понимает, чем все закончится.

И, как мы уже говорили, именно Нил тянет руку к Винсенту. Именно Нилу нужен последний физический человеческий контакт. И Винсент делает этот благородный жест. Он подает ему руку, как бы отпуская преступнику его грехи… Да и ничего другого мы от Винсента не ждем. Мы уже знаем его. Винсент так часто выступает в роли спасателя, что мы примерно понимаем, о чем он думает в этот момент. Он видит очередную ненужную жертву. Жертву погони за легкой наживой и за красивой жизнью, которой у него не было, нет уже никогда не будет. Этого не понимает только И. Диденко, который говорит нам, что Винсент считает Нила своим другом и хорошим мужиком, добавляя при этом, что мы на протяжении всего фильма ассоциируем себя с группой гангстеров. Это опять-таки очень безапелляционное утверждение, которое ничем не подкрепляется. Сложно ассоциировать себя с грабителями. Возможно, конечно, что какая-то часть зрителей и ассоциирует себя с такими персонажами, но в данном фильме какой-то особой привлекательности гангстеры не имеют.

Чем, например, привлекателен Крис? Совершенно инфантильный и неуравновешенный тип, в чем его, собственно, упрекает жена. Майкл, как мы уже говорили, не задумываясь, берет в заложники ребенка. Как можно себя с ними ассоциировать? Может быть Трехо чем-то лучше? Мы о нем мало что знаем, но он всего лишь шофер и одевается как бомж… Да и следящих за ним преступников не смог отличить от полиции…

Остается только Нил с его главным крутым правилом 30 секунд… Насколько оно привлекательно и круто, нам показано в фильме.

Поэтому безусловный герой фильма, конечно же, Винсент.

Но И. Диденко идет еще дальше в своих выводах. Он говорит нам, что в фильме показано, что «если жизнь тебя вынуждает, то ты можешь, в общем, в крайней ситуации, быть таким же как он /Нил/». Однако мы заметим, что жизнь никого в фильме особо не вынуждает быть грабителем. Майкл вообще обеспеченный человек. Крис, по всей видимости, игрок и транжира… У Нила, по всей видимости, денежных проблем нет. О Трехо мы вообще ничего не знаем… Именно поэтому И. Диденко, как за палочку-выручалочку, хватается за другой эпизодический персонаж, - недавно вышедшего на свободу негра по имени Дональд, пытающегося начать ту самую «нормальную жизнь», о которой говорили за чашкой кофе Винсент и Нил. У этого персонажа действительно есть проблемы. Он смог найти, очевидно, по знакомству работу в какой-то забегаловке, где, как мы понимаем, ему платят небольшие деньги и где его постоянно унижает начальник.

Действительно, вместо того, чтобы сменить работу, если уж ему так невыносимо делать все то, что его заставляют, он соглашается на предложение Нила, стать шофером его преступной группы. Эта сцена нам кое-что напоминает, а именно, сцену из фильма Брайана Де Пальмы «Лицо со шрамом», когда Тони Монтана и Маноло бросают работу в такой же забегаловке, присоединяясь к группе наркоторговца Френка.

Только, если Тони и Маноло сами станут крупными наркоторговцами, герой фильма «Схватка» долго не проживет. Он погибнет через несколько минут в перестрелке с полицией. Да, он становится таким, как Нил, - мертвецом, оставившим в одиночестве любящую его женщину... Зритель воспринимает поведение Дональда как непростительную смертельную ошибку.

Поэтому из этого эпизода сложно сделать вывод И. Диденко: «если тебя прессует на работе начальник, бросай /../ эту работу и иди грабить банк».

Затем И. Диденко переходит к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и к образу Раскольникова но, к большому нашему сожалению, не станет искать какие-либо параллели или их полное отсутствие, а перейдет к фильму «Джокер» и станет выискивать параллели с этим фильмом и закончит мультфильмом "Маша и Медведь", который по его мнению "калечит детей". ***

А параллели с романом Достоевского провести довольно несложно.

Во-первых, фильм «Схватка» тоже мог бы называться как и роман Достоевского, поскольку речь идет именно о преступлении и наказании. Мы можем заметить, что практически все преступники и «неуловимые» гангстеры в итоге наказаны. Исключение составляют только наводчики. Только они выходят сухими из воды. Все остальные погибают за исключением Криса. Но и Криса наказание не обходит стороной. Он лишается женщины, «с которой для него всходит солнце», лишается и ребенка. Того самого ребенка, которого в ссоре он грозится не оставить своей жене. В итоге ему предстоит бросить и любимую женщину, и сына за те самые 30 секунд, о которых он не хочет слышать. Да, он уезжает с миллионами, но мы знаем его пороки. Мы знаем, например, что он любит просаживать деньги в казино и понимаем, что легко доставшихся денег надолго ему не хватит.

Во-вторых, некие параллели можно провести и с героем романа Достоевского Раскольниковым. Конечно, Раскольников – одиночка, а в фильме мы имеем дело с организованной преступной группой. Но Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы, вызывающей омерзение у читателя. Не будем вдаваться в философские рассуждения Раскольникова, скажем только, что он идет на убийство старухи, которая, пользуясь своим положением, забирает у людей последнее, что у них есть. Поэтому читатель не жалеет старуху.

В фильме преступники никого убивать вообще не собираются, за исключением разборок между ними, Ван Зантом и Уэйнгро.

При первом ограблении они крадут ценные бумаги у пособника наркоторговцев. Кто же будет жалеть ограбленного преступника? Второе ограбление нам не очень понятно. Известно только, что преступники должны похитить платину с какого-то склада, но у них это не получается. Ограбление банка тоже не задевает интересы какого-то определенного человека. Да и банк застрахован. Однако первое и последнее ограбления заканчиваются как у Раскольникова, - смертью невинных людей. Увы, Раскольникову, дабы «убрать свидетеля», приходится убить сестру старухи, которая страдает не меньше других от ее деспотизма, а преступникам в фильме приходится применить оружие против инкассаторов, полицейских и людей, которые попадают в поле обстрела. Все «благие намерения» налетчиков заканчиваются жертвами невинных людей. Конечно, Раскольников мучается и приходит к раскаянию, но в фильме мы имеем дело с уже закоренелыми преступниками, которых никакие угрызения совести не терзают.

Почему же зритель станет жалеть Нила и его подельников?

Далее И. Диденко говорит об опасности подобных фильмов. К несчастью, И. Диденко совсем не понимает, что предсказать и понять, как повлияет тот или иной фильм на зрителя, особенно на подростков, невозможно. (Заметим, что фильм «Схватка» имеет возрастное ограничение.)

Кто мог предположить, например, какое негативное влияние окажет французский фильм «Фантомас» на целое поколение советских людей? Если мы будем разбирать эту совершенно безобидную комедию, мы и представить себе не сможем, что кому-то придет в голову подражать Фантомасу. Поэтому фильм очень спокойно прошел через советскую цензуру и неоднократно показывался в советских кинотеатрах. Тем не менее, в СССР появились Фантомасы. Почему же образ Фантомаса оказался таким заразительным? Все объясняется довольно просто. В фильмах о Фантомасе мы имеем дело с незадачливыми полицейскими под начальством такого же разини комиссара полиции Жюва, которого играет маленький и смешной Луи де Фюнес… Фантомас, напротив, неуловим, владеет совершенно необычными технологиями, и ему удаются все его преступления. Этого вполне достаточно, чтобы советскому подростку, не видящему в этом фильме пародию на агента 007, так понравился Фантомас…

В фильме «Схватка» ничего подобного нет. Полицейские не вызывают у нас даже улыбку. Они ведут следствие со знанием дела, быстро реагируют на полученную информацию. Поведение сержанта полиции Друкера с женой Криса безупречное. Он несколько раз осаживает ее вульгарного любовника, просит патрульную полицию проверить документы Криса, после того как Шарлин сделала вид, что приехал к ней не он. Полицейские и Винсент совершают, конечно, ошибки, но смех они у зрителя не вызывают. Да и преступники получают по заслугам. Поэтому сложно себе представить, чтобы после фильма кому-то захотелось стать таким же «крутым» как Нил и следовать его 30-секундному принципу…

-----------------------------

* О том, что речь идет о суперполицейском мы узнаем позже.

** Дословно он говорит: «Для меня солнце всходит вместе с ней».

*** Разбор И. Диденко мульфильма "Маша и Медведь" - отдельный разговор.

Смотреть разбор фильма И. Диденко: https://www.youtube.com/watch?v=yysV1fmFsZc&t=2341s

Эта же статья с иллюстрациями на Дзене