Тетради из прошлого - 3

Виктор Колдобенков
                Тетради из прошлого - 3               


Его величество случай свёл меня однажды с интересным собеседником. От него  узнал, что в интернете доморощенные кладоискатели ссылались на мой одноимённый детектив, но где конкретно, он уже не помнил. По этой причине я не смог ознакомиться с этой информацией, а через некоторое время позабыл об этом.   

Время шло. В селе «П» появилось много людей с металлоискателями, которые «прочёсывали» местность, ориентируясь по тексту моего произведения.

Мне было интересно и забавно это наблюдать во время посещения родительского дома в выходные дни. Иногда искатели проявляли завидные фантазии, о которых я даже не додумался, а они могли бы хорошо украсить мой детектив во время его написания. Я никому не говорил, что являюсь автором, что делало мою жизнь спокойной.

Но неожиданно из Австрии по электронной почте мне пришло письмо с интригующим тестом. В нём сообщалось о появлении на аукционе этой страны драгоценностей графа «О», которые наследники продолжали выкупать. Проведённые ими экспертизы подтверждали подлинность изделий. Поставщики драгоценностей не пожелали, что бы их имена сообщались на торгах. И только после обращения в частное сыскное агентство удалось получить фотографии трёх человек. Они не были известны и вели очень аккуратный образ жизни. После каждого аукциона их след терялся в международном аэропорту. Но из этого порта самолёты отправлялись и в Россию тоже. Поэтому мои австрийские друзья и просили настоятельно обратить внимание – нет ли в нашей местности, где сохранилось имение графа «О», этих людей, для чего и посылали их фото, и я в ответном письме заверил их, что приложу все усилия. 

В нашей местности одни кладоискатели сменяли других, но их количество понемногу увеличивалось. По вечерам они собирались у костра и делились впечатлениями о результатах поисков, некоторые из них надевали старинные наряды, парики и бороды, и таких ряженных становилось всё больше, и только поздно вечером расходились по своим палаткам.

На меня в такой обстановке никто не обращал внимания. И я спокойно «прочёсывал» лица всех, кто попадался в поле моего зрения. Но ни одного подозрительного лица я не увидел.

Выслушивая различные байки поисковиков, я фантазировал и о своих вариантах развития событий. К примеру: под восточной частью особняка графа «О» был подпол глубиной более двух метров, и я спокойно в нём размещался во весь свой рост. А под остальной частью глубина пространства под полом составляла не более одного метра, по которому я ради интереса и пробирался дважды во времена далёкой молодости до подпола, так как другого прохода не было. 

«Но должен же быть какой-то другой проход»? - размышлял я. И, решив тщательно обследовать фундамент, за которым находится подпол, поздно вечером стал его осматривать. Но ухватиться в буквальном и переносном смысле было незачто. И тогда я стал планомерно с большим усилием продавливать руками фундамент. Успех пришёл неожиданно быстро. Часть каменной кладки сдвинулась, образовав прямоугольный вертикальный проход, примерно, метр шириной и два в высоту. Углубившись в образовавшийся проём метра на полтора, увидел справа таких же размеров тёмный проход, в который осторожно и вошёл, предварительно включив фонарик. Каменная кладка за моей спиной стала медленно со скрежетом, как колесо в несмазанной телеге, возвращаться на прежнее место, перекрыв выход. На боковой стороне этой каменной пробки были видны уступы, ухватившись за которые, можно было сдвинуть её вправо, и опять открыть проход на улицу. Проверять не стал, так как был очень заинтригован ожиданием неизвестности. «Толщина каменной кладки в этой части фундамента должна быть не менее двух метров», - размышлял я, спускаясь по крутым каменным ступеням вниз. На глубине в несколько метров я ступил на кирпичный пол, и направил луч света в направлении прохода. На обеих стенах тоннеля из тёмного хмурого кирпича сразу зажглись тусклые огоньки, высветив не менее хмурый потолок. Меня как будто ждали. Я осторожно двинулся между этими световыми рядами, пытаясь определить источник света.  Но всё оказалось просто до банального. На стенах через равные расстояния были закреплены маленькие зеркала, расположенные под определённым углом к источнику света, и рассеивали слабый свет по всему проходу, хотя можно было бы поставить зеркала больших размеров, неужели трудно было догадаться в то далёкое время. На стене справа были нарисованы белой краской горизонтально расположенные прямоугольники небольших размеров, а так же вертикально расположенные больших размеров. Ну, наконец, через несколько десятков метров, я добрёл, кажется, до конца пути.

Это была большая, богато обставленная мебелью комната. Большой массивный тёмного цвета стол в виде полукруга плотно примыкал прямым краем к стене справа. А в плотную к левой стене находился небольшой столик из белого мрамора, на котором стояло в белой мраморной рамке узкое зеркало высотой около двух метров при высоте до потолка около трёх метров, из центра которого просачивался слабый свет через кварцевую основу под скульптурой, находящейся на поверхности земли. И эта мебель была похожа на ту, что находилась в ранее обнаруженном лабиринте. У стены напротив меня стоял тёмного цвета уютный диван и резные шкафы из тёмного дерева.  Да, и даже под землёй богатые люди хотели чувствовать себя комфортно, хотя и создавалось ощущение отрешённости от того, что осталось на поверхности земли. С нетерпением и непреодолимым любопытством последовательно открыл все двери шкафов. В одном шкафу были старинные одежды, в другом головные уборы, а в третьем парики и накладные усы и бороды. И всё перечисленное было в большом количестве и очень разнообразное. «Зачем всё это»? – промелькнула мысль. И вдруг я перехватил взгляд чьих-то глаз из шкафа с париками, которые бесцеремонно разглядывали меня, но что было самое жуткое – у них не было зрачков. Я инстинктивно закрыл дверцы, как бы отгородившись от неприятного взгляда. Но через несколько секунд заставил себя опять открыть дверцы, и сразу, выдвинув руки вперёд, постараться схватить того, чьи глаза были напротив, но там никого не было. «Уф, - снова промелькнула мысль, - опять ищу чьи-то скелеты в шкафу. Все старинные подземелья хранители своих  тайн и сюрпризов, которые могут быть достойными соперниками любому исследователю и поэтому к ним надо относиться с уважением, только тогда они не принесут неприятности и раскроют свои тайны». 

В своём повествовании, дорогой читатель, я упустил один момент. Но думаю, что вы меня простите. Дело в том, что засиживаясь у костра, поисковики употребляли самодельные настойки, в шутку говоря, что это прямые поставки из погребка графа. Но я, как работник правоохранительных органов, занимающийся расследованием, хотя и в частном порядке, должен был воздерживаться от употребления. Но, я же должен был внедряться в коллектив, а иначе, как у нас – на Руси: «если не пьёшь – значит продашь». Я же не мог быть продажным вообще, а полицейским (милиционером) тем более, а если и докладывать кому то, то это не значит закладывать  кого то, ну профессия такая, как было сказано в одном анекдоте: «стучать и стучать всегда». Но я выпивал всегда только одну стопочку, для родства души. Сразу же появлялась общая тема для обсуждения качества настойки. Которые, надо признать, были, как гласит народная мудрость: «ни уму - ни сердцу». Но я хвалил, как человек с очень чуткой «………» (сам, кажется, в мыслях путаться уже начинаю – слово нужное забыл), но способность логически мыслить ещё сохранил. Ну, проще говоря, ловить всё равно некого, ну и выпил вторую, а потом и третью, тем более что настойка оказалась превосходной. И вот что значит, более внедрился. Решительности сразу прибавилось, и - оказался в нужном месте. Но я вовремя проявил профессиональную осторожность – и после третьей ни одной.

 Но списывать увиденные глаза на счёт превосходной настойки не хотелось, так как очень реально они выглядели, хотя и странно, да и самолюбие профессионала не позволяло.

Обследовав участки стен, обведённых белой краской, выяснил, что вертикальные большие рамки, указывали на потайные входы в ранее обследованный лабиринт, а, возможно и в другие неизвестные помещения, а в местах, отмеченных маленькими прямоугольниками, были потайные щели для наблюдения. Ну, наконец, я нашёл подтверждения тому, о чём раньше знал со слов наследников графа «О».

 

Определил, что за стеной находится комната под названием «графин». Пройдя через потайной ход таким же способом, как прошёл через фундамент, оказался в комнате, в которой ничего не изменилось. Всё подземелье было законсервировано, как уникальное пространство - более, чем столетней давности. Его можно было посещать только по спецпропуску один раз в месяц. Так что я был безбилетником. Расположившись на привычном месте, зажёг все свечи  на круглом столе и стал наблюдать, как на хрустальных лицах скульптур проявляется почти живая мимика, а над серединой стола появляется свечение, похожее чем-то на человеческую фигуру.

Я погрузился в воспоминания, как расположившись вокруг стола, мы  занимались спиритизмом при помощи блюдца, поочерёдно вызывая духа, и задавали ему вопросы.

Да, были романтичные времена, о которых складывались красивые легенды, дошедшие до нашего времени: рассказы о том, как кто-то из гостей подземелья мог таинственно куда-то пропадать, а потом неожиданно появляться вновь. Теперь стало понятно, что подготовленные дворовые люди, переодевшись в заранее подобранные одежды, одевали головные уборы и парики, приклеивали накладные усы и бороды и появлялись через потайные входы в ранее обнаруженном лабиринте на время вынужденной отлучки кого-либо из гостей и заходили в комнату «графин» на одну минуту, и, сославшись на какую-либо причину, тут же выходили из комнаты. Но потом  у гостей за игровым столом возникали вопросы к вернувшемуся игроку – по поводу чего он кратковременно возвращался, и начинались недоразумения, подогретые замечательным вином из погребка.

Я спокойно предавался воспоминаниям и размышлениям, пока не услышал осторожный скрип дверок шкафа.  Осторожно выйдя из-за стола, и, через потайной ход, заглянув в другую комнату, увидел раскрытый шкаф. Посетовав на свою неосторожность, я поплотнее закрыл дверцы. Развернувшись в обратную сторону, неожиданно увидел в конце тоннеля… привидение. Это был силуэт в полутьме – с неясным очертанием в старинной одежде и головном уборе. Он (силуэт) остановился, как будто понял, что его разглядывают, и повернулся в мою сторону. Даже при этом освещении было видно, что лицо не живое с глазами, в которых не было зрачков. После нескольких секунд замешательства это нечто вошло в левую стену тоннеля. И я остался один. Я продолжал стоять на месте, раздумывая – что предпринять: пойти выяснить, куда подевалось привидение, в существовании которых не верил, то ли не обращать внимание на то, чего быть не может. После неизвестной алкогольной настойки показаться может в полумраке всё, что угодно.  Но моё мышление следователя  продолжало работать по давно отработанной профессиональной логике, не смотря на то, что к приведению применять его было глупо: если кто-то во что-то вошёл, значит должен быть проход, либо кто-то ещё заранее открыл его. Но мне не давало  покоя ощущение, что привидение меня испугалось, чего быть не может, так как эти сомнительные существа, наверняка, не едят, не пьют, не дышат и не испытывают ни страха,  ни упрёка. Но если предположить, что более чем за столетнее заточение в подземелье они настолько отвыкли от существования человека, что… испугались. И я, осмелев, разгорячённый напитком, двинулся вперёд. Не дойдя метров десять до ступеней, по которым я спускался в тоннель, увидел потайной вход, открытый  ещё во время моего спуска.  Решение нужно было принимать быстро,… и я вошёл в потайной вход, а пройдя через него, попал в неизвестный мне тоннель. Увиденное зрелище вызвало у меня растерянность, которой ранее не испытывал в жизни.  В свете моего фонаря разглядел с трудом различимые силуэты приведений, стоящих вдоль стен с неживыми лицами и тускло светящимися глазами. Я понял, что меня заманили, изображая испуг. И, с трудом переставляя ноги, стал осторожно двигаться по импровизированному  коридору,  вглядываясь с любопытством и неприязнью в неживые лица, которые на меня не реагировали. Я не верю в привидения, но если бы мне пришлось подтвердить на суде, что видел, то подтвердил бы то, чего быть не может. Странное ощущение: не верю, знаю - но вижу. И вдруг одно из этих существ, находящихся впереди по ходу моего движения, двинулось медленно  и как бы нехотя мне навстречу. Я инстинктивно оглянулся и увидел позади меня ещё два подобных существа, также медленно двигавшихся в мою сторону. И только тут я разглядел, что у них не было глазных зрачков. Было слышно, как они щёлкали зубами, и, кажется, я слышал, как стучат их кости. Видимо, ещё не разогрелись после многолетней спячки – такая дикая мысль неожиданно пришла мне в голову.

Решение принял мгновенно, быстрее уйти, а разбираться потом, так как соотношение сил с непонятно кем или чем было не в мою пользу. Я легко и быстро проскочил между двух жутких персонажей, пока они не успели сойтись вместе и перекрыть мне дорогу к отступлению. Проходя рядом с ними, показалось, что они были слепые и меня не видели. Выйдя в первый тоннель, и, отойдя на безопасное расстояние, опять начал рассуждать о том, что приведений не бывает, так же, как и людей с неживыми лицами и святящимися глазами да ещё в таком большом количестве. А если не могло быть ни того и ни другого, так значит не могло быть вообще. И я опять решил вернуться обратно и всё выяснить, но вход был закрыт. Попытки открыть его ни к чему не привели. «Неужели три небольших выпитых стопки  вызвали такой эффект? – размышлял я с удивлением, - но как говорится: «Утро вечера мудренее». И медленно побрёл отдыхать в комнату в конце первого тоннеля,  вместо того, чтобы подняться на поверхность, так как никогда не спешил покидать поле боя, да и в увиденное верить не хотелось. Было два часа ночи. Войдя в комнату, достал из рюкзачка термос с кофе и бутерброды с копчёной колбасой. Наученный печальным давним опытом  во время вынужденного пребывания в подземелье вместе с наследниками графа «О», я теперь в ответственные периоды своей деятельности брал с собой принадлежности: еду, воду, нож, зажигалку, сапёрную лопатку и кое-что по мелочам. Чувствовал я себя очень утомлённым – наверняка, настойка оказалась этим чудесным снотворным. Проснулся на диване в семь часов утра и сразу вспомнил всё. Поднялся и тут же отправился к входу во второй тоннель, полный видений. Вход оказался открытым. Во втором тоннеле не оказалось ни одного привидения со светлячками вместо глаз. Наконец в свете своего фонаря с трудом разглядел на стенах  отпечатки человеческих фигур через равные расстояния, так как стены в этих местах были чистые, а всё вокруг слегка покрыто пылью.  Еле заметно было несколько отпечатков следов на полу, а куда подевались привидения? «Понятно, растворились, - подумал я про себя, они же привидения, они могут всё, - чувство иронии по этому поводу меня не покидало, - главное – не падать духом». У меня возникла интересная мысль, и необходимо было срочно её проверить. Я быстро направился в комнату и проверил тщательно содержимое всех шкафов. Предположение подтвердилось, и я позвонил своему начальству, но связь из подземелья была недоступна. Я спешно поднялся на поверхность и поинтересовался у кладоискателей: не уезжал ли кто-нибудь ночью из их братии. Три человека отбыли поспешно в неизвестном направлении на автомобиле. Сравнив фото уехавших, запечатлённых на моём смартфоне, с теми, которые получил по интернету, понял, что это были разные, хотя и очень похожие люди, и на присланных фото бороды и усы были явно накладные и закрывали частично лица. И после этого опять позвонил своему начальнику.  Он быстро согласовал вопрос с вышестоящим руководством, которое и отправило запросы во все аэропорты города Москвы, снабдив информацию всеми имеющимися фото. Сообщив при этом, что при них может быть багаж, в котором находится старая одежда, имеющая, возможно, историческую ценность. И всвязи с этим, принять необходимы меры. Ответ пришёл через несколько минут, из которого следовало, что лайнер, на котором находились указанные иностранцы, только что покинул пределы Российской Федерации с пунктом назначения Вена. На старую одежду, ввиду её ветхости, не потребовалось разрешения на право вывоза. И, если у нас имелась какая-либо информация о необходимости согласования на вывоз за рубеж, то документы соответствующие нужно было представлять заранее. Документов не было, а за такой небольшой срок оформить их, было невозможно.

А из родительского дома я отправил по интернету подробную информацию об этих трёх пассажирах родственникам графа «О» в Австрию, а также их фотографии с моего смартфона.

        Опасаясь неконтролируемого паломничества кладоискателей,  решил скрыть от них информацию об обнаруженных тоннелях, которые также подлежали сохранности, как уже известная часть подземелья. В этот же день решил, когда на улице стемнеет, осмотреть второй тоннель. Ответ напрашивался сам собой. Если шкафы были чем-то вроде складов, то во втором тоннеле на стенах висели заранее подобранные комплекты: одежды, головных уборов, париков и накладные усы и бороды для розыгрыша определённых гостей, пришедших за игровой стол в комнате под названием «графин».

 Ответ на мой электронный адрес пришёл через два дня. Сообщалось, что потомки графа  очень быстро вышли на этих людей и выкупили одежду по устроившей обе стороны цене. К драгоценностям они никакого отношения не имеют, и Россию посетили впервые. Согласно проведённой экспертизе, эти люди не являлись теми, чьи фото высылались, хотя сходство было поразительное. Благодарили за оказанное содействие, и за мой талант следователя. Мне, конечно, было приятно, но непривычно, так как кроме двух - трёх грамот скромного содержания за всю свою работу – ничего не имел. Говорят в народе, что «скромность украшает человека», но её у меня столько, что не знаю – куда… ещё деть. Сообщили также, что через месяц будет выставка исторической одежды, и очень просили  присутствовать на презентации. Приглашение я с благодарностью принял.


В Австрии на выставке одежды я при всём свете разглядел всю коллекцию, она была восхитительна. Фасоны были оригинальны, так что знаменитые модельеры пожелали воспроизвести их в своих пошивочных мастерских, но всё было своевременно запатентовано. 

А самое неожиданное для меня, это была выставка-распродажа моего ранее изданного детектива «Тетради из прошлого» в двух частях на русском и иностранных языках, организованная наследниками графа «О» со словами благодарности, что я помог  сохранить дорогие их сердцу реликвии. Я хотел из чувства скромности возразить, но промолчал, вспомнив известную фразу: «Похвалы приятны, как их не пожелать».

Ко мне подходили посетители с просьбой получить автограф.

На выставке неожиданно мне представили… троих посетителей, которые и вывезли  историческую одежду из России. Это были молодые студенты, которые на удовлетворительном русском языке и уточнили картину произошедшего в подземелье. Прочитав мой детектив, и, заразившись кладоискательством, они отправились искать неоткрытые подземелья в Россию. А, приехав на место, и, узнав, кто я, стали уделять мне особое внимание, и, увидев, как я проник в фундамент, через некоторое время осторожно последовали за мной. Опустившись в тоннель, увидели недалеко справа проход, и вошли в него. Во втором тоннеле на стенах висело много одежды с головными уборами и париками, а также театральные маски, в глаза которых были вделаны маленькие зеркала, рассеивающие свет, так что создавалась видимость приведений, стоящих вдоль стен.

Один из студентов не удержался от искушения, и, одев полный комплект одежды со стены, предварительно удалив с театральной маски маленькие зеркала,  чтобы была возможность смотреть через образовавшиеся отверстия, вышел в коридор, где я его и увидел.  Он тоже увидел меня, и, быстро войдя во второй тоннель, внёс панику среди своих товарищей. Поспешно нарядившись в старинные одежды и маски, снятые со стен, они решили затаиться. Но боязнь быть раскрытыми полицейским во вторжении в чужую собственность заставила выйти ко мне с повинной, как только я появился, но  от страха их так трясло, что они издавали не членораздельные звуки и клацали зубами. Увидев, что я, почему-то,  неожиданно молча ушёл, впали в растерянность, так как нет ничего хуже неопределённости, и, подчиняясь инстинкту самосохранения, быстро закрыли потайной вход. Но, ввиду того, что до отлёта самолёта оставалось всего несколько часов, поспешно забрали в качестве трофеев всё это, как они выразились, ветхое «старьё», не считая его ценным, поднялись на поверхность, и сразу уехали.

Я же утром, увидев не запылённые участки стен, похожие на человеческие силуэты, и отпечатки современной обуви на полу, сразу понял – в чём дело. А обнаружив в шкафу маску с круглыми отверстиями вместо зрачков, ещё более точнее представил картину произошедшего.

А молодые кладоискатели, получив мои автографы, пожелали вместе со мной продолжить поиски на территории бывшего имения графа «О» потайных ходов, и, наверное, не полностью найденного клада.

Трудно предположить, что бы там ещё что-то осталось, даже если драгоценности на аукцион поступали из этих мест, о чём я честно им поведал. Но увидев их расстроенные лица, да простят меня читатели, соврал, что видел в тоннеле тень кого-то и   чего-то перед подъёмом на поверхность. В глазах их я увидел вновь появившийся огонёк азарта. Не мог же я оставить их азартную молодость без надежды  на встречу с очередной тайной.