Новая Земля

Чаликов Сергей
(Начерно)

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет»

Смотрел этот фильм довольно давно, а недавно наткнулся на обсуждение, которое велось в ключе: «А чего их жалеть? Это же преступники» и «А представьте, вот бы они сбежали с острова К НАМ, к благонамеренным обывателям, кому они здесь нужны?»
В чем сила фильма? Он показывает смерть и жизнь после. Обычно смерть воспринимается как конец всего, некий горизонт событий. Подобным же горизонтом является и момент, когда бравы ребятушки из внутренних органов заворачивают преступнику руки. Дальше наступает гражданская смерть и для обывателя это порог nec plus ultra дальше которого для него ничего нет и быть не может. Иногда из этого небытия вдруг появляются какие невнятные личности, но они имеют тенденции быть опасными и вновь исчезать. Что ТАМ никому не интересно, а если таковой интерес и имеет место, то питается фантазиями.
Есть ли жизнь после смерти? В данной случае лишь гражданской? Как существует преступник после того как оный оказался раскрыт и наказан?
В очередном каком-то осуждении очередных всплывших пыток в тюрьмах некто изрек следующее: «А почему вы решили, что там должно быть хорошо, там отбывают наказание, преступники должны страдать». Напомню, что речь шла о избиениях и изнасилованиях в тюрьмах и лагерях – и вот комментатор солидаризируется с садистами и насильниками в погонах, мол это их право и обязанность, мол чего церемониться с преступниками, они ж не люди.
(Чем же тогда вы лучше нас, когда желаете нам зла?)
Есть ли жизнь после гражданской смерти?
Отсюда видят это время ПОСЛЕ как некое время для раскаяния. Власти усиленно внедряют там религию, но даже из тех, кто ударяется в оную, раскаявшихся единицы. В основном наказание видится как несоразмерное сделанному, как чрезмерное и эта чрезмерность не располагает к раскаянию, – ведь как можно каяться в том, что ты оплатил многократно?
В истории фильма взята крайность – такие преступники, преступления которых почти во всех случаях нельзя оспорить. Сильная концовка – показывают тех же людей, но до того, как они вышли за границы обычной жизни, кем были они ДО, кем они могли бы быть, не толкни их что-то шагнуть за грань.
Является ли эта смерть необратимой или из нее есть некий, пусть почти призрачный, коридор обратно? – вот в чем, я полагаю, вопрос фильма. Можно ли побывав там вернуться?
Речь не о том, что вошедший в реку, не выйдет оттуда, речь в том, что может ли что-то вообще выйти из этой реки.