Уникальность луганского альманаха Крылья

Галина Чудинова
    С момента начала военных действий в Донбассе луганский альманах «Крылья»  сделался моим любимым журналом, каждого выпуска которого я ждала, что называется, с нетерпением сердца.  С главным редактором журнала Ларисой Черниенко, профессором Луганского педагогического университета,  известным всему Донбассу литературоведом, и членом редколлегии Сергеем Прасоловым я  проработала вместе семь с половиной незабываемых лет, вплоть до 1995-го года, на кафедре литературы тогдашнего пединститута. Со многими авторами альманаха лично познакомилась в ходе трёх поездок в ЛНР и ДНР.  С  особым, трепетным чувством прочла я пятнадцатый, юбилейный  взмах «Крыльев».
    
    Уникальность журнала в том, что единственный на просторах Русского мира он выходит в тяжелейших условиях непрерывных военных действий на линии соприкосновения с силами украинских неонацистов. Каждый  выпуск – это подвиг его авторского коллектива. Однако, альманах уникален и тем, что с момента создания первый его редактор, известный есениновед Анатолий  Мальцев решительно отказался от местечковой замкнутости, от публикации произведений только донбасских авторов, что, несомненно, привело бы к понижению планки мастерства и потерям читателей.  И вновь в 15-м номере альманаха широко  представлены все роды и жанры литературы. Привлечение к участию в юбилейном взмахе  тридцати девяти современных авторов из  ЛНР,  ДНР,  России,  Белоруссии,  Сербии,  Греции,  Германии  позволило высоко поднять художественный уровень журнала, сделать его важнейшим связующим звеном в литературном пространстве Донбасса и России.

     В обширном разделе «Поэзия» представлены стихи не только широко известных авторов,  но и молодых дарований. Перекличка эпох от античности до наших дней, глубокое осмысление причин и следствий длящейся уже восьмой год трагедии Донбасса – таков лейтмотив большинства стихов. Великолепен  повтор-рефрен в «Алгоритме» Юнны  Мориц, адресованный западным странам-агрессорам: «Начнут войну, а мы её кончаем!...». Примечательно название поэтического цикла Алексея Полуботы «На жгучих полях Новороссии»:
              Война вошла в подкорку поколенья,
              младого племени, что ждало лучшей доли.
      Вечная проблема поиска смысла жизни, неизбывная вера в торжество любви над смертью  нашла своё неповторимое воплощение в стихах Нани Сариду. Драганы Мрджа, Алексея Молодцова,  Олега Стельникова, Любови Бондаренко. К высотам человеческого духа устремлено стихотворение Ольги Жогло «Русские витязи», посвящённое пилотажной группе покорителей неба.   Привлекают внимание  трогательные и добрые стихи Веры Давыденко в рубрике «О детях и для детей».  Легендарному прошлому и настоящему Луганска адресованы строки Михаила Бондарева. Поэты-песенники Андрей Бабожен и Оксана Макасеева воспели лучшие качества русского народа. К сожалению, объём рецензии не позволяет сказать обо всех поэтах и их стихах.
   
     Своего рода шедевром в «Крыльях» стал  оригинальный сценарий Вадима Комкина и Глеба Боброва «Исход Гарегина». Необычайная, редкостная художественность достигнута перемещением условной кинокамеры с одной «съёмочной площадки» на другую.   Читатели зримо видят колонну машин со скарбом армянских беженцев да людей, бредущих по дороге из брошенных сёл и деревень Нагорного Карабаха. Характеры двух главных героев драмы,   пожилой женщины Гаянэ и её мужа, старика Петроса, переданы не в словах, а в их решительных действиях. Таково возвращение Гаянэ с ополченцами в покинутое село, где для старика Петроса драгоценной памятью о прошлом стало выкопанное  из земли гранатовое дерево и старинное, доставшееся от предков,  зеркало. Кульминация драмы – поджог стариком собственного дома. Потрясающ  финал – старое кладбище с разрытыми могилами:  «Камера  вдруг  останавливается и возвращается к одной могиле,  раскрытому  гробу  и  наезжает  на  накренившийся у насыпи памятник. На нем эмалированное фото молоденького паренька в военной форме и подпись: «Герегин Петросович Айрапетян 19.11.1973 – 08.05.1992». Страшный исход девятнадцатилетнего  бойца из могилы – это бумеранг из прошлого, из кровавых событий армяно-азербайджанской войны 1992-1994-го годов. Трагедия одной семьи, как  и уход армян с веками обжитых мест,  повторилась на новом витке истории, обрела подлинно библейский скорбный пафос.
   
    Многообразием тем и самых необычных сюжетов привлекает проза альманаха. В рассказе  Дмитрия Игнатьева «Два иероглифа», созданного в лучших традициях мировой и отечественной  фантастики, ощутимо предостережение Герберта Уэллса о несоответствии ускоренного  научно-технического прогресса замедленному нравственному развитию  человечества, что чревато планетарной катастрофой. Историк воспрепятствовал стремлению фараона-физика уничтожить прежний и создать «дивный новый мир» небывалой ранее египетской деспотии, однако, жена фараона вознамерилась продолжить  дело  мужа, подобно тому,  как  владелец кабачка Марвел пытается разгадать тайну Гриффина по его сохранившимся бумагам в финале романа Уэллса «Человек-невидимка».
   
    В цикле микропрозы «О мелочах» Наталье Чекер удалось достичь максимальной художественной выразительности при минимуме изобразительных средств и приёмов. Метафизическая сущность бытия ощутима в зарисовке  о непокорённом Луганске в 2014-м году. Хороши лаконичные  «картинки» о нравах зверей и птиц. Невольно вспоминается знаменитый афоризм А.П.Чехова: «Краткость – сестра таланта».
   
   Рассказ Ивана Привалова «Озеро» доставит его читателям эстетическое наслаждение великолепной русской прозой. В его основе – поэтика воспоминаний, мотив однодневного путешествия  героя-повествователя с другом Витькой Яровым к таинственному лесному озеру, рыбалка на котором в протекающей лодке едва не закончилась для мальчишек трагически: «День,  в  котором  я  был  викингом,  Робинзоном,  первооткрывателем терпящим бедствие, замерзающим полярником, отчаянным первопроходцем и пиратом…  День моего повзрослевшего детства».
   
    На приёме градации, усиления во сне чувства страха, переходящего в кошмар, построен короткий, но предельно эмоциональный рассказ Александра Цыба «Мой кошмар». Повторяемость сна о старушке в заброшенной хатке с чертами матери героя, старушке, что никогда словами не просит о помощи, но взывает к ней всем своим существом до последних дней, вызывает у повествователя ощущение неизбывной вины перед матерью, обделённой при жизни любовью и вниманием сына.  Примечателен финальный призыв: «Спешите делать добро. Это лучшее лекарство от кош-маров».
 
     «Сомнение» Александра Крамер – антитеза между мирами правящих паразитов и тружеников-мастеров. Рассказы Инны Часевич «Фа, си, ля…» и «Глубочница» переносят читателей в трагическое прошлое времён Великой Отечественной войны, когда фашисты расправлялись с мирными жителями, не щадя ни детей, ни стариков. Контраст человечности и дичайшего варварства в этой впечатляющей прозе зримо перекликается с нынешней ситуацией в Донбассе. «Заветный список» Александра Ралот – художественно воссозданные чувства и переживания молодого абитуриента, перипетии перехода от надежды к отчаянию, завершившиеся его поступлением в вуз, обретением профессии и друга.
   
   В ряду замечательной прозы отторжение у меня  вызвал лишь рассказ Александра Пономарёва «Вечерний Отортен». Его версия гибели группы Дятлова от рук украинца Якуба Пацук, зверя в человеческом обличье,  и антисоветчика Пярна, прошедшего обучение в спецшколе Абвера, не что иное, как конъюнктура на близкой и больной для всех уральцев теме. Неправдоподобна вся сцена расправы двух бандитов над студентами-туристами, как и пятиконечная звезда, вырезанная на лбу у Зинаиды Колмогоровой. Прошло более шестидесяти лет со дня трагедии на перевале, но только сейчас приближаемся мы разгадке тайны, обусловленной сочетанием двух факторов: аномального места и сильнейшего допинга, испытание которого в труднейших природных условиях поручено было Семёну Золотареву.
    
    Традиционный раздел «Литературоведение и эссеистика» открывается воссозданием  сущности героических характеров людей Донбасса на материале судьбы шахтёра и писателя Владислава Титова, чья повесть «Всем смертям назло» стала бестселлером в советские времена, да и теперь формирует у молодёжи волю к победе. Автор эссе  Людмила Елькина не случайно озаглавила его «Остался в шахтёрском строю». Примечателен  вывод: «Донбасс, богатый традициями защитников, стоял и стоять будет!».
    Тема поэтического искусства одна из ведущих в творчестве луганской поэтессы Елены Заславской. Её стихотворение «Марсий, вызови Феба!» послужило отправной точкой для глубокого литературоведческого анализа поэзии формы и поэзии чувств на материале античных мифов и их преломления в современности. Этому посвящено исследование Нины Ищенко «Дионис против Аполлона. Марсий как прообраз поэта», автор которого доказательно утверждает, что в единстве противоположностей заключается подлинная сила поэзии.
    Самобытность культуры Японии привлекла внимание поэта и литературоведа Олега Стельникова. Его «Концепт «Зима» в японской культуре» высветил не только очарование зимней природой, инеем, заснеженными горами, воспетыми в поэзии японцев, но и двойственное отношение к символике зимы, страх крестьян перед голодом и холодом в устном народном творчестве.  Вспоминается гениальное хокку Мацуо Басе о бедняке, бредущем по зимним дорогам:
          Иней его укрыл,
          Стелет постель ему ветер.
          Брошенное дитя.
      Привлекает высочайший уровень этих культурологических исследований.
   
     Имя Владимира Ивановича Даля давно стало знаковым для луганчан, и в юбилейном выпуске альманаха внимание читателей, несомненно, привлекут два глубоких исследования ученых далеведов, основанных на документальном материале с привлечением писем всех ценителей творчества «казака луганского».  Эссе Любови Кульбацкой «Так рождаются легенды» – увлекательный поиск родства двух выдающихся, разносторонне одарённых однофамильцев: В.И.Даля и Олега Даля, артиста, поэта, писателя и режиссёра. Не менее интересна история работ известных советских скульпторов над памятниками и бюстами великого уроженца луганщины. О ней читателям поведали Елена Склярова и Людмила Соколова, старший научный сотрудник и заведующая Литературным музеем В.И.Даля.
    
    Значимый для «Крыльев»  раздел «Память»  открывают  «Записки об А.П.Мальцеве» Владимира Исаева.  Их автор был хорошо  знаком и дружен с этим удивительным человеком, отличительными качествами которого были честность, вера в Бога, доброта, любовь и талант. Валерий Кук органично продолжил воспоминания об Анатолии Мальцеве,  первом редакторе «Крыльев». Мне было приятно узнать, что мой очерк об Алексее Ивакине, человеке скромного и неброского героизма,  вызвал благодарные отклики у читателей.  Идущие из глубины души строки посвящены памяти Светланы Руденко.
      
      Характерной  особенностью пятнадцатого взмаха стал раздел «Критика», где ряд обширных и содержательных статей посвящёны творчеству наших современников. Ольга Блюмина в статье «Миг постижения мира» детально анализирует стихотворение  Алексея Полуботы «Обрыв». Лариса Черниенко делится размышлениями о луганске и луганчанах в поэзии Владимира Спектора: «Главное, на мой взгляд, – отношение к родному  Луганску-Ворошиловграду  как  к  живому  существу,  с которым  можно  говорить,  советоваться,  упрекать».  Актуальнейшая тема поднята известным за пределами Донбасса культурологом  и критиком Ниной Ищенко «Война и единство русской земли в творчестве Александра Пономарева». Завершают раздел  две  обстоятельные рецензии Андрея Чернова «Путешествие по саду расходящихся тропок» – на книгу Нины Ищенко «Локусы и фокусы современной литературы» и «Чудо человечности Ивана Привалова» – на его сборник «Самый западный день». Автор глубоко прав в том, что война побуждает вопрос о ценности человечности, который переходит из рассказа в рассказ.

     Уникальность 15-го выпуска альманаха – в его энциклопедичности, где каждый читатель может найти что-то родное и близкое для себя. Но главное то, что «Крылья» обозначили вектор развития всего Русского мира – бережное отношение к советскому наследию и несгибаемую борьбу за нашу достойную жизнь.