Н. Чупиро. 11. Антология безмоторной авиации

Александр Соханский
       Текст печатается по разрешению Николая Леонидовича Чупиро
       с его цифровых черновиков без купюр и редактирования,
       за исключением правки машинных опечаток.
       Авторские названия глав сохранены.
       Текст первоисточника здесь обозначен двойными кавычками.

       Иллюстрации из архива Николая Чупиро и интернет-ресурса



       ««В годы Великой Отечественной войны эффективность летчиков оценивалась в основном количеством выполненных боевых вылетов. Так, летчики- штурмовики за 100 боевых вылетов представлялись к званию Герой Советского Союза, летчики бомбардировочной авиации такое звание могли получить после 150 вылетов. Однако имелись в составе действующей армии военные летчики, которые за всю войну совершили не более 10 вылетов в тыл врага  и при этом проявили не меньшее мужество и героизм. Этими воинами были летчики-планеристы.
 
       История планеризма в нашей стране началась в 1923 году, когда в Коктебеле под Феодосией состоялись первый Всесоюзный слет планеристов, одним из организаторов которого был знаменитый летчик К.К.Арцеулов.  В полетах участники слета  показали свои конструкции летательных аппаратов тяжелее воздуха.
       До 1937 года прошло одиннадцать слетов, участниками которых стали будущие ученые и конструкторы С.В.Ильюшин, С.П.Королев, В.К.Грибовский, О.К.Антонов, В.Ф.Болховитинов, П.В.Цыбин и другие.
 
       К 1933 году в стране действовали  208 планерных школ, подготовивших 12000 планеристов и 2000 инструкторов. В тридцатые годы строили в большей степени учебные и спортивные планеры. Проводились полеты по буксировке планеров за самолетом на большие расстояния, в том числе и ночью. Создавались планеры для выполнения комплекса высшего пилотажа.

       Одними из наиболее одаренных конструкторов планеров в эти годы были О.К.Антонов и В.К.Грибовский. Планер Грибовского Г-9 строился серийно и широко использовался  для обучения в школах. В сентябре 1932 года аэропоезд из самолета У-2 и планера Г-9 пролетел без посадки более 1500 километров из Москвы в Коктебель. Этот же планер применили в качестве средства спасения при запусках стратостата «СССР-ВР-61». Впервые в мире в мае 1935 года  планер  Г-14 дозаправил в воздухе самолет-буксировщик.

       До начала 2-й мировой войны военные не проявляли большого интереса к использованию планеров в боевых действиях. В реальных боевых условиях первыми применили десантные планеры немцы.
       19 мая 1940 года 400 вооруженных десантников высадились из 41 планера ДFS-230 у бельгийского форта Эбен-Эмаль и захватили его.
       Через год, в мае 1941 года, еще более крупную операцию с использованием десантных планеров немецкие войска осуществили при захвате острова Крит в Средиземном море. Высаженные войска захватили аэродромы и обеспечили посадку тяжелых самолетов. Из-за больших потерь людей и техники больше таких операций немецкие войска не проводили.
       В 1941 году, планируя войну с СССР, немецкие конструкторы спроектировали тяжелый транспортный планер Гота-242, позволявший перевозить до трех тонн груза.
       Зимой 1942 года, окруженные под городом Холм Новгородской области более 100000 немецких солдат и офицеров снабжались по воздуху с помощью этих планеров и смогли дождаться помощи. Заводы за время войны изготовили 1528 единиц планеров Гота.
 
       В 1940 году в Политбюро ВКП(б) состоялось расширенное совещание , на которое были приглашены военные. На совещании обсудили опыт боевых действий в Европе и Африке с использованием десантной техники. Итогом совещания явилось постановление о необходимости иметь в составе Красной Армии соединения планеров и десантных войск для быстрой их переброски в различные регионы страны. Перед войной начали формироваться десантные дивизии, которых было подготовлено более десяти.
       Еще до этого совещания ОСОАВИАХИМ  в 1939 году объявил конкурс проектов многоместных планеров. Победителем стал проект планера «Рот-Фронт-8», разработанный О.К.Антоновым. На заводе в Каунасе начали строить опытный образец.
       С началом войны незавершенную конструкцию переправили в Москву, где строительство закончили, учтя требования ВВС. В кабине планера, рассчитанного на перевозку 7 десантников, на приборной доске пилота находились указатель скорости, указатель поворота, вариометр, компас КИ-10, высотомер до 12 километров. На посадочной лыже имелся замок, к которому крепился буксировочный трос. Для взлета применялось убирающееся колесное шасси. Планер, получивший индекс А-7, отправили в Саратов на госиспытания.
 
       26 июня 1941 года в Наркомате авиационной промышленности создали 11 Главное управление по производству планеров и легкомоторной авиации.
       Известные планеристы С.Анохин, В.Ильченко, В.Выгонов, Г.Малиновский и другие были задействованы в освоении новой техники и подготовке кадров.
       Осенью 1941 года в Красной Армии сформировали летно-испытательный отряд (ЛИО), подчиненный командованию воздушно-десантных войск. Это подразделение занималось испытанием десантной техники. С приближением фронта к Москве, ЛИО перебазировался в Саратов. В Саратове находилась одна из самых крупных планерных школ, где проходили обучение сотни курсантов.
 
       ОКБ-28, которое возглавлял В.К.Грибовский (см.фото слева), 7 июля 1941 года получило задание на создание планера для перевозки 11 десантников. Когда конструктор назвал заместителю наркома А.С.Яковлеву срок изготовления образца два месяца, тот потребовал письменного ручательства.
       1 сентября 1941 года планер, получивший наименование Г-11 (см.рисунок), был на аэродроме, где за две недели прошел весь цикл испытаний. 18 сентября последовало решение о начале серийного производства.
       Планер Д.Н.Константинова и П.В.Цыбина, рассчитанный на перевозку 20 десантников оказался сложнее в изготовлении, чем А-7 и Г-11 и был построен в нескольких образцах.
       Серийный выпуск планера Г-11 начался в ноябре 1941 года в городе Шумерля (завод № 471) и станции Козловка (завод № 494). До июля 1942 года оба завода успели выпустить 308 планеров. Затем выпуск приостановили. Военные не смогли определиться  с их использованием в боевых действиях.
       Десантные дивизии, созданные перед войной, использовались в качестве стрелковых. Одна из них, 13 гвардейская  стрелковая  генерала А.И.Родимцева, отличилась при обороне Сталинграда. Десантные операции в тылу немецких войск не планировались, партизанское движение в Белоруссии и на Украине только нарастало. Хранение на открытом воздухе изготовленных планеров длительное время приводило к их порче.
 
       Осенью 1941 года в Тюмень и станцию Заводоуковск прибыли эшелоны с эвакуированными заводами. Завод № 241 прибыл из Москвы. Разместили его в помещениях крытого рынка в центре города.
       Завод № 241 привез с собой в эвакуацию задел деталей для десантных кабин к самолету ДБ-3 и свою деятельность начал с их изготовления. Руководил заводом, по воспоминаниям заместителя А.С.Москалева Л.Б.Полукарова, профессор В.И.Левков. Он был известен тем, что перед войной строил катера на воздушной подушке, которые развивали на воде скорость более120 км/час. Всего год пробыл в Тюмени этот завод, но на его счету 64  планера А-7, один КЦ-20.
       В 1942 году по инициативе О.К.Антонова завод начал строить уникальный летательный аппарат «Крылья танка».
       Идея конструкции – перевозка по воздуху на буксире у самолета небольшого танка, к которому для этого прикрепляли крылья и хвостовое оперение. Она возникла из желания переправить в тыл противника танк для усиления десанта. Сбросив крылья после приземления, танк мог сразу вступить в бой.
       В качестве фюзеляжа использовался танк Т-60 массой около 6 тонн. Вес конструкции планера составлял 2 тонны. Управление велось из танка, куда заводились тросы к месту механика–водителя, который одновременно был и летчиком.
       В сентябре 1942 года завод № 241 был переведен в Рязань. В то же время «летающий танк» погрузили на платформы железнодорожного состава и отправили в Москву.
       Осенью на аэродроме Быково планер «Крылья танка» совершил единственный полет. Управлял планером С.Н.Анохин. На буксире у бомбардировщика ТБ-3 танк оторвался от земли, устойчиво держался в воздухе. Мощности двигателей буксировщика не хватало для длительного полета, они начали перегреваться. Трос пришлось отцепить и «летающий танк» успешно совершил посадку на бетонку.

       В Заводоуковск  эвакуировали ОКБ-31 авиаконструктора А.С.Москалева, прибывшее из Воронежа, планерный завод из Тушино и ОКБ Гроховского. Они стали основой завода № 499, который должен был наладить выпуск планеров. В Тюмени имелся фанерокомбинат , на котором делали авиационную фанеру, а в лесах наличествовала в большом количестве сосна.
       Подготовив производственную базу, завод № 499 в 1942 году выпустил 405 учебных планеров А-2, которые имели простую конструкцию и технологию изготовления. Эти аппараты требовались для обучения в летных училищах. В конце года начали изготавливать десантный планер А-7 (см.рисунок в центре). Его стали выпускать в нескольких модификациях: десантный, учебно-штурманский, бензовоз.
       Талантливый авиаконструктор А.С.Москалев (см.фото) в эвакуации продолжал конструкторскую деятельность. С согласия  О.К.Антонова он модернизировал планер А-7, увеличив площадь крыла и длину фюзеляжа. Планер стал поднимать 14 десантников и получил марку АМ-14 (Антонов-Москалев-14 местный) (см.чертёж справа).
       В конструкторском бюро проектировались 100-местный планер, экономичный транспортный самолет, даже реактивный РМ-1 к концу войны вырисовывался на чертежных досках.
       Всего за годы войны завод изготовил 939 планеров различных конструкций.

       Несколько лет назад в печати были опубликованы отчеты 11 Главного управления НКАП о количестве выпущенных во время войны планеров. Всеми заводами управления за годы войны было изготовлено 1900 планеров разных конструкций. Заводы в Тюмени и Заводоуковске совместно изготовили 1004 планера, что составило более 50 % от выпуска.

       Использовали планеры не только в операциях за линией фронта, но и в тылу. В ноябре 1942 года под Сталинградом сложилось тяжелое положение в танковых частях. Из-за сильных морозов потребовалось большое количество антифриза (охлаждающей жидкости) для заправки системы охлаждения двигателей танков. Выход нашли в использовании десантных планеров для доставки антифриза. Несколько десятков планеров загрузили бочками с жидкостью. Аэропоезда пробились сквозь снегопад и доставили ценный груз по назначению
       19 ноября наши танкисты пошли в бой, обеспечив окружение большой группировки  войск фельдмаршала Паулюса.

       Потребность в планерах  возросла на третий год войны. В 1943 году с аэродрома Старая Торопа около Великих Лук планерно-десантное подразделение 3 Воздушной армии за 96 полетов доставило партизанам Белоруссии 50 тонн боеприпасов, 5 типографий, 16 радиостанций и 256 подрывников и разведчиков. Вся операция , в которой принимали участие 35 планеров А-7 , 30 планеров Г-11 и транспортные самолеты Ли-2 продолжалась 12 суток.
 
       Планеры использовались в боевых действиях однократно. После приземления его разгружали и уничтожали. Пилоты оставались в партизанском отряде и участвовали в операциях по подрыву немецких военных эшелонов, мостов, уничтожению полицаев и карателей. Нередко им приходилось  несколько месяцев ждать возвращение в родную часть.
       Единственный раз планер А-7 под управлением  С.Н.Анохина сумел взлететь с партизанского аэродрома и возвратиться на Большую землю. В отряде, куда прилетели планеристы, находилось несколько раненых бойцов. Самолет-буксировщик был бомбардировщиком и не мог их забрать. Посоветовавшись с пилотом самолета, Анохин укоротил вдвое буксировочный трос, приказал загрузить раненых в планер. Аэропоезд удачно взлетел, благополучно прошел линию фронта и приземлился на своем аэродроме.
 
       За успешные выполнения заданий командования конструкторы А.С.Москалев и В.К.Грибовский были награждены медалью «Партизану Отечественной войны».
 
       После окончания войны для перевозки крупногабаритных грузов и больших подразделений десантников были спроектированы и серийно строились тяжелые планеры ЯК-14, Ил-32, Ц-25 грузоподъемностью более трех тонн. Планеры Ц-25 П.В.Цыбина, буксируемые самолетами Ил-12, побывали на Северном полюсе, помогая ученым разгадывать тайны Арктики»».




       Продолжение: «Н.Чупиро. 12.Небесные вагоны Заводоуковска» - http://proza.ru/2021/10/26/337