Глубины памяти

Алексей Решетняк
   Следуя по навигатору, Николай приехал в гостиницу, она была в лесу. Заселился. Пообедал. Решил прогуляться, осмотреть горный парк - «Кааламо»! Сортавальский район. Написать легко, выговорить трудно.
   Идет, вокруг лес. Природа! Что то с чем то! Долго шел. Слышит! Какой - то шум! Подошел ближе -  водопад, зажат с двух сторон гранитными скалами. Вода при падении на камни, разбивается в брызги, которые поднимаются ввысь. Солнечные лучи играют в них радугой.  Долго смотрит на воду, несущуюся с ревом и стоном по камням, выбрасывая на берег стволы деревьев, заливая равнинные берега.  Да! Он понял это все – вечная красота в природе. Огромные сосны, растущие на склонах, и сам водопад стали наводить на Николая приятный ужас.
     Он стоял на земле, смотрел на природу, а мысленно находился в разное время. Припоминая длинный ряд годов, как ни год вспоминались знакомые лица, дорогие его сердцу. 
   В армии его учили Суворовским заповедям: выбери себе героя, иди за ним.
   Он выбрал себе Державина, много о нем читал. Интересный был человек, справедливый, смелый для того времени.
  Державин много лет назад бывал в этих местах. Олонецкая губерния только что учреждалась.  В мае 1784 году его назначили губернатором в Олонецкую губернию. Такая была воля императрицы.
    Чиновничье население Петрозаводска  соответствовало тому времени, Они были предками тех, кому было суждено через пятьдесят лет явиться в творениях Гоголя. Каждое слово Державина, каждое приказание вызывали грубое противодействие, то уклончивую волокиту, подвох, клевету, сплетню. На Державина наседали.  19 июля, он решил поехать осматривать  губернию. Выехал, чтобы посетить берега Онежского озера и местности. Тронулись в путь водой, причаливая к пустынным рыбачьим островам. Плыли  на лодках, держалась берегов, как делали древние мореплаватели. Николай посмотрел на бегущий поток воды, она как время мчалось вперед, улыбнулся. Ведь и сейчас природа не поменялась. Он вздохнул. Мысли вернулись к нему. Державин прибыл в Пудож, их там ожидало приказание наместника ехать на крайний север губернии, чтобы открыть город Кемь. Но в июле и в августе, уже начинались  сильные ветра. Генерал – губернатор Тутолмин рассчитывал,  что Державин откажется от поездки, и его можно будет лишний раз обвинить в неповиновении. Но Державин поехал. На шестивесельных лодках, управляемых лопарями, пустились по морю. В Кеми, по уверениям Тутолмина, были уже заготовлены присутственные места и канцелярские служители. Державин ничего этого не нашел. Насилу – то удалось отыскать священника, его привезли с какого – то острова, где он косил сено. Обошли селение, окропили его святой водой и послали в Сенат и Синод донесение об открытии города Кеми.         
  Державин задумал посетить Соловецкие острова. И попал в полосу бури, едва не погиб. Как потом он писал: «Эмин и Грибовский уже лежали без чувств на дне лодки. Гребцы выбились из сил и пали духом. Наконец, лодку чудом выбросило на голую скалу посреди моря. Там мы провели ночь и утром вернулись обратно».
   Только 13 сентября Державин вернулся домой, ознакомившись с краем. В Петрозаводске, Тутолмин сумасбродствовал, город утопал в дрязгах.  Державин, выражаясь его слогом, «донкишотствовал собой».  Он боролся во имя закона, и закон всегда был за него. Но законы исполнялись по мере надобности. Поэтому – то в открытых боях с наместником Тутолиным  он не был разбит ни разу. Его взяли измором. Десять месяцев и был смещен. 
  Уже потом, вернувшись в Санкт – Петербург писал, обличал. Я возвращаю Вам, его слова:
Возстал Всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их.
«Доколе», рек: «доколь вам будет
Щадить неправедных и злых? …»
    Мысли вернули Николая в настоящее. Сегодня он хочет понять человека, его поступки,  углубляясь на сотни лет назад. Стало темнеть. Решил вернуться в гостиницу.               
    После ужина, вышел подышать чистым воздухом, погулять. В зоне отдыха кто - то развел костер, наверно жарили шашлыки для отдыхающих, подумал он. Пошел на огонь. Свет от костра окрашивал лица в красный цвет. Остановился, посмотрел назад. Ночь темным занавесом зашторила все вокруг. Заметил свободную скамейку, сел. Ему показалось, что прошлое плотной стеной предков обступило его. В этот момент, под порывом ветра заметалось пламя. Воздух двигался в темноте как живой. Яркие отблески на листьях кустов наполняли пространство чьими - то душами. И они души, Николай – едины в своем возбужденно – возвышенно – блаженном состоянии.   
- У Вас свободно? Можно присесть?
- Да, садитесь!
- Александр Степанович! Будем знакомы.
- Николай!
- А по отчеству?
- Когда я вышел на пенсию, было ощущение, что я заново родился, значит  молодой еще!
- О чем думаешь? – спросил гость.
- Я то? Да так, как в том анекдоте: смотрю, как будто чего – то ищу, - улыбнулся,- по принципу, потерянное под кустом, - и указал на лес.
-  А ищешь,  почему то здесь?
- Э! Потому что тут светлее! Оба засмеялись.      
- А ты как здесь? Чем занимаешься? - Спросил Николай.
- Рассказать о себе? Сложно. Как сказал один поэт:
Он посмотрел на Николая, посмотрел на огонь, на темное небо и добавил:
Каких только дел и деяний
Нет в списке моем послужном!
И есть ли судьба покаянней -
Увязнув, остаться в былом …
  Ты только не удивляйся, я состою в «РОИПА», - мудрено,  скажешь! А вот проще: «Русское Общество по изучению проблем Атлантиды». Общество взаимодействует со многими  специалистами в области аномальных явлений и древних культур. Мы участвуют в конференциях, семинарах, лекциях. … 
  -  Первый раз слышу об этом Обществе? Но вопрос интересный. Хочется понять, зачем оно вам? Да и можно ли восстановить историю далекого прошлого?- Николай подсел к гостю ближе – я Вас слушаю!
- Вообще то мы изучаем многочисленные исследования экспедиционных проектов о присутствии на нашей планете много тысячелетий назад  высокоразвитой цивилизации. Наши далекие предки их называли «богами»! – посмотрел на темное небо:
- Мы стараемся понять: - кто мы? Откуда и каким образом произошли? … Или мы были, кем то созданы?.. Если кем – то, то кем? ... и зачем? ... Александр Степанович задумался: - И кто были наши предки? … Целая масса вопросов. Я сейчас приехал сюда с Большого Соловецкого острова. Наша гипотеза о крушении Атлантиды раскрыла тайну: остров не скрылся под волнами, а опустился и затем появился снова из моря. Совершенно опустошённый. Сейчас на острове находятся более 600 озер. События, описанные Платоном, что после крушения Атлантиды судоходство вокруг Большого Соловецкого острова было затруднено из – за грязи на мелководьях. Сейчас, события, описанные Платоном, мы  трактуем по новому, благодаря гипотезе об ударе метеорита в  Баренцевом море во второй половине 2 тыс. до нашей эры. Это имело, разрушительный эффект, подействовавший на Соловецкий остров.
   Посетив Большие Соловецкие острова, мы сделали заключение:
- Древние люди, особенно египтяне, знали, что бывают циклические катастрофы, уничтожающие цивилизацию. Это главное!
- Разрушения могут происходить по разным причинам: потопы, пожары, метеориты.
- Атлантида была разрушена одним из этих катаклизм. Теперь официальная наука должна проверить нашу гипотезу! – Александр Степанович замолчал.
    Николай внимательно слушал, пытался представить те события, сжимая время до мгновения. Покачал головой и сказал:
- Да! Правда, всегда одна, - Николай поднял руку, кому то погрозил пальцем, - к ней не надо идти ногами. К ней дойдешь в голове!