Поларойд

Владимир Рабинович
Поларойд
---------------------
Случилось это в конце августа.   Профессиональный фотограф Фима Шворц, отработал по пионерским лагерям уже третью смену, взял свои деньги и сейчас добивал сезон на  Турбазе.   Все фотографы знали, что на  Турбазе больших денег нет, но здесь  ему по знакомству  давали жилье и столовую. Он бы уехал домой в Минск, но  в конце лета в деревнях пошли свадьбы,   и Фима на выходные  принялся ездить на своей копейке с Поларойдом по деревням.   В деревнях на Кодаке, на фотографиях мгновенного проявления, можно было  сделать хорошие деньги.   Для местных он был  вроде бродячего фокусника.   Брал  три рубля за фото.   Снимки получались хоть и плохого качества, но цветные.  Но это в выходные, а  в то  утро понедельника,  дежурил Фима Шворц на Турбазе   возле регистрации. Был заезд и Фима знал,  что клиентов  нужно  брать сразу в тот же день.   Потом уже когда они перезнакомятся ,  станут пить и трахаться,  никто фотографироваться не пойдет.  Только под конец сделают  коллективную десять на пятнадцать,  и хорошо, если выкупят половину тиража по рублю.
Вдруг в пустом фойе  он увидел  семью  иностранцев: папа, мама и трое детей — пацаны лет по 12-13.  Только зарегистрировались и  громко, не таясь,   спорили  между собой на каком-то языке.  Родители не вмешивались.   По поведению было видно, что дети у них в семье главные.   Он прошелся близко, прислушался — некоторые слова были знакомы, но  о чем говорят мальчики,  понять так и не смог.   Зашел с лица и спросил с понтом по-русски:
—  Не хотите ли сфотографироваться на память?
К  удивлению его поняли и на чистейшем русском ответили дети.  Только сейчас Фима увидел, что мальчики совершенно одинаковые.
—  Да, с удовольствием.   А чем вы будете нас снимать?
 Черно-белое Фима снимал на Зенит.  Перебрал и усовершенствовал аппарат до невозможности. Поставил металлические шторки,  и на 42-м заводе просветлил оптику.   Последнее время снимал мало.  Только групповую халтуру. Немножко, когда было вдохновение,  как художник,  для себя.   Вот сегодня  поймал в кадр двух байдарочниц.    В руках двухлопастные  байдарочные весла.     Привыкшие с детства  к наготе, они  полуголые, юные,   прямо из номера шли на тренировку.
 Фотоаппарат всегда  висел у него на груди, прежде всего  обозначая его социальный статус.  Он не расставался с  аппаратом никогда. Врачи так носят стетоскоп. 
 Фима поднял свою зеркалку и щелкнул байдарочниц на паресечении  тени и света  из большого окна в фойе.
 Девушкам сказал:
 - Вечером посмотрим, что получилось.  Сохраню на память об этой удивительной встрече.
  Для черно-белого,  нужно, чтобы клиенты понимали в фотографии.   Таких мало.   В основном же  Фима фотографировал на мгновенный  Поларойд.    Предложил варианты.   Сказал цены. Завысил немножко, как для иностранцев. Черно-белые -  по два рубля, но снимок будет готов только вечером, а на Поларойд прямо сейчас не отходя от кассы. .  Он показал им свою технику.   На его  Поларойд  мальчики  не обратили внимание, а как увидели Зенит, прямо втроем  в него вцепились,  стали о чем-то спорить.  Видно он представлял для них какую-то особую ценность.
Фима заметил у одного из пацанов в футляре на боку фотоаппарат  и из вежливости спросил:
— А вы на что снимаете?
Мальчик  сказал:
— На Поларойд.
Достал из футляра устройство.  От  фотоаппарата там был  только объектив.   Они спустились к озеру.   Мальчик-фотограф щелкнул,  что-то нажал и в руку ему выкатился  стеклянный шар.
Было время, когда Фима брал  в Сухуми  у  армян и возил в Минск   новогодние сувениры.   Внутри стеклянного шара,  засыпанная снегом избушка , елочки и Дед Мороз.  Встряхнув, можно вызвать снегопад.   
Сейчас в стеклянном,  приятной тяжести,   шаре, который передал ему мальчик,  Фима  увидел хорошо узнаваемого себя.  Вот он на секунду  замер  для снимка, потом посмотрел вокруг.    Изображение было живое — за  спиной у Фимы-копии плескалось большое красивое озеро, прошла, оставляя бурунный след,  моторка рыбоохраны.  Проплыла байдарка с двумя спортсменками.   Фима в шаре обернулся и долго смотрел им вслед.     Пролетели чайки.
Фима спросил, как вернуть первоначальное изображение.   Мальчик  сказал: — Шейк ит, — но сразу поправился, — потрясти.  Встряхнул.  Изображение в шаре размылось,  смешалось, все распалось на маленькие цветные кирпичики, но быстро восстановилось и Фима увидел себя в исходной позиции в тот момент, когда был сделан снимок.
     По фарцовской привычке, когда имел дело с форинами,  машинально,   предложил:
- Чендж.
Они  посмотрели на него, как на дурака или человека, который шутит, но когда поняли, что  им всерьез предлагают обмен,  взяли  Зенит, отдали свой.
— А родители вас не заругают? — спросил Фима и показал на папу и маму.
— А это не родители, сказал один из мальчиков.
Второй дернул его за рукав, и он замолчал.  Они засмеялись, подхватились и убежали. Вслед за ними, слишком быстро для взрослых,   убежали и родители.   
     Больше Фима  их не видел. Спросил потом на регистрации у девочек,  какие у иностранцев  были паспорта.    Девочки сказали, что паспорта были у них были иностранные, но какой страны не знают. Нет, не американцы.
  Kaк пользоваться новым аппаратом Фима догадался быстро, да и догадываться там было особенно нечего — всего две кнопки. Одна непосредственно для фотографирования, вторая для выброса шара.  Как они там внутри небольшго корпуса  помещались?
- Вроде, как курица несет яйца, но не простые, а стеклянные, — сказал сам себе Фима.
Вечером в номере достал шар и увидел, там свою копию, которая нагло расположилась на его кровати с двумя голыми байдарочницами.  Фима встряхнул шар, вызвав вселенскую катастрофу а,  когда внутри шара восстановилась гармония, увидел самого себя на секунду замершего возле лодочной станции для фотографирования.   Копия-Фима  огляделся, понял где он, и вдруг стала  возмущенно махать руками и кричать что-то оскорбительное в небо, как в скрытую видеокамеру.  Фима понял, что это адресовано ему...
      Для себя он решил уже ехать в город. Скоро первое сентября и халтуры с коллективными снимками в  городских школах.  Эту работу Фима ненавидел, хотя и делал уже много лет подряд.  Количества большие, работаешь, как на фабрике,  а деньги ничтожные, все дешево.  Фима  бросил Турбазу и поехал по деревням. За живые шары стал брать сперва по  пятерке, а потом по десятке. А можно было и больше. Рыбацкие деревни вокруг озера богатые за счет браконьерства.
Возвращавшегося  однажды вечером с такой ходки,  Фиму Шворца, тормознул местный  гаишник и сказал,  зайди в управление, наш хочет тебя видеть.
На другой день Фима приехал в управление.  Было часов около шести,  у ментов пересменка.  Обе смены на месте.  Фима сказал дежурным:
Давайте я сделаю  коллективный снимок.  Щелкнул, выкатился  шар. Менты народ отборный.  Увидели себя живыми в шаре, стали  реветь и хохотать.  Вышел их начальник подполковник,  увидел Фиму и сказал:
— А вот ты мне и нужен. Ну-ка зайди в  кабинет.
Уединились  и начальник  спросил:
— Ты на что лицензию имеешь?
— На фотографию, — ответил  Фима
— А я слыхал,   какими-то шарами торгуешь.  Сувенирами. Хочешь, что бы я тебя районному ОБХСС сдал.
— Так это и есть фотография, — сказал Фима.
—  А что за шары такие, народ сказки всякие рассказывают,   типа можно увидеть давно умерших родственников. Один Сталина видел. Про тебя КГБ уже спрашивало.   Зачем это мне в районе.
   - Сейчас я вам все объясню, - сказал Фима. Тут же посадил подполковника  под стендом политбюро,  щелкнул, выкатился шар.  Подполковник глянул и сказал:
— Ты смотри, как здорово сделано, я здесь  уже полковник.  А вот ты и разоблачен,   члены Политбюро неправильные и не в том порядке висят.   Антисоветчина, — засмеялся начальник.
- Он иногда по времени сбоит, будущее показывает, - сказал Фима.
 Вдруг там в шаре полковник, копия подполковника , приблизившись,  глядя в стеклянную сферу словно в зеркало ,    наклонив голову,  как  птица,    стал  выдергивать волосы у себя в носу.  Гнусности зрелищу добавляло то, что изображение искажалось, как в дверном глазке.
Подполковник отпрянул и испуганно спросил:
— Как, как это вернуть обратно?
— Встряхните, — сказал Фима...