Бытие

Сергей Михальчук 1
Бытие - это корневая категория философии. Можно сказать, что она - суперуниверсальна и влияет на всё философское мышление человека. Её смысловая нагруженность обнаруживает и классифицирует суть любой философской системы. То, как она осмысляется, определяет, есть или нет место Иисусу Христу и его Евангелию в мировоззрении человека.  Проблемы «бытия» изучает философская дисциплина - онтология.
Философская онтология рассматривает «бытие» - далее Б., как философское пон., означающее наличие (существование) предметов и явлений в двух формах: как самих по себе, так и как некие их данности (отпечатки) в «сознании».
Первая форма изучения Б. предметов и явлений философской онтологией характеризуется тем, что она не рассматривает реальность (реальное существование) предметов и явлений, связанную с содержанием этого существования в реальном мире и их внутренним устроением, так называемый их содержательный аспект. Иными словами, для философской онтологии предметы и явление существуют лишь тогда, когда они рассматриваются абстрактно (идеально) - вне их взаимосвязи с «реальностью». Т.е. вне влияния на них окружающих их предметов и явлений. И, естественно, вне влияния на окружающие предметы и явления тех предметов и явлений, «существование» которых исследуется. Это «бытие как таковое» (бытие в себе), которое и является предметом философской онтологии. В отличие от реального опыта, который имеет дело с «реальным бытием» предметов и явлений.
Другой формой рассмотрения Б. предметов и явлений философской онтологией является их существование как «данности в сознании». То есть в пон. Б. - существования какого-либо предмета или явления включаются те взаимосвязи с окружающей «реальностью», которые установлены человеческим «мышлением», исследованы «умом» и запечатлены в «сознании». Все остальные, неизвестные «уму» взаимосвязи, остаются за рамками Б. - существования предмета или явления, как его отпечатка «данности в сознании». Эта форма или модус Б. называется «умопостигаемым бытием». Она занимает как бы промежуточное положение между «бытием как таковым» и «реальным бытием».
Б. может пониматься как синоним понятий существование, сущее, материя, мышление. Но часто оно выступает и как элемент понятийной оппозиции. Например, бытие и сознание, бытие и сущность, бытие и мышление, бытие и материя, бытие и познание.
Философское мышление, как и вообще научное мышление, ибо философия - «наука наук», ставит перед своей онтологией, в её изучении основ Б., одну единственную задачу. Единственной задачей, даже сверхзадачей философии, является изучение происхождения Б. А поскольку кат. Б. есть абстракция внутри «сознания», то единственной сверхзадачей философии, которую ставит пред собой  философская онтология, есть - история происхождения «сознания».
Здесь пролегает одно из главнейших различий между христианской философской онтологией  (ХФО) и философской онтологией. Потому что там, где философская онтология заканчивается, ХФО только начинается. История происхождения «сознания», являясь отправной точкой ХФО, не является её единственной сверхзадачей. Второй сверхзадачей ХФО является предназначение Б. («сознания»). Т.е. - для чего появилось Б.? В чём заключается сверхзадача Б. («сознания»)? И какая будущность ожидает Б. и «сознание»?
Эти кат. Б. и «сознание» очень тесно связаны. Что от чего зависит? Что первично, а что вторично: «сознание» или Б. Ответ на этот вопрос является тем критерием, который классифицирует любую философскую систему. Он же отграничивает философское мышление от мышления религиозно-философского, не говоря уже о чисто религиозном мышлении.
Но самое главное, для нас, то, что он резко отделяет христианское философское мышление от всех других религиозно-философских систем.
Для древнегреческой философии характерен глубинный онтологический монизм, с самого момента её возникновения,[1] который был преодолён Библейским и Христианским Откровением, что и унаследовало, в своём развитии, позднейшее философское мышление.

[1] См. статью «Лицо».

После наступления Постхристианской эры, в которой христианская богословско-философская мысль, в силу развития охранительного школьного богословия и схоластики, утеряла свою руководящую роль в дальнейшем развитии философского мышления, философия, во многом, вернулась к своему языческому античному началу.
По сути, философская мысль проложила себе новые исторические пути своего развития! Расположила их вне христианства и в обход его. Внехристианская история развития европейской философии стала общепризнанным фактором философских взглядов в эпоху Возрождения и Ренессанса.
Она отнюдь не утеряла своего религиозного оформления, но практически полностью лишилась, тех откровенных качеств, которые придавало ей её тесное сотрудничество с Христианским Откровением и его богословием.
Но, общий вектор развития философской мысли, заданный, как раз, Христианским Откровением, не мог не быть направлен на осмысление задачи, поставленной перед человеком при его появлении - осмыслении и обоженьи им своей природы и своего лица!..
Переход от «природы» к «лицу», от философии имени к философии лица, постепенно вызревает в недрах европейской философии: ницшеанство, феноменология и экзистенциализм являют нам ступени всё нового и нового богословско-философского синтеза Христианского Откровения!
Явлением современного состояния этого синтеза является Христианская Философия Лица…
Что такое Б. для Христианской Философии Лица?
Это, прежде всего, Бытие Сознания! Поскольку основой основ, то есть онтологией, сознания любого ипостасного человеческого «Я», сообразного Богу, есть истина: - «Я есть единственно реально существующий».[2]

[2] «Аз есмь сущий».

Эту онтологическую истину христианского философского мышления нельзя понимать обыденно философски, как идеалистический лозунг о том, что «сознание первично, а бытие вторично». Истина Христианского Откровения совершенно не вмещается в рамки спора материализма и идеализма! Потому что всё, что существует вне сознания, существует для сознания, для созерцания сознанием самого себя и другого сознания. Ибо только так, созерцающи, в познании бытия и общении с другим сознанием, ипостасное человеческое «Я» могло созерцать свой первообраз: - «Созерцание есть функция Сознания в Бытии», так же как: - «Самосозерцание есть функция Бытия Сознания».
Видеть образ Бога в себе и славу Бога Творца вокруг себя, - в этом видит цель существования бытия для сознания Христианская Философия Лица. Поэтому невозможно говорить ни о первичности сознания над бытием, ни о первичности бытия в отношении сознания. Это справедливо для всего реального бытия, и тварного и нетварного.
Лишь рассматривая взаимоотношение нетварного бытия и тварного сознания и тварного бытия и нетварного сознания, мы можем говорить о том, что нетварное бытие может определять тварное сознание, а нетварное сознание может определять тварное бытие. То есть говорить о том, что: - «В реальном бытии, которое представляет собой нераздельное, неслияное, неразрывное и неразлучное единство нетварных и тварных сущностей и ипостасей, лиц и природ, нетварное всегда является причиной тварного. А созерцание и самосозерцание предстаёт перед нами как единство познания и общения, онтологической основой которых является Боговеденье или Богопознание, слагающееся из Богословия и Богославия».