Енот Листик, барсук Храпун и ручей конца октября

Боб Жмуркин
  ***

Енот и барсук двигались вдоль ручья и молчали. Рано утром был туман, но сейчас он почти исчез, хотя небо все равно оставалось мрачным. Было довольно тепло для конца октября, дождь покинул эти места еще несколько дней назад, и потому друзья не чувствовали какой-то щемящей грусти. Правда, листья большей частью уже опали, но пока это не занимало ни енота, ни барсука. Первым прервал молчание барсук: да, пока тепло, но скоро будет зима, и надо уже думать о впадении в спячку.. Енот не удостоил эту фразу какими-либо словами. Тогда енот продолжил: а ты разве не собираешься впадать в спячку, Листик?
- Я скорее думаю, как из нее выпасть, - был ответ.
- Иными словами..
- Иными словами, надо, как всегда, решить, что является сном, а что – нет. Ты думаешь, что спячка – это сон, а сейчас мы наслаждаемся осенней явью. Но не исключено, что именно сейчас мы спим, а спячка будет чем-то настоящим, пробуждением ото сна..
- Я смотрю, это твоя любимая тема..
- Вовсе нет. Этой осенью я не ощущаю ее чудес, как было раньше. А раз нет чудес, – какая же это явь? Нет, это тяжелый дурной сон, и без сновидений..
- Ты опять стал грустить? То-то я вижу, ты идешь, словно потерянный..
- А ты не потерянный? Мы все потеряны, вопрос в том, - будем ли мы найдены, и кто именно нас найдет? И будем ли мы найдены потерянными, или потеряны найденными? Потому что, если мы будем потеряны потерянными, тогда уж совсем.. А если найдены найденными, то мне сложно судить о том, что..
- Ты опять меня запутал, Листик.
- Нет. Запутать можно только того, кто идет по прямой дороге, не зная поворотов  и путей, ведущих в никуда. А мы с тобой идем вдоль ручья, и он постоянно петляет и поворачивает, - какой же это прямой путь?
- Пусть и не прямой, но вон там я вижу просвет: видно, река близко.
- Но я совсем не слышу, как она шумит.
- Так, наверно, она течет бесшумно.
- Ну, если бесшумно, то какая же она река?
- Да и ручей, прислушайся, почти не журчит.
- Ага. Только издает какие-то нечленораздельные звуки. Как ребенок..
- Нечленораздельные? Ты хочешь сказать, что обычно ручей говорит?
- Конечно, говорит. Поэтому я и думаю: что испытывают тело и душа живущего, который идет вдоль ручья и чем можно предотвратить ужас жизни в этот момент? И что испытывает ручей, когда мы идем вдоль него? Как он преодолевает ужас нашего существования, когда мы заглядываем в его воду?
- Никогда не думал, что можно задаваться такими вопросами, идя вдоль ручья.. И что ручей что-то там испытывает. И что ему страшно, что мы вдоль него идем. Неужели нельзя просто гулять вдоль ручья, и без всяких ужасов? А то это выходит и не прогулка, а какой-то непрерывный страх!
- Ты прав, мы просто гуляем. А эти вопросы.. Они лежат под ногами как осенние листья.. И мы подбираем их.. Ты говоришь, мы просто идем вдоль ручья. Ну да, а ручей бежит мимо нас. Каково ему, бегущему здесь с момента начала мира, узреть нас, смотрящих на его воду? Что за монстры, - думает он. Что за беспечные существа, которые появились тут лишь мгновение назад, и через мгновение исчезнут, - однако, уже рассуждают о сущности бытия, будто они знают, что это такое?
- Ты правда уверен, что ручей думает, и задается именно такими вопросами?
- Да, и его реакция на нас, - это звуки, которые он произносит. Это слова, которые он шепчет. Пусть даже он делает это во сне.. Его слова – это реакция на ужас существования.
- Но почему непременно ужас? Как будто в существовании мало веселья!
- Да, немало. Но сегодня, в конце октября, в это позднее утро, когда золотой осени толком и не было..
- Листик, зачем это ты ворошишь листья? Хочешь что-то найти?
- Я ворошу листья прошлого, барсук. Или это они ворошат меня? Вот так будут сейчас разгребать меня, и когда обнажится голая земля под листьями меня, - выяснится, что меня словно и нет.. И если разгрести мое прошлое, разворошить его, то потом ничего и не останется..
- Ты снова вернулся к своей любимой теме: меня нет и т.д. Смотри-ка лучше, какие эти листья! Золотые еще! Может, соберем гербарий, и пойдем домой уже?
- Гербарий? Может, мы с тобой тут присутствуем как два гербария, но налетит ветер, и разметает нас, и наши листья поплывут по этому ручью, и вольются в большую реку, и потом будут думать, что они рыбы, или утки, или что-нибудь еще водоплавающее..
- Так ведь енот тоже водоплавающее!
- Точно. Но ты прав: пойдем-ка лучше домой, пока наши гербарии не развеял ветер..
- Так гербарий-то соберем?
- Пожалуй, да. Я подвешу эти золотые листья у себя под потолком. Они будут у меня вместо светильника. И будут светить ночью, когда я не сплю, и читаю книгу о возникновении нашего лесного ручья, мимо которого мы сегодня проходили..