Культурная Ойкумена Латвии. 1. Галерея Неллия

Водолей 2
               

                Карта XV века, изображающая описание Ойкумены
                Птолемеем (1482 год, гравюра Иоганна Шнитцера).   


                Museum of Private Collections.*

                Проект "Культурная Ойкумена Латвии"**
                президента Ассоциации русской
                творческой интеллигенции Латвии /АРТИЛ/,
                поэта, прозаика, публициста и композитора
                Светланы Водолей.
               




"В этой безмерной открытости
Непреднамеренных строк
Разве присутствие сытости?
Разве голодный паёк?

Разве от жгучего холода,
Инеем еле дыша,
Так безоглядно и молодо
Жаркая стонет душа?

Разве от серенькой скромности
Так безграничен полёт?
Тайна великой бездомности
Разве не в Доме живёт?

Разве от быта зависела
Чувства горячая страсть,
Разве бы сердце превысило
Слова холодную власть?"

В этой прозрачной открытости
Непредасказуемых строк
Нет ни присутствия сытости,
Ни для голодных Урок

В том, что мы тоже извечные
в пользу страстей вековых.
Молодо-зелено млечные,
мы и не знали иных.

Кажется нам, что проплачены
кем-то... И всё нам дано.            
Мальчики, девочки... Схвачены,
как из немого кино!

Так всё недавно, но прожито.
Как бы ещё повторить?..
Только Искусством умножите
то, что хотите любить.

Что для вас истинно дорого,
что оставлять на Земле
мы не хотим, как для ворога
скарб свой найти в колее

Дна! Что душою затрачено
и разрослось на потом
дел недоделанных, скаченных
мыслей, уставших бегом

бегать за нами. Но созданы
здесь и сейчас, не потом.
И в поколениях розданы
словно созвездия звёздные,
чтобы собраться в сей Дом.

Всё, что из Прошлого схвачено.
Так всё недавно-давно!
Словно Октябрь раскулаченный,
листья летят в кимоно

яркими красками, пятнами...
Небо осколками луж
Памятью жжёт незапятнанной
в скором предвестии стуж.

Но, Мы, хранимые стенами
запечатлённых картин —
те, кто дружил с Ойкуменами,*
вечен и не без причин!..

14 октября 2021 года

       На карте нашей жизни одной из Ойкумен является Детство. Всё начинается в Детстве, которое постепенно, но очень быстро разворачивает свой свиток в отрочество, юность и взрослую жизнь. И мы становимся тем, кем становимся. Но свежесть и чистота мира не убывают с наводнением разных проблем, неприятностей, предательства и лжи, корректирующих жестоко и необратимо наше представление о мире. Но уникальность каждого человека, если отбросить всё наносное, привнесённую шелуху, остаётся от начала и до конца. И насколько мы чужие, иногда даже чуждые друг другу, а подчас и вовсе неизвестные, становится ясно только потом, по достижении определённого возраста мудрости.  Душа — Вселенная, та же Ойкумена, и каждая — Своя. Всю жизнь мы ищем единомышленников, родственные души, союзников свое души, и иногда находим, чаще всего благодаря Искусству и общим интересам, случайно не случайным знакомствам, которые невозможно предвидеть, но никогда нельзя проходить мимо. Потому что тогда мы можем потерять то, что нас обогатит, излечит или даже возродит.
        И недавно ушедший от нас Евгений Евтушенко начал писать, как и я, еще в детстве. Первое стихотворение я написала сидя за старинным немецким пианино, разучивая какую-то пьесу. Неожиданно, непредсказуемо, вдруг, под влиянием вида из окна, когда пошёл первый снег. Огромными хлопьями, как в замедленной съёмке он кружился в воздухе, заслонив своими телами-снежинками весь белый Свет. И повернула голову влево к окну, и красота этой картины поразила меня. Я прервала игру, схватила лист бумаги и прямо на пюпитре написала стихотворение "Первый снег". К сожалению, оно пока не найдено, скорей всего не сохранилось. Но момент был запечатлён. И я тут же побежала в подвал, где работал отец и прочла его. Он был очень воодушевлён этим событием, восторженно поддержал меня и сказал: "Пиши. Пиши обо всём." Это был мой первый поэтический опыт, параллельно шедший с музыкой на протяжении всей жизни. Мне было 7 лет, и я училась в 1-м классе Музыкальной школы в Майори, научившись подбирать по слуху любимые нами песни, слова которых я знала наизусть. Так поэзия и музыка пошли вместе, рука об руку, иногда то одно, то другое побеждало, но шло всегда параллельно друг другу. Первое взаимопроникновение двух наизначительнейших из искусств дополнялось впоследствии другими, в частности, кинематографом и живописью. Поддержка отца в то время сыграла значительную и главную роль в том, что я начала писать. Ещё и потому, что он сам был поэтически одарён и тоже писал стихи, как говорится "в стол", урывками, никому не показывая, но будучи моряком и отслужив 7 лет в Краснознамённом Балтийском Флоте, напитался водной стихией, что неизменно приводит эстетически одарённых людей к желанию писать. Немало знакомых, которых я знаю, будучи моряками в прошлом, стали писать стихи или прозу. Очевидно, что водная стихия действует на человека в эту сторону...
          Ведь и на нас сегодняшних Первый снег действует по-особенному, мы начинаем дышать Небесной Чистотой, ощущать колкость кристально свежего воздуха и чувствует какое-то обновление души. Дыхание становится глубже, объёмней и шире...
И как конкретный пример взаимодействия и взаимообогащения поэзии и музыки, приведу факт, что тот же Евтушенко прославился в 1961 году резонансной поэмой
«Бабий Яр», на ее стихи которой написал симфонию Дмитрий Шостакович, а на стихи Андрея Вознесенского написана знаменитая рок-опера Алексея Рыбникова «„Юно;на“ и „Аво;сь“». А сколько романсов и песен было создано на стихи поэтов, неисчислимое количество, начиная с времён Глинки и кончая современным русским романсом, что тоже имеет прямое отношение к моему творчеству. В дисках, которые я представляю вам, записаны и многочисленные передачи на "Христианском радио", где чтение стихов сопровождалось музыкой Баха, Рахманинова, Скрябина в передачах под названием "Поэзия любви" с ведущей радио-журналисткой Леонорой Муталлимовой, живущей сейчас в Англии, на знаменитом русском радио "Пик" с ведущим Аркадием Кариевым, в передачах известного прозаика и журналиста Марины Костенецкой на радио "Домская площадь", а так же в передачах радио-журналистов Галины Грейдане, Илоны Якимович...
          Чтобы завершить мысль о живительном значении Искусства, особенно в живом исполнении, и уникальности каждого человека, я хочу прочесть для вас, присутствующих здесь, стихи Евгения Евтушенко, так любимые недавно ушедшей от нас Марины Монокандилос, певицы хора "Шофар" под руководством дирижёра Иосифа Цисера, моего однокурсника по Музыкальной академии, проникновенно читавшей их:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

1961 г.

          Ойкумена оттепели,


Термин ;;;;;;;;; в древнегреческом имеет несколько значений:

1.обитаемая земля; то есть земля, заселённая людьми;
2.греческая земля, то есть зе;мли, заселённые греческими племенами;
3.земля, мир, то есть зе;мли, известные человечеству в целом.

4.Но в значении и контексте моего творчества это слово имеет особый смысл, оно означает НЕОбетованная Земля, и даже Вселенная, где царит Искусство и живут только те, кто его создаёт в самом высоком смысле этого слова! Это Страна художников и Муз. Страна Любви и Творчества. Страна величайших достижений и открытий, влекущих нас безостановочно в необозримое Будущее.

Несмотря на то, что в конце XIX века это слово и его производные стали распространяться в западноевропейских языках в первом значении в связи с началом экуменического движения среди протестантов, в русском языке греческое ;;;;;;;;; традиционно передавалось как «Вселенная», «обитаемая Вселенная».

Во второй половине XX века состоялось заимствование оригинального термина — двумя путями, давшими два разных произношения и два несколько разных смысла (более узких по сравнению с исходным): об экуменизме говорят почти исключительно в контексте межрелигиозных контактов сближения разных церквей (иногда с оттенком осуждения, как о символе некритичности и измены истине), а ойкумена используется как географический, экологический, исторический и культурный термин, обозначающий обитаемый мир.

Когда-то неизгладимое впечатление на меня произвёл роман «На краю; Ойкуме;ны» («Вели;кая дуга;») — историческая дилогия Ивана Антоновича Ефремова, написанная в 1945;1946 годах. Она состоит из двух частей: «Путешествие Баурджеда» (1953) и «На краю Ойкумены» (1949).
Это произведение посвящено взаимоотношениям цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции и центральной Африки. Обе повести объединяют место действия (Египет), некоторые события и драгоценный артефакт — Голубой камень, берилл, с фигуркой молодой девушки внутри, сделанной известным скульптором.

        Эта дилогия имела огромный успех у читателей и выдержала ряд переизданий в СССР и за рубежом.

        «Путешествие Баурджеда» рассматривается некоторыми исследователями в том числе и как антитоталитарное произведение, как политическая аллегория эпохи сталинизма. Но кто знает, что думал об этом сам автор.
        В письме к В.Н.Беленовскому от 25 апреля 1947 года Ефремов утверждал, что начал сбор материалов по «африканскому роману» в конце 1944 года, и ему удалось осуществить свой замысел лишь потому, что он сильно болел с конца 1945 года до июня 1946 года. «Великая дуга», по его утверждению, была написана в эти сроки.

        Согласно письму автора к И.И.Пузанову от 16 декабря 1953 года, «Путешествие Баурджеда» было написано в 1945 году, раньше второй части.
        В письме к Т. А. Чернышёвой от 10 июня 1960 года Ефремов говорит о 1945—1946 годах, указывая середину 1945 года как время написания первой повести. «Путешествие Баурджеда» планировалось как первая часть трилогии, на что, по словам автора, намекает пролог «Ойкумены», где рассказывается о находке камня в «родовом святилище антов на Украине».

_________Сорок Четвёртый год, тяжёлый изнуряющий конец войны, болезнь, продлившаяся полгода, и вдруг на этом фоне произведение, посвященное взаимоотношениям цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции и центральной Африки... Не есть ли это спасительный уход от действительности для Художника, тот самый инстинкт самосохранения, живительная влага древних веков, извлечённая из толщи Времён, и спасительное Искусство, которое в этом случае наглядно демонстрирует свою спасительную силу и жажду жизни. Ойкумена, где можно спрятаться от всего злого, несправедливого и болезненного чувства о том, что изменить ничего нельзя, о том, что от нас ничего не зависит,- и не это ли явственным Отголоском ложится на нашу сегодняшнюю каждодневную жизнь... И не работа ли спасает нас в самые сложные Времена, когда даже мелочь уже перестаёт быть мелочью, а становится чем-то значительным, важным и запоминающимся нами до конца дней. Сколько раз я замечала и ощущала это всесильное, оздоровительное действие Искусства, и сколько это же ощущали до меня. Сознание того, что всё не случайно, надо только заметить, разгадать эти Знаки, являющиеся нам для подлинного осознания жизни и радости, которую она несёт во что бы то ни стало. Когда-то и для меня этот роман оказался спасательным кругом от обыденности, неустроенности и того одиночества, которое является глубинным, подсознательным, когда стоя на перепутье ты начинаешь понимать, что для тебя важнее, то, что окружает или ты сам. Ты Сам - это и есть та отправная точка, Светящаяся точка, которая не даёт поглотить тебя бездне ещё при жизни. Потому что книги, картины, музыка, наконец, это и есть тот живительный эликсир, продлевающий нашу жизнь и делающей её более значительной и не случайной.
        Именно поэтому так важно ЖИВОЕ восприятие Искусства. А ведь здесь всё именно живое, и мы, живые, взаимодействуя друг с другом и с этими замечательными картинами, соприкасаясь с Временем в самом широком смысле слова, получаем божественный эликсир Света, Добра и объединяющей общечеловеческой Любви, создавая эту самую АУРУ.
        Посмотрите, о чём пишет
        В 1963 году Ефремов так вспоминал о своём замысле:

        Повесть «На краю Ойкумены» написана в 1945 году, когда у нас полностью отсутствовали книги, художественно излагавшие древнюю историю или рассказывавшие о дальних, тропических странах. Я объединил в повести обе задачи и попытался их решить на основе марксистского анализа истории и социалистического гуманизма.

        В письме к Дмитревскому от 25 мая 1971 года автор также писал, что на момент создания «На краю Ойкумены» в стране вообще не было повестей на тему древней истории, которую «кажется, почти и не учили в школе». По его словам, повесть долго не издавалась из-за необычной манеры изложения ; в ней отсутствовали великие герои и победители.

        В центре обеих повестей ; конфликт человека и государства, в первом случае автор утверждает неизбежность антагонизма между личностью и властной тиранией, народом и государством; вторая часть акцентирует столкновение художника и власти, искусства и деспотического государства.

        А разве сегодня, во время эпидемии, не достиг конфликт человека и государства, когда неизбежность антагонизма между личностью и властной тиранией достигла предела, за которым тоже Ойкумена, но другая, чуждая нам, Ойкумена зла и насилия над человеком. И не является ли примером этого насильная вакцинация...

        А образ «Великой Дуги» ; земного океана, связывающего народы, ; олицетворяет их братство и борьбу за свободу.

14 октября 2021 года
____________________

*Галерея "Музей частных коллекций" находится в Асари, неподалёку от железнодорожной станции (ул. Дзелзцеля 16). Основу собрания музея составляют работы русских мастеров и иконописцев.

**Проект "Культурная Ойкумена Латвии" является продолжением нашего проекта "Литературные чтения", проходившего каждую последнюю субботу месяца в 13 часов в Риге по улице Блауманя 5а, под эгидой Министерства интеграции Латвии.
О дате и времени 1-го концерта Нового проекта будет сообщено отдельно, в том числе и в рамках этой статьи, на сайте Галереи "Неллия" и в газете "Вести Сегодня".***

***«Вести сегодня» — Сегодня (до 1 февраля 2017 года Вести сегодня) — ежедневная общественно-политическая русская газета Латвии. Издается с 26 июля 1999 года.

****Ойкуме;на, экумена, эйкумена, Культурная Ойкумена — освоенная человечеством часть мира. Термин «ойкумена» в географическом контексте первым использовал древнегреческий историк Геродот в своём труде «История»:  «самая удалённая страна из всех заселённых стран»).
Агафемер, который жил уже в нашей эре, утверждает, что первым нанёс на карту ойкумену Анаксимандр Милетский, живший до Геродота, а усовершенствовал эту карту Гекатей Милетский, однако использование самого термина «ойкумена» в этом контексте считается анахронизмом.

=====================================

Культурная Ойкумена Латвии. 1. Галерея Неллия
http://stihi.ru/2021/10/14/4390

Культурная Ойкумена Латвии. 2. Галерея Неллия
http://stihi.ru/2021/10/15/1856

Магия осени
http://stihi.ru/2021/10/19/2958

Оберег Октября, белый Опал
http://stihi.ru/2021/10/20/3057

Гамаюн
http://stihi.ru/2021/10/21/1687

Полдень вчерашнего дня
http://stihi.ru/2021/10/23/2091

Всё опально во мне...
http://stihi.ru/2021/10/23/2409

Среди миров близ Царского Села. Об Анненском и о себе.
http://stihi.ru/2021/10/24/3085