Красный велосипед

Зоя Белова
Весть о том, что Славка, пятнадцатилетний подросток, спас от пожара троих малолетних детей Людки-пьяницы, моментально облетело село. Дети бегали на пожарище, а взрослые собирались небольшими группами и ругали Людку почем зря, что додумалась детей запереть снаружи и уйти, а догадаться убрать спички не смогла.
— Ах, если бы не Славка…— размахивали они руками и хватались за сердце. — За какие грехи деткам малым такая мамка досталась!
Знакомые толпились у дома Славы, пожимали руки и матери, и отцу, и самому парню. Некоторые тормошили его голову, а Славка стеснялся, изворачивался.
К вечеру в гости к герою дня завалила толпа народа: и глава районной администрации, и журналисты, и директор школы. За ними потянулись соседи. Всем не хватило места и предложили выйти на улицу.
И сам Слава, и его родители были красные от смущения, но отец для важности момента надел пиджак, а мама то поправляла волосы, то оглаживала подол платья.
— Уважаемые жители села! Все вы уже знаете, что сегодня произошло, — начал свою речь Глава. — Про Люду мы здесь говорить не будем, с ней отдельная история. А вот про этого героя, — он обнял подростка за плечи, — нам приятно говорить! Это наше будущее! Он сегодня совершил подвиг и, рискуя своей жизнью, спас малолетних детей из огня!
Все хлопали, радовались, а Славке хотелось убежать, но тут какой-то мужчина подкатил красный велосипед, и Глава радостно объявил, что Слава награждается этим ценным подарком. Парень расплылся в улыбке, глаза его засияли, как и хромированные детали велосипеда. Слава схватился за лакированные черные ручки, а они будто прилипли к нему, такие были удобные, а камера снимала все это.  На другой день по местному телевидению вышел репортаж, и у Славы началась другая жизнь. Его приглашали в школы, писали статьи, одноклассники хлопали по плечу. Постепенно он привык к интервью, держался уверенно, складно отвечал, улыбался в камеру. Заготовленная речь уже лилась легко и слегка отстраненно, как будто он говорил о ком-то.  Ему стал нравиться образ этого парня и его поступок спасателя.
— Пойду после девятого класса в пожарное училище, там каждый день подвиги, — мечтал он, — Глава обещал направление дать.
Иногда Слава вспоминал тот день, когда заметил горящий на окраине дом, как побежал туда и увидел в окно три искривленные от страха и крика мордашки, и ему стало за них страшно, но дверь была закрыта на навесной замок, а огонь уже выбивался из худой крыши. Как кирпичом разбил соседнее окно, залез в дом сам и вытащил детей, старшему было пять, а маленький даже не ходил. Как потом его порезы мама мазала зеленкой. «Где дети теперь? Куда-то всех увезли!» Да никто и не вспоминал семью погорельцев, как появились, так и пропали, «чужие заезжие». Вся эта история крутилась только вокруг Славки, которого уже и звать стали Славка- спасатель.

Наступило лето, последние каникулы школьника. Славу возили в школьные лагеря района, где его с интересом слушали ребята поменьше. Он добавлял в свой рассказ литературные образы про полыхающий огонь, про меткий кирпич, про легкий прыжок в окно и тяжелых детей. Но постепенно интерес к мальчику-спасателю стал пропадать.
Недели тянулись, а его никуда не приглашали. Парень стал раздражительным, грубил родителям, но те терпели, «переходный возраст», — успокаивала мать, а отец уверял, что их сын «звезду словил». «У него другая судьба будет, не как у нас, он герой», — возражала мама.
Его короткие светлые волосы выгорели на солнце, а сам вытянулся, плечи развернулись, да и постоянная гонка на велосипеде сделала сильными ноги и руки. У него остался один преданный друг – его красный велосипед. С ним парень беседовал, намывал его и следил за шинами, чтобы те всегда были накачаны. Славка гонял на красном велосипеде, представляя себя на пожарной машине, а его глаза искали что-нибудь горящее, чтобы затушить, спасти, или хотя бы оказать помощь.
Как-то вечерком Слава решил искупаться. Возле пруда бегал мальчик с их улицы, от природы инвалид, к тому же умственно отсталый, вместо слов изъяснялся слогами – ма-ма, ти-ти, та-та. Мальчику было уже десять, но он был такой маленький и худой и выглядел лет на семь.
—  Генка, ты с кем здесь? — спросил Слава, хотя знал, что мальчик с утра до вечера предоставлен сам себе.
— Ма-ма, ма-ма, — помахал в сторону поселка мальчик, —та-та, — показал он на велосипед.
— Хочешь, я тебя покатаю?
Гена радостно закивал головой. У Славы засияли глаза от пронесшейся мысли:
— Вот он, мой новый шанс! Обо мне скоро опять заговорят!
Он помог малышу вскарабкаться на багажник, и они помчались. «Только бы никто не видел!». Генка сзади смеялся, расставив широко ноги. Вот уже село далеко позади, дорога бежала вдоль леса, потом свернула в лес. Ехать было тяжело, но Слава крутил педали изо всех сил. Мальчик сзади пытался что-то произносить, но парню некогда было прислушиваться к его междометиям, он через плечо кричал «еще немного» и продолжал гнать. Наконец он остановил велосипед и помог слезть Гене, взял его за руку и потянул за собой. Тот сопротивлялся, сквозь слезы произносил «ма-ма…ти-ти».
— Перестань реветь, скоро придем, —сердито посмотрел на Гену.
Малыш глянул испуганно, но плакать перестал. Слава искал глазами хорошее место, и вот ему приглянулся подходящего размера овраг. Он прыгнул туда сам и потянул мальчика так, что тот завалился и засмеялся.
— Вот так-то лучше, а то вздумал реветь, как маленький. Посиди тут, я тебе ягод принесу, только никуда отсюда не уходи, слышишь? Я обязательно приду за тобой!
Генка согласно покивал головой, лежа на траве и раскинув свои ручонки.


Была ночь, когда к ним в окно постучали. Мама испуганно подскочила с кровати, отец вышел на улицу. В их дом ворвалась с криком и плачем Генина мать.
— Слава, помоги! Найди Гену, я все село оббегала, всех знакомых, родных—нет нигде! А вдруг он утонул…
Слава ждал ее прихода, он не спал, только делал вид, а в голове прокручивал, как бы действовали спасатели.
Он уверенно озвучил план спасения, что надо разбудить и привлечь как можно больше народа. Откликнулись многие, Славу слушались и подростки, и взрослые. Разбились на группы, определили наиболее возможные участки, где мог быть мальчик. Слава с пятью мужчинами направились в сторону леса. Он на своем красном велосипеде оторвался ото всех и на ходу крикнул, что пойдет потом им навстречу.



Он торопился, как и тогда, когда увозил малыша. Вот и овраг, но Гены там не было. Слава стоял в растерянности, а потом начал метаться по лесу и звать мальчика. Он не замечал времени, не чувствовал усталости, забыл, где оставил свой велосипед. Стало светать. На его голос подошли люди. Славка размазывал по лицу слезы, перемешанные с кровью ободранного лица.
— Да не убивайся ты так, спит где-нибудь, — успокаивали его.
Парень отмахнулся и пошел дальше один. Он искал до вечера, пока не наткнулся на тело Генки. Тот лежал, свернувшись калачиком, а на лице застыл ужас, как у тех детей из пожара.
— Дурак, как ты мог уйти, я сказал, что вернусь, спасу тебя, — истерично кричал парень и тряс бездыханное тельце. —Ну и лежи тут, пусть тебя другие находят, а я спасатель. Мертвых не спасают.
Слава развернулся и пошел искать свой красный велосипед, он надежный, он обязательно дождется.



Слава вернулся в село ночью. Мать увидела его, катящего свой велосипед, кинулась навстречу, обняла, а сквозь его рыдания только слышалось «ма-ма…та-та».




На Литресе вышли мои книги. Не поздравляйте, просто скачивайте и читайте!
Электронная версия:"Ветка полыни"     https://www.litres.ru/zoya-belova/vetka-polyni/
аудиоверсия    "Через призму цвета"