Размер имеет значение

Геннадий Митрофанов
                Размер имеет значение

 
 Дела давно минувших дней.
 Было это во времена зари, так называемой «тряпочной авиации». Летали в основном на самодельных дельтапланах. Трубы для каркасов добывали всеми доступными способами, сам парус часто шили из мешков для сыпучих материалов. Армированная полипропиленом плёнка, имела достаточную прочность, в случае повреждения, легко ремонтировалась.
Некоторые детали делались из трубки, через которую прыгали в высоту спортсмены, это были детали наиболее часто ломающиеся, а сами трубки можно было довольно просто найти.
 Сама конструкция первых дельтапланов оберегала летающих от травм, сначала гнулись или ломались детали конструкции, а затем уже доставалось нашим рёбрам, рукам и ногам. В том и есть преимущество учебного аппарата, над крутым.
 Летали с огромным энтузиазмом, искали подходящий склон и удобный ветер, а далее уже дело техники.
  Первоначальное обучение было на самодельном дельтаплане, его можно было регулировать, как вздумается, конструкция позволяла. Он терпеливо переносил наши ошибки, падение и грубые посадки, это я знаю по себе.
 Утро, в тот день, было прекрасное, чистое небо, слабый ветерок, живи и радуйся.
Как полагается, все дела начались с посещения холодильника. Сыр, молоко, зелень, но за всем этим великолепием сияла натуральной оболочкой колбаска. Та самая колбаска стоимостью два рубля, двадцать копеек за килограмм.
 Началось утреннее пиршество, приличная колбаса, настоящий чай, что – то ещё, уже не помню. Колечко колбасы заметно уменьшилось, когда раздался звонок в дверь. Что – бы чай не успел остыть, бегом к двери.
 Открываю, стоят мои друзья по полётам и вопрос в лоб, летать едешь?  Странный конечно вопрос. От такого не откажешься.
 Пока друзья спускались по лестнице к выходу, успел убрать остатки пиршества в холодильник и догнал компанию на выходе из дома.
 За дорогу успели обменяться новостями, вспомнить смешные случаи из прошлых полётов. Тридцать километров проехали, не заметив время, знакомый бугорок манил  предчувствием полёта.
 Сборка дельтаплана, процесс не скорый, учебный собирается несколько быстрее высококлассных, но это всё входит в удовольствие полётов.
 Самое капризное дело в полётах, ветер. Понимает, шельма, что он всем рулит, иногда пробует наши нервы на прочность, так бывает почти всегда.
 Так было и в этот раз. Бугор, с которого летали, имел с восточного склона перепад по высоте почти девяносто метров. Если был устойчивый восточный ветер, полёты были великолепные. Но в этот день фортуна, с ироничной улыбкой, подсунула нам порывистый ветер и на не очень удобный для полётов склон. Конечно, это мало смутило нас, просто слететь со склона, тоже не слабо,
 Не летающим людям кажется, что суть такого спорта, сам полёт, как они ошибаются.
 Спорт, это затаскивание самого дельтаплана с места посадки к месту старта.
 Сам дельтаплан весит не очень много, килограммов сорок, а вот если на парус, площадью около двадцати квадратных метров, давит, пусть даже удобный для полётов ветер, тут уже на плечи и руки давит, минимум, вдвое больше веса конструкции нагрузка.
 В таком деле не стоит смотреть, сколько ещё нести аппарат до точки старта, лучше смотреть под ноги и ждать, пока под ногами не появится вытоптанная площадка старта.
 Поскольку на всех привозили один, реже два дельтаплана, летали по очереди. Новички (чайники) спускались чуть ниже склона, это при неудобном ветре, более опытные, стартовали с самой вершины.
 При порывистом ветре, не считалось зазорным, если кто - то придерживал дельтаплан за носовой узел, пока пилот настраивался. Когда звучало: «От винта», помогающий уходил в сторону, далее уже старт по готовности.
 Вот и я объявляю, «От винта» и приподнимаю дельтаплан, но порыв ветра надо или переждать, или уже старт с учётом обстановки. Волнующий момент этот старт, волнение пропадает только с первым шагом разбега, там уже работа и работа.
 Настраиваюсь на разбег, но от этого самого волнения, чуть более необходимого, приподнимаю нос дельтаплана.
 Видать ветер ждал этого момента, поддувает сильнее и подхватывает меня с дельтапланом. С удивлением замечаю свои ноги на фоне неба, пока дельтаплан делал кувырок назад, вспомнил, что сзади у меня склон в противоположную сторону нашего бугорка. Вот если меня передует, катится вниз не самая радужная перспектива.
 Но у ветра были свои планы, он просто опрокинул меня с дельтапланом на спину, и всего на всего, согнулась маленькая трубка мачты.
 Когда друзья подбежали ко мне, я уже отцеплял подвесную систему, пытаясь осмыслить ситуацию. Весь кульбит обошелся без травм, всего парой синяков.
 Трубку мачты заменили запасной, вновь наш аппарат вновь был готов доставлять удовольствия.
 В это же время меня расспрашивали степень моего испуга, впечатление от «полёта». Даже спросили, смогу ли я ещё разок стартовать на такой ветер. Ехать в такую даль и не летать, даже после случившегося, не годится.
Вновь надеваю подвесную систему, старт между порывами ветра, спокойно спланировал, посадка пришлась на косогор. Снова забавно, одно крыло в штилевой зоне, другое подхватывает верховой ветерок и начинает опрокидывать. Но земля под ногами, просто перекатываюсь и даже без синяков.
 По законам полётов, мне надо самому занести дельтаплан к месту старта, ветерок снова увеличил вес моей ноши.
Уже на точке старта решили разобрать причину моего кульбита и почему легко отделался.
Но я огласил свою версию.
 Помните моё утреннее посещение холодильника, вожделенная колбаска по два двадцать за килограмм…
 Вот если бы дали мне доесть коляску хотя бы на две трети и добавить с пол литра молока с батоном, мой вес был бы несколько большим, а вдруг у дельтаплана не хватило подъёмной силы так меня оконфузить. Хотя ветер мог бы подкорректировать свой порыв и добросить меня к противоположному склону…
 Но случилось то, что случилось. На том разбор полётов, да и сами полёты закончились. На обратной дороге смеялись над случаем, досочиняя подробности.
 Сколько тем для баек дают полёты и подготовка к ним, перед полётами часто рассказывают «чайникам», как начинали летать мастера, смех придаёт смелости, ведь у новичков скоро появятся темы для баек.
 Так что размер съеденной колбасы тоже имеет значение для удачных полётов.