Вяйно

Ольга Крикривцева
Мы с Элиасом, соцработником родом из Ирана, пришли к Вяйно рано утром. Он живет в многоэтажном доме на третьем этаже. На звонок открыл дверь крепкий старик с седой щетиной и взлохмаченными бровями. Он улыбнулся и дружелюбно забасил, пригласил на кухню. Уселись за столом поговорить.
- Хотите кофе? Сейчас сварю, - посмеиваясь, предложил хозяин. Мы отказались, сказав, что только-только выпили по чашке.
- Сегодня нет ветра? Как там на улице? – как истинный финн он заговорил о погоде.
- Пока еще прохладно, 12 градусов. Но день обещает быть тёплым. Ты хочешь пройтись, как всегда? – поинтересовался Элиас. Вяйно любит прогуливаться бодрым шагом всегда в добродушном настроении.
- Да-да, пройду вдоль Уйтамо. Километра два туда и потом обратно. Освежу голову.

Он давно живет один, вернее, с начинающейся деменцией.  Пока она не сильно проявляется, но иногда он упоминает какого-то парня, который якобы приходит к нему. Как-то мы хотели унести рекламные пожелтевшие газеты в сбор макулатуры, но Вяйно забеспокоился и запротестовал:
- Это газеты парня. Он еще даже не читал их! Не уносите!
К кухонной плите прикреплен лист с напоминанием: Выключи плиту!
Вяйно поясняет:
- Да, тут парень приходил, забыл выключить плиту. Это для него повесили.
За этими парнями глаз и глаз нужен! Хорошо, что Вяйно начеку.

- А давай споём! У тебя такой красивый голос! – предложил Элиас. Вяйно засмеялся, оживился, переспросил:
- Правда красивый? – и получив подтверждение, хохотнул. - Ну, давай тогда. Ту песню «Kahden maan kansalainen».   Её я хорошо помню.
Элиас нашел в телефоне мелодию этой песни. Зазвучала скрипка, и Вяйно запел слегка дрожащим густым голосом.  Печальная песня разлилась по пустой квартире. Старик пел о предстоящем неизвестном пути и просил Бога быть проводником и опорой. О том же печалилась и скрипка. А на словах: «Путь мой труден, но я не теряю надежды. Ведь я гражданин двух стран» голос его возвышался, и Элиас подхватывал своим молодым голосом, помогая одолеть высокие звуки. Так они и пели каждый о своём,  старик-финн и молодой иранец. О трудном жизненном пути, который каждому предстоит пройти: «Господь дал, Господь взял, слава Богу! Человек должен однажды попасть домой».

- Вяйно, тебе хватает пенсии?
- У меня небольшая пенсия по инвалидности уже лет 20. Она не растёт. Но её хватает на оплату квартиры, света и телефона. Люблю свежий хлеб с маслом да кофе. А табак и алкоголь мне не нужен, как другим. Так что я доволен.
- Вот если бы тебе прибавили пенсию, что бы ты купил?
- Я бы пошел к стоматологу и  парикмахеру, а то вот я постригся сам.
И действительно, у Вяйно были высоко сострижены седые волосы на лбу, остальные вольно топорщились. Он посмеивался и чем-то напоминал ёжика из мультика «Ёжик в тумане», в тумане деменции. Туман медленно сгущается, поглощая хорошо знакомое прошлое.
- Посветит солнышко и на кучу хвороста.
-Это верно, - согласился Вяйно.
- А нам пора. Держи дом в порядке.
- Заходите ещё, всегда рад! – пробасил с улыбкой Вяйно и проводил нас до двери.