Развенчеватель заблуждений в медицине

Василий Доценко
   История  знает немало примеров иллюзорных представлений, разрушенных светлыми головами, рождавшимися в разные века и годы. Одним из ниспровергателей многочисленных заблуждений в медицине была неординарная личность – профессор С.Ф.Олейник. Только сегодня, спустя 100 лет после рождения гения поражаешься многогранности его научных интересов.

   Степан Федорович родился  на Винниковщине в крестьянской семье, отказавшейся вступать в колхоз, за что его отец был арестован и выслан на Соловки. Видимо, мятежный дух отца передался и сыну, связавший свою судьбу с медициной.
Первым шагом в медицину было его обучение в медицинском техникуме (так назывались медцинские училища в 30-е годы), а следующим после участия в Великой отечественной войне в качестве младшего врача стрелкового полка – завершение медцинского образования в начале в Киевском, а после окончания войны - в Саратовском медицинском институте.

   Уже через 3 года работы преподавателя кафедры терапии Винницкого медицинского института (в 1950 году) Степан Федорович защищает кандидатскую диссертацию на тему: «История, методика и техника переливания крови в России и СССР». Казалось, что научные интересы его и ограничатся тривиальными вопросами медицины. Однако сократовскую голову ученого буквально будоражили актуальные проблемы проблемы медицинской практики.
 
   Первой проблемой, которой занялся Степан Федорович, стала диагностика пороков сердца. Следует напомнить, что ультразвуковая аппаратура не была еще изобретена, и распознавание пороков сердца проводилось с помощью выслушивания сердца (аускультации) по тонам и шумам сердца, а  катетеризация сердца выполнялась только в единичных кардиохирургических центрах. Для обоснования механизмов возникновения шумов использовались законы гидродинамики и оперативным путем разрушались клапаны сердца у подопытных собак. Поскольку такие исследования удалось организовать только в Одессе, ему пришлось с семьей перевестись на работу в Одесский институт усовершенствования врачей. Заканчивал намеченное исследование Степан Федорович в Запорожье, куда был переведен институт. В 1955 году (в 37 лет!) он защищает докторскую диссертацию «Материалы к характеристике сердечных шумов», а в 1957 возглавляет кафедру госпитальной терапии Днепропетровского медицинского института.

   Кроме диагностики и лечения заболеваний сердца, Степан Федорович увлекается фитотерапией. Он научно обосновывает возможности лечебного воздействия бальнеотерапии настоями лечебных трав. Сегодня погружение в бочки с травами стало популярной процедурой в Карпатских оздоровительных центрах. Степану Федоровичу, лечившего таким методом первого секретаря Днепропетровского обкома партии, это стоило увольнения с работ

   Степан Федорович был охотно принят заведующим кафедрой факультетской терапии Львовского медицинского института, поскольку в это время ни один из заведующих кафедрами терапии не был доктором медицинских наук. С этого времени начался наиболее плодотворный «львовский» период в научной биографии ученого. Остановимся на наиболее значительных научных достижениях профессора.

   До 1960 года господствовало представление о том, что любое движение больного инфарктом миокарда угрожает смертью. Больных следовало оставлять на месте, где бы это не произошло. Летальность в этом случае достигала 50%. Степан Федорович выступал с 1956 года с осуждением порочности такой практики на съезде терапевтов, писал в научных журналах и газетах. В 1964 году ему удалось добиться выделения 15 коек для больных инфарктом миокарда в областной больнице и наладить режим ранней физической реабилитации. Впервые в СССР в 1970 году для таких больных было открыто инфарктное отделение на 40 коек и реабилитационное отделение на 75 мест для перенесших инфаркт миокарда. Кардиологические кабинеты и отделения стали открываться во всех районных городах Львовской области. Одновременно с этим были организованы кардиологические бригады «скорой помощи», доставлявшие пациентов с инфарктом миокарда в специализированные отделения. Летальность после такой «революции» в кардиологии снизилась до 15%, а опыт львовских медиков послужил основание для внедрения его по всей стране.

   Интереснейшим исследованием было изучение роли кишечной флоры  в развитии атеросклероза. Ученицей Степана Федоровича М.В.Панчишиной был выделен особый штамм бактерии ишерихии коли, жизнедеятельность которой сопровождается ростом в крови липопротеидов низкой плотности – главнейшего субстрата упомянутой болезни. Сегодня, спустя 30 лет, с кишечной флорой связывают развитие ожирения, сахарного диабета, заболевания печени и даже рака.

   Степан Федорович доказывал, что холестерин пищи не оказывает существенного влияния на уровень холестерина в крови. Он мобилизовал сотрудников кафедры, установивших его нормальный показатель у работников птицефабрики, бесконтрольно питавшихся куриными яйцами. Ожирение у больных профессор не связывал с количеством съеденного жира, а ударные его дозы (200 г сливочного масла) рекомендовал для его лечения. Парадоксально, но уровень холестерина в крови повышает избыточное употребление сахара, что было показано у работников кондитерской фабрики, злоупотреблявших сладким.

   Степан Федорович обратил внимание на роль хронических инфекций в развитии патологии внутренних органов. Он увлек в изучение роли хронического сепсиса в развитии заболеваний суставов ревматологов и стоматологов. Сегодня окончательно доказано, что заболевание периодонта ведет к возникновению такого грозного, неизлечимого заболевания, как ревматоидный артрит.

  Научные идеи у Степана Федоровича рождались совершенно неожиданно. Как-то поехал он с супругой в санаторий Хмельники. Пока жена оформляла документы в приемном отделении, профессор зашел к главному врачу Хмельниковской больницы и поинтересовался заболеваемостью у жителей курорта. Выяснилось, что заболеваемость раком на курорте в несколько раз ниже, чем по стране, что Степан Федорович связал с радиоактивным фоном из-за радоновой воды. Возвратившись во Львов, он предложил аспиранту тему диссертации, посвященную влиянию на экспериментальных животных низких доз радиации. После успешной защиты профессор с аспирантом написали монографию по полученным материалам, но в издательстве «Здоровье» в публикации отказали по причине неактуальности. Рукопись была выброшена.  В  1986 году грянула Чернобыльская катастрофа, и редакция неожиданно потребовала прислать рукопись. Книге появиться было не суждено.
 
   В последние годы жизни Степан Федорович занимался изучением природы здоровья, санологией. Где тот порог здоровья, за которым начинается болезнь? Этому разделу медицины были посвящены организованные им две всесоюзные конференции. К сожалению, это сформированное в античном мире направление, как и профилактическая медицина, окончательно убиты после утраты социальной природы современного общества.