Еврейский архив. Ч. 4-я

Маркс Тартаковский 2
О НАЦИОНАЛЬНОМ ТЩЕСЛАВИИ.
В который раз - о гиперпатриотах, выставляющих нас же в комическом виде.  Уже евреи и алфавит изобрели, и путь к Поднебесной проторили (рахдониты), уже и Киев основали, а все языки, «как известно» - испорченный иврит (подкрепляется пресловутой «народной этимологией»)…

Традиция давняя. Рав Авраам Шмулевич:
«Мегилат Таанит (Гл.9) и Талмуд (Трактат Йома) рассказывают: "Когда Александр Македонский вошел в пределы Земли Израиля, то самаритяне отправили к нему посольство. Самаритяне возвели клевету на евреев, и добились того, что Александр повелел разрушить Храм в Иерусалиме. Об этом стало известно Шимону Праведному (Шимон ха-Цаддик), тогдашнему Первосвященнику и одному из величайших мудрецов и законоучителей, из последних мужей Великого Собрания (Ему посвящена 50-я глава Книги Бен Сиры - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова).
Известен сей муж был не только огромной ученостью и праведностью, но и кротостью, любовью к Богу и к людям. Кроме прочего, ему принадлежит максима из талмудического трактата Пиркей Авот (1:2): "На трех основаниях держится мир: на Торе, на Храмовых жертвоприношениях и на добрых делах". Узнав о страшном указе великого царя, облачился Шимон Праведный в священные одежды, в которых Первосвященник совершает службу в Храме, и отправился навстречу Александру (собственно, из-за этого факта весь рассказ и приводит Талмуд. Эпизод появляется в ходе обсуждения вопроса об облачениях священников. По галахе коэнам (священникам) разрешено надевать их только на территории Храмовой горы, обладающей особой святостью, и нигде больше - и возникает вопрос, на каком основании Шимон надел их, отправляясь к Александру).
С ним отправилась тысяча знатнейших людей Иерусалима, облаченных в белые одежды, молодые священники несли золотые священные храмовые сосуды, и шли они в свете факелов всю ночь, а навстречу им по дороге на Иерусалим двигался Александр. На утренней заре они встретились.
Когда Александр увидел Шимона Праведного, он сошел со своей колесницы и распростерся ниц перед Первосвященником. Сопровождавшие удивились: "Ты - такой великий - и падаешь ниц перед этим евреем?!", Александр ответил: "Образ этого человека появляется предо мной всякий раз перед началом битвы и помогает побеждать". Царь отменил указ о разрушении Храма, а насчет самаритян сказал Шимону: "Вы можете делать с ними что захотите".

В пятках самаритян, по повелению Шимона Праведного, проделали дыры, в дыры продели веревки, да и привязали к хвостам лошадей. Так и так протащили до Горы Гризим (несколько десятков километров). А лже-храм самаритян разрушили, место это вспахали и засеяли - т.е. сделали с самаритянами то, что они хотели (? - М.Т.) сделать с Домом Всевышнего".

Так вот — после этакой «эпиталамы»…
 У Александра (как и у Наполеона в его египетском походе) были культурная свита - и события засвидетельствованы едва ли не по дням. Македонец проехал (верхом, а не на колеснице) по приморской дороге и, повидимому, даже не заметил Иерусалима, находившимся в это время в запустении - едва ли с десятком тысяч жителей.
Александр непривычно долго осаждал непокорную приморскую Газу; овладев же крепостью, действительно жестоко обошёлся с персидским сатрапом, руководившим обороной.

Первосвященник Шимон, в данном пересказе, "поступил" так в отношении невинных рядовых самаритян; так вот , оказывается, мечтается праведным равам обходиться "с гоями"...

Когда писал свою "Историософию. (Мировая история как эксперимент и загадка»)", пытался хоть как-то коснуться Древнего Израиля (Моисей-судьи-Саул-Давид-Соломон...), - ну, никак не получалось. Не пригодилось. Многовековыми усилиями раввинов история до самых последних двух столетий как-то вообще обходилась без нас. Ну, при упоминании о Христе, конечно... - но он-то как раз и был категорически отвергнут евреями... Важнейшие цивилизационные эпохи - Возрождения, Просвещения - вообще, как-то обошлись без евреев. „Нобелевские премии» расхватались эллинами, римлянами, а до них — египтянами, финикийцами, и, конечно, шумерами… Ну, и в близкие нам времена — итальянцами, французами, англичанами, немцами, да и всякой, прости господи, мелочью: нортугальцами, голландцами, даже поляками (Коперник)...
Расстроен я был ужасно. Досадовал и по выходе книги. Упущеная возможность!…

Но вот попалась другая книга, по теме, казалось бы, прямо упирающаяся "в нас": «БЛИЖНИЙ ВОСТОК. История десяти тысячелетий» (М. Центрполиграф, 2002) - и с изумлением замечаю, что ни слова, по сути, об евреях. Так, трижды или четырежды мимоходом в связи с какими-то другими событиями.  Главы: Вот в этой последней по три странички: Русские-Германцы-Израиль). Евреи как бы даже не на обочине мировой истории, но где-то вне её – как если бы в истории России остановиться на Пензе...
Да кто же автор? Айзек Азимов (Исаак Юдович, родился в Белорусии...) Ну, стопроцентно свой!..
Неужто "изменщик"? Или и впрямь, "самому Аллаху не изменить прошлого"?

Сэм Давидович, Израиль: Дорогой Маркс, и где они сегодня все они, "Шумеры - Сасаниды"?
А мы с Вами переписываемся на Еврейском сайте. Вот тебе и весь Азимов...
 
М. Т. - Сэму Д.  Персы на месте (сасаниды - одна из династий) - и причиняют нам сегодня слишком много неприятностей.
Ассириец Давид Сафаров соорудил мне по дружбе в начале 60-х первую в моей жизни однокомнатную квартирку в Химках-Ховрино. Парфяне - нынешние азербайджанцы, доблестно только что поколотившие армян, которые, вероятно, древнее нас (Урарту) и владевшие некогда (Великая Армения) землёй филистимлян - Палестиной. Да и у македонцев скромное, но весьма комфортное собственное государство, признанное во всём мире. Вы забыли арабов и тюрков - мелочь, но они тоже, говорят, все на месте...
Так что, как сказано где-то, будем тщательнее.

Вообще-то, чтобы, наконец, подытожить пустейшие изыскания, наветы и претензии, скажу: надо уважать свой народ, но не кичиться этим. Последнее выглядит не только смешно, но и опасно.
Представим, что не мы, а какой-то другой народ не в актуальных спекуляциях политиков, но в самой религии, в основе национального сознания станет настаивать (и повторять несчётно) на том, что именно он - светоч, т.с. человечества?..
Как сами мы отнесёмся к такому заявлению?
И ищем после этого антисемитов под всяким фонарём.
Вообще же, сильные, уверенные в себе и ясно мыслящие - не кичливы. Это удел комплексующих, "как сказал бы старик Фрейд".

Сэм: Вам, в Мюнхене, дорогой Маркс, не причиняют. Ох, как просто и приятно сидеть у компа и писать "нам"...

М. Т.- Сэму: Драгоценнейший Сэм, проживите мою жизнь - и останьтесь в живых - тогда и обсудим. Вы полагаете особым достоинством то, что живёте в Израиле. У меня некоторые другие для этого основания. К тому же - такой вот я неудачник! - жены мои (как первая, так и нынешняя) русские - и мои обильные дети и внуки считались бы "у вас" мамзерами (или как-то похоже). Под хупой я не стоял, да и дети мои отказались бы от такого удовольствия. Старший сын-израильтянин (майор, между прочим) слетал с невестой, между прочим, на Кипр. Как вам это понравится?

Меня что-то всё чаще посещает вредная, но цепкая мысль о том, что нам никак нельзя без антисемитизма, что он необходим нам для того, чтобы чувствовать себя людьми. И если бы вдруг испарились антисемиты, мы ощутили бы космическую пустоту нашего существования.
Или, ближе к практической медицине: антисемитизм - важнейший гормон нашего организма.

Я почему-то никогда не думал о двух вещах - неизбежной первой и распространённой второй: о том, что когда-нибудь постарею (теперь думаю) и о том, что вокруг антисемиты. Меня это касалось, видимо, часто, но как-то не фиксировался на этом. И когда порой разбираю прожитое, понимаю, что неудачи случались именно для того, чтобы я не совершал опасной, подчас смертельной ошибки. Ангел за моим левым плечом на пути к очередной гибельной яме незаметно подкладывал мне камень, чтобы я споткнулся. И беда, казавшаяся удачей, даже счастьем, проходит мимо. Вот и жизнь в целом удалась.

Да и кем я, да и все мы были бы, если б не антисемиты? Оставались бы затхлым, позабытым-позаброшенным народом. А так — с антисемитами — мы на виду у всего цивилизованного мира. И нецивилизованного тоже. И знаем, кому обязаны таким профессиональным пиаром.
Ну, не хочу быть каким-то там гордым бриттом или элегантным французом. Мог бы быть русским, если бы не был евреем. И с меня этого довольно.

Лев Мадорский: Исхожу из того, что антисемитизм иррационален. И такие рационалисты-евреи, как Маркс и Хомский ( учёные, вообще, как правило, рационалисты) затесались в ряды антисемитов по недоразумению...

М.Т.: Беспричинных явлений нет и не может быть в природе. И возникновение Вселенной не беспричинно. (Иначе пришлось бы признать существование Бога - который сам по себе тоже причина).
Увы, и у Холокоста есть причина. И не одна.
Рациональность - это прежде всего признание причины. Отрицание причин "в нашем случае" позволяет явлению повторяться в будущем в качестве "стихийного", "непредвиденного". Но в этом будущем жить будут наши реальные внуки и правнуки, у которых хватит, наконец, ума понимать причинность - и возненавидеть нас.

ВСЕВЫШНИЙ и прочее.
Эдуард Бормашенко, физик, проф. ун-та Ариэль, Израиль-Тартаковскому:
"Беспричинных явлений нет и не может быть в природе. И возникновение Вселенной не беспричинно. (Иначе пришлось бы признать существование Бога - который сам по себе тоже причина)..."
Маркс Самуилович, возникновение Вселенной не беспричиннно, у возникновения Вселенной есть причина; какова же тогда причина той причины, которая привела к созданию Вселенной?

М.Т.: Писал об этом. И не раз. Повторюсь.
"...Какова же тогда причина причины?" Она - в бесконечной смена циклов МИРОЗДАНИЯ - "вещественного" и "энергетического". Фундаментальный процесс E = MCхС.            Формула эта допускает также и преобразование: см. ниже. Процесс по определению не может быть однонаправленным. Если неизбежно исчезновение вещества (ядерный распад) во временных пределах, отпущенных нашей Вселенной, должен существовать и обратный процесс – возникновение вещества из энергии, превращение «концентрата энергии» в вещество М = Е/CхС.
Наблюдаемое нами рассеивание энергии в пространстве – лишь как бы аккорд несравненно более грандиозного и значимого процесса – концентрации энергии, в конечном счёте, в некий сингулярный объект – в некий «первоатом», аналогичный тому, взрыв которого примерно 13 млрд лет назад породил нашу Вселенную...
Вещество - как бы "спресованная" энергия. (Поверхностная, по наглядная аналогия: лед и пар. Наоборот - практикуемое в промышленных масштабах сжижение газа...).
Вот совсем недавнее подтверждение того, что это возможно: превращение энергии в материю: «Превращение вещества в свет — весьма ординарное явление: его можно наблюдать, скажем, при ядерном взрыве. Эксперимент в Стэнфорде ВПЕРВЫЕ показал обратный процесс — формирование вещества из света, хотя эффект был предсказан примерно за 50 лет до этого, когда ещё не существовало необходимого оборудования. Физики называют это "искрой в вакууме".
Данный эксперимент был единичным событием, но он ещё раз доказал, что, если электромагнитное поле имеет достаточно энергии, свет становится веществом... При высокой интенсивности лазерного излучения взаимодействие возникших электронов и позитронов с лазерным полем может привести к производству нескольких новых частиц и, следовательно, к образованию лавинообразного электромагнитного каскада"». compulenta.ru/

Это, безусловно, весомое подтверждение моей гипотезы  о цикличности Мироздания – переходах из вещественного (материального) состояния в энергетическое и обратно.

Вам, человеку, как сами вы уверяете себя и нас, глубоко верующему, с некоторой горечью в сердце скажу: в причинно-следственной логике, которой подчинено Мироздание, нет места Всевышнему. Он представляет собой СЛИЯНИЕ ПРИЧИНЫ со СЛЕДСТВИЕМ. Так не бывает и быть не может. Это бессмысленная химера.
Извините.
*  *  *
О генетике и не только.
Микроорганизмы размножаются без проблем - делятся надвое и, как говорится, дело с концом. При возникновении жизни так продолжалось примерно два миллиарда лет. Но, предчувствуя появление дотошного англичанина с его объяснением естественного отбора, Природа выбрала гораздо более сложный (да и менее надёжный в каждом индивидуальном случае) метод размножения - слияние генотипов с появлением разнообразия особей. Дарвин остался доволен.
При разнообразии экземпляров естественный отбор вполне трудоустроен. Но нахождение нужного партнёра всегда проблема - т.с. головная боль. Так что у особей каждого сколь-нибудь продвинутого вида есть свой пубертатный возраст. У людей всё это вообще крайне обострено. Человеку требуется не только противоположная гендерная особь, но - особенная, которую можно полюбить. И по свидетельствам многих сексологов, да и просто - при здравом размышлении, нормально инстинктивное предпочтение встречной особи физико-физиологически-эстетически иного типа, чем ты сам. Это понятно: скрещивание различных "особей" предполагает большее разнообразие признаков для выгодного естественного отбора. Ительмены. коряки и прочие малочисленные народы, разнесённые на огромной территории, гостеприимно предлагают своих жён (и те возражают такому "дикому" гостеприимству) заезжему, допустим, геологу. И герои Торы тоже сходились не непременно с соплеменницами; в Торе, если местные ортодоксы соблаговолят заглянуть в эту Книгу, в основании рода непременно мужчина. И это понятно по положении мужчин в социуме. Это уже потом раввины додумались до евреев "по маме", но ни в коем случае не "по папе"; эти определяются только в качестве гоев.
Обязательность размножения в собственной узкой среде генетически порочна. Это понимали даже наши первобытные предки, делившие племя на фратрии - с непременным выбором своей половины в другой фратрии при запрещении выбора в своей. Уже писал о предупреждении моего отца при вопросе о женитьбе на своей однофамилице (фамилия весьма распространённая):
- Тебе виднее, но подумай о детях.
Простой рабочий, рождённый в позапрошлом столении, вряд ли слышал даже само это слово - генетика.
И в своей семье я заметил (уточню: как и при рассмотрении любой случайности это лишь статистика), что чем больше предков у каждого из моих внуков/внучек, тем он/она ярче и талантливее. Впереди других (тоже вполне замечательных) те, в которых слито аж пять родительских кровей (семитской-славянских-тюркских). А уж выбор национальности - в наше-то время! - зависит от воспитания и культурного окружения. В этом вопросе нашим ревнителям и гиперпатритам "ничего не светит".
*  *  *
Так как миллионы евреев - атеисты, как и я, раввины, присвоившие функцию определения национальности (как это, не забудем, уже "где-то" делалось), скрИпя сердцеМ, вынуждены признавать нас евреями. Евреев-христиан гораздо меньше - так что в их отношении можно оставаться "принципиальными", хотя среди них не меньше (думаю, что больше) достойнейших людей, чем среди ревнителей "чистоты крови". Вспомнить хотя бы героическую судьбу Освальда Руфайзена, которому позорно отказали в израильском гражданстве...
Национальность не определяется религиозностью - эта практика, позорит страну, нас - евреев, в глазах цивилизованного мира. Вчера здесь прозвучало справедливое указание Модерации многопишущему анониму Ароновичу, насчёт того, что конфессия и национальность - понятия разные...
Национальность действительно определяется генетикой - родителями. Ощущение же своей национальности определяется не верой в того или иного бога, но - воспитанием и культурным окружением.
Как говорится: "В сражениях дебилов с идиотами победителей не бывает".

Б. Гулько, гроссмейстер: "...Вскоре Сталин одумался, сделал Израиль, как и всех евреев, врагом, а чешское руководство расстрелял. Что не изменило (!) недоброжелательности к Израилю американского истеблишмента. В 1956 году, во время Суэцкого кризиса, президент Эйзенхауэр настоял, чтобы Израиль вернул Египту Синайский полуостров, отбитый у врага евреями".

Сталин не "одумался и сделал" - он воспринял как измену внезапный поворот Израиля, которому оружием, несколькими самолётами да и немногими, но опытными, прошедшими войну советскими офицерами обеспечил победу. Достаточно полная аналогия с Югославией Броз Тито, всё за то же возненавидимой Сталиным. Югославов в СССР фактически не было, а евреи были в избытке - и вдосталь натерпелись от этой, в глазах диктатора, измены.
Надо ли было "бросатся в объятия США"? Да, надо было. Но не бросаться, очертя голову. Безумная поспешность и категоричность в натуре Бен Гуриона (как можно судить хотя бы по эксцессу с Альталеной) хороша, как говорят в народе, при ловле блох. Гораздо более разумное <b>политическое поведение</b> при всех неизбежных "поворотах", не оскорбляющее доверие сильных мира сего, проявил Нетаньяху, и, кажется, проявляет Беннет...
Тогда же, "во времена былые", евреи - весьма вероятно! - упустили возможность закрепиться также в "еврейской автономной республике" в Крыму. Да и Синай - столь необходимую для крохотного государства стратегическую глубину - вполне можно было отстоять.
Что было бы более чем кстати.
Вся небольшая философия Бен Гуриона в этой его щегольской фразе: "Важно не то, что думают другие - важно то, что делают евреи".
Как вредит нам такая вот непробиваемая самонадеянность!..