Автоматизм

Сергей Михальчук 1
Автоматизм - от греч. automatus - самодействующий - действие, производимое без участия сознания. Автоматизм (далее А.) - тер., применяемый в физиологии, психологии, философии и богословии.
В физиологии А. - это способность к ритмической, периодической или апериодической самопроизвольной деятельности. Все ситуативные действия, которые происходят машинально и «само собой», без обдумывания, без предваряющего желания либо замысла, называются А.
К А. обычно относят очень широкий круг явлений, называемых автоматизмами. Автоматизмы проявляются в том, как люди обычно двигаются, дышат, подносят ложку ко рту, привычно умываются, делают радостные глаза при встрече и жмут руку при прощании - без желания, не вдумываясь, на автомате. - Все люди, достаточно часто, так же и мыслят, и говорят. А., как физиологические явления, следует отличать от проявления психологического А. - автоматического поведения (автоматического реагирования). Физиологический А. ситуативен и, в этом плане - случаен, а автоматическое реагирование - скорее система и проблема реагирования.
В психологии А. - это целая иерархия явлений. - Самые разные процессы называют этим именем ... Рефлексы и привычки, естественные эмоциональные реакции и стереотипы поведения, образ жизни, всё, вплоть до... верований - называют автоматизмами.
В философии различают два вида А.: физиологический А. - первичный и психологический А. - вторичный. «Первичные» А. - это результат проявления инстинктов и врождённых рефлексов, т. е. безусловных рефлексов, унаследованных индивидом от родителей. «Вторичные» же А. - это приобретённые рефлексы, которые индивид приобрёл в процессе собственной жизни.
Интересен механизм формирования А. - Началом процесса формирования А. являются, несомненно, психологические явления, в первую очередь те, которые формируют психологические цепочки повторения. Психологические процессы А., протекающие в человеческом сознании, начинающиеся, как правило, с эмоционального запечатления, всегда имеют стремление к укоренению в физиологии.
В психологии формирования А. важно то, что А. формируется тогда, когда у человека есть внутреннее согласие с тем, что он делает - присутствует так называемый прагматический и этический или нравственный элементы. Если человека заставлять делать то, против чего у него есть внутренний протест, то никакие повторения не сформируют А.
В богословии выделяются три сферы автоматической деятельности, называемых навыками: телесную, плотскую и душевную. Как и сама жизнь, А. очень разнообразен, и только наше невнимательное к нему отношение не позволяет нам увидеть огромное число разновидностей А.
Виды А. отличаются, и количественно, и качественно. Качественные отличия А. бывают: внешние и внутренние; простые и сложные; с контролем сознания и без контроля сознания; желанные и нежеланные; нравственные и безнравственные, добродетельные и греховные; страстные и бесстрастные.
По утверждению христианской философии - Философии Лица, только духовная сфера существования человека полностью свободна от А., хотя научно-философская и религиозно-богословская мысль довольно часто допускает существование А. в сфере духа.
В телесные, плотские и душевные А. превращается всё, что нам приходится выполнять ежечасно и делать это, не испытывая внутреннего дискомфорта. Понятно, что в первую очередь к этому относятся простые и необходимые и вполне примитивные механические действия, без которых мы не можем обойтись. Частое и постоянное повторение более сложных, психологических действий, приводит к тому, что в А. переходят и они.
Например, умение вести машину в плотном потоке, отслеживая светофоры и мгновенно перестраиваясь в нужный ряд - для опытного водителя это естественный автоматизм, подымающийся на уровень искусства - искусства водить машину. И здесь подобный А. начинает граничить с А. скульптора, художника, композитора и множества прочих творческих людей, у которых на основании таких сложных плотскодушевных А. возводится здание их мастерства соединения своих мыслей и чувств в те или иные образы.
Примером душевного А. становится уже внешнее поведение, а внутреннее переживание. Кто-то привык автоматически вспыхивать возмущением, для кого-то, за годы жизни, стало естественным восхищение и забота.
Любовь - как феномен духовной жизни, с христианской точки зрения, перерастая любой А., всё-таки основывается на всём комплексе тех разновидностей А., о которых мы уже говорили. Радостная забота не может сама по себе становиться А., как и любое другое высокое и нравственное внутреннее поведение. Она вырастает из заботливых действий, совершаемых нами в отношении того, кто нам дорог, на протяжении многих дней и лет, прежде чем мы начинаем понимать то, каким счастьем становится для нас возможность любить!
А., в своём внешнем психофизическом проявлении, становится теплые интонации, мягкие руки, привычка думать о другом человеке... Внешней, плотскодушевной базой А.  становится всё то, что является образом жизни. У тех людей, кто постоянно живёт этим, на уровень А. или навыка, переходят конструктивное мышление и запоминание нужного, свободное воображение и внимательное осознавание.
А. с уровня осознания, через условно рефлекторное поведение, утверждается на уровне безусловных рефлексов, захватывая, в конечном итоге, у некоторых людей и область инстинктивного поведения. Однако А. всегда остаётся доступен осознанному контролю, всё более затруднённому, по мере погружения того или иного А. в области подсознания и инстинктов. Гипноз, самовнушение, йоговские практики, в частности - практика осознанного дыхания, служат этому ярким примером.
Сама возможность формирования автоматической привычки осознанности тех или иных действий у человека, занимающегося исследованием самого себя, может иллюстрировать причудливость устроения границы душевного и духовного, между пневматологическим и психологическим, меж тем уровнем, где для А. есть место и тем состоянием, в котором А. нет никакого места!
Подъём сознания по ступеням лестницы телесных, плотских и душевных А., от эмпирики к знанию, от знания к вере, представляет нам этапы борьбы сознания с автоматизмом своих мыслей и чувств! От греховного навыка, через навык добродетельный, оно идёт к избавлению от всякого навыка, ибо - «Ничего автоматического не может войти в царство небесное!»
Борьба человека с самим собой, за привычку постоянной и всеобъемлющей осознанности всей своей жизни или отсутствие такой борьбы, отличает людей,  стремящихся к духовной жизни, от тех, у кого зов бога или голос совести не вызывает активного отклика их воли и желания.
Эта лестница борьбы человека с А. в своей жизни, называется в Предании - «Ветром Святого Духа», который  начинает присутствовать в нас через общение с другими людьми!..
Наши автоматизмы не привлекают наше внимание и поэтому не являются для нас предметом осмысления, пока кто-то другой не обратит нашего внимание на какие-либо из наших предосудительных А.
Это начинается, как правило, ещё в детстве: - «Распрямись, не сутулься!» «Зачем ты во время еды ставишь локти на стол?» «Что ты все время возражаешь?» - Это самое начало нашей духовной борьбы, ибо именно среди А. скрывается наш грех…
Хороши или нет А.! Об этом нельзя говорить отвлечённо… - Здесь все очень конкретно. А. человека добродетельного - радость, А. человека больного или грешного - беда.
А. освобождает сознание человека от ненужных ему подробностей работы его природы, позволяя ему более быстро реагировать на окружающую его обстановку.
С другой стороны, плоха и противоположная крайность, когда человек отвыкает думать, ленится чувствовать и желать, начинает жить одним А.
Да, его жизнь упрощается, но беднеет.
Преобладание А. в жизни человека останавливает его развитие!..
К сожалению, в сознание человека невозможно встроить такого автоматического режима, который бы, каждый день, побуждал его отказываться от старых и вредных привычек и нарабатывать привычки новые и нравственные.
Наверное, в этом случае, сознанию было бы важно озаботить себя не количеством своих А., а их качественным содержанием!.. Если человек будет стремиться довести до А. свои способности думать, любить и искать большего совершенства, то это было бы для него неплохим приобретением!