Раздел-II. гл. 1. Размышления под забором...

Владимир Озерянин
Размышления под забором танковой дивизии.

Владимир Озерянин
см.ФОТО:Башня возле центрального кпп дивизии. На ней Гитлер вешал свою оппозицию. Наши связисты использовали ее в своих целях.




              Впервые за прошедший год нахожусь за забором части, сам, один, совершенно один! Не в группе себе подобных, и без сопровождающего старшего.
" Свобода! - стучит в висках и перехватывает дух.- А свобода ли? "
Почему - то  сохраняется чувство, что свобода, то нереальная.
" Так я свободен? Или нет?"- спрашивает видимо правое полушарие мозга у левого.
 " Видимо, да! - говорит левое полушарие  правому.
- Да, свободен, - отвечает правое левому полушарию".
"Как, совершенно свободен? И могу делать все, что мне вздумается?
-Да можешь, примерно как пес, но в пределах длины цепи,- шепотом отвечает правое. "
"Ага, а цепь моя, покрашена  в цвет хаки, чтобы далеко было видно. Это раз, портупея вместо ошейника, это два. На ногах сапоги  хромовые, с широкими не по размеру голенищами, чтобы далеко не убежал. Отсутствие паспорта и суррогат вместо него", "Удостоверение личности", это три. В довесок ко всему, чужая, совершенно незнакомая, а потому враждебная территория. А если учесть, что и с лаем, пардон, с местным языком проблемы, т.к. говорить меня на нем почти не научили... То свобода, к которой я так стремился, намечается... размером с овчинку.

         
         Да, но что поделаешь, тешит только то, что я ведь такой далеко не один. Сотни тысяч мне подобных, чтобы попасть в эту позолоченную клетку еще и прилагали неимоверные усилия. В глазах очень многих я еще и везунчик. Ну что же, со временем придется привыкнуть и к этой, ограниченной, со всех сторон обгрызенной свободе. "Постараемся ценить то, что имеем,"- приходят к консенсусу оба полушария.
   

           Стоя на остановке, осматриваюсь по сторонам. Полоса газона от бордюра проезжей части дороги, и до бетонного забора по Уставу считается территорией части. Газон зеленый, мусора нет, но пострижен он, как голова новобранца тупыми ножницами стажером пэтэушником в парикмахерской. Прямо через дорогу - приличное по размерам озеро. «Крампнитц-зее» - называется.

            Слева от меня -высокая, метров сорок, четырехугольная с зубцами на верху, башня. С моей стороны на высоте, около тридцати метров, висит портрет вождя мирового пролетариата. Портрет написан на круглом, в диаметре до трех метров, щите. Выше портрета, по периметру башни, торчат какие-то массивные крючья, по два с каждой стороны. Немного позже я услышал местную легенду об этих крючьях. Якобы, Гитлер после покушения на него в сорок четвертом  году, развесил на них  основных  заговорщиков-генералов, по два с каждой стороны.


       Несколько позже мне еще пару раз пришлось столкнуться со следами этой легенды. Верх башни  украшал пирамидальный, стеклянный купол, а вокруг него торчали антенны различной конфигурации. Вершину купола, как и положено, венчало  на мощном штыре, красное знамя победителей. Чувство  гордости  за свою страну  распирало  грудь, глядя   на  этот,  реющий  на  ветру  флаг. Как же,  мы хоть  и  рабы, с резко ограниченной свободой,  но рабы – победители.  Вечные спартанцы. А эти, пытавшиеся  ассоциировать нас к новому порядку Гансы, хоть и живут побогаче нас ,  но они побежденные.

 
   Да и живут- то они за нашей спиной и за наш счет. Под нашей протекцией, так сказать. Так, по крайней мере, нам внушали на политзанятиях.  Вот победит коммунизм во всем мире с нашей помощью, разумеется, тогда мы займемся подъемом уровня жизни и у себя   дома, а пока немножко нужно потерпеть. На исходе, правда, уже шел шестой десяток лет терпения, а свет в конце тоннеля все еще не  просматривался. Но это все из-за буржуев проклятых.  Упорные попались гады, мешают нам достичь долгожданного  коммунизма .


        А судя по дате которая стояла в календаре, то черта, которую обещал нам
 один плешивый «оракул-предсказатель»* должна была  приблизиться уже очень скоро. И «рай коммунизма»     должен  был упасть нам в руки, как перезревший плод. Не смотря на абсолютное   отсутствие каких - либо  признаков его приближения.

 
         И чего только не взбредет в голову, глядя  на  красное знамя,  развевающееся  над  чужой  башней. Высоко полетал в мечтах, и приземлился. Хорошо хоть не ушибся.  Что-то  долго нет «буса*». Тут  нужно  думать,  как минимум над двумя  более  насущными  вопросами .  И  первый  из  них-  это  как  доехать  к  новому  месту  назначения, не зная  маршрута  и  немецкого  языка?  А  второй более  жгучий в  ближайшей  перспективе,  как  меня  встретят?  В  совершенно  незнакомой  части,  в  чужом  пока  для  меня  коллективе.


          Мягко  шурша  шинами  и  почти  беззвучно  к  остановке  подрулил  новенький,    двухсекционный с  гармошкой  посредине,  венгерский  бус-  «Икарус». Вместе  со  мною  на  остановке  стояло  два-три  человека  женщин  и  мужчин  в  партикулярном  платье,  скорее  всего,  наших, советских.  Наших - то  трудно  спутать  с  местными.  Женщины  выделяются  яркими на  фоне  немок   чуть  ли  не  цыганскими  нарядами,  и  сверх обильной  косметикой. Мужчины  даже  в  гражданской  одежде,    своими  голыми  затылками.  И  тех  и  других  можно  было  в  толпе  различить  за  километр.

         Эти  навыки распознавания своих я  приобрел чуть  позже, а пока захожу  в  автобус.  В  салоне  пахнет  не русским  духом, а  еще  свежими, не выветрившимися  заводскими,  краской  и  лаком. Свободных  мест  нет,  но  проход  не  забит  толпой,  как  обычно  бывает  у  нас. Тем  не  менее,  умудряюсь  наступить  на  ногу  немке  средних  лет.
-Ой, простите  пожалуйста ! -самопроизвольно  вырывается  у  меня. Она  что-то  произносит  по - немецки, я  не  понимаю,  но  по  мимике  лица  соображаю,  что  мне  прощают  мою  медвежью  неуклюжесть.  Сам  я  заливаюсь  краской  от  стыда  за  свою  невнимательность, и за  незнание,  и  непонимание  языка.

        На  следующей  остановке  рядом  со  мною  освобождается  место  и  я  присаживаюсь.  Минут  через  пятнадцать  проезжаем  вдоль  забора   моей,  еще  такой  недавно  родной,  Недлитцкой  дивизии.
" Как-то  там живут - поживают  мои  друзья  и  враги  сослуживцы?"- проносится в сознании.  Несмотря  ни  на  что,  ностальгия  сжала  сердце  пассатижами.  Но  туда  я  еще  успею.  Проехали.   Кто-то,  где-то  меня  уже  проинструктировал,  что  у  немцев  в  общественном  транспорте  уступать  место  не  принято.  Ни  старикам,  ни  женскому  полу. И  тут  я  замечаю,  что  рядом  со  мною  стоит  немка  лет  за  шестьдесят.  Быстро  поднимаюсь.
- Битте  зездих  зи  зих *,-напрягаю  свои  скудные   познания  в  немецком,  больше  полагаясь  на  жесты  и  мимику. 
-Данке,  данке  шеен*, -мило  улыбаясь  и  благодаря,  присаживается  бабуля. Вот и  состоялись  первые  свободные контакты  с  аборигенами.  Интересно  было  бы  узнать,  кем  служила  или  работала  эта немкеня  лет  сорок  назад,  но,  увы.  Приехали,  автовокзал,  на  площади  бассейн-плац.  Здесь  мне  нужно  пересесть  на  внутригородской  маршрут.  Конечный  пункт  «Киршаллее», вишневая,  то есть аллея, по нашенскому-,  нуммер  три.  Чтобы  не  мучиться  избираю  свой  любимый  в  таких  случаях  вид  транспорта  -  такси.  Называю  адрес  и  через  минуты  три  я  у  цели.  Расплатившись  с  таксистом,  выхожу,  передо   мною  привычная   армейская   картинка:  кпп, и пустота вокруг.

*Бус-(нем.)-автобус.
*плешивый оракул-Н.С.Хрущев. Он обещал построить коммунизм к 1980 году. 
*bitte, Setzen Sie sich. -(нем.)-присаживайтесь пожалуйста.
*Данке,  данке  шеен - (нем.)-Спасибо, спасибо большое.