Болеслав Прус - Последний диалог Платона

Денис Говзич
ПОСЛЕДНИЙ ДИАЛОГ ПЛАТОНА

(Жилище философа. Мудрец сидит за столом, глубоко задумавшись. В комнату вбегает Легкомысленный Юноша.)

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Доброе утро, учитель! Какого черта Вы погрузились так глубоко, что забыли обо всем мире? Друзья смотрят на Вас из кондитерских с таким же успехом, как астрономы Вулкана на солнце. На лестнице я встретил хозяина дома, который хочет отказать Вам в жилье, утверждая, что ваших моральных сокровищ не хватает на оплату судебных приставов. В прихожей ругается слуга, что Вы не дали ему на обед...
И сами Вы стали похожи на демагога. Глаза блестят, лицо, как у усталого распутника, лоб побагровел, волосы ощетинились, уже месяц не чесаны. Если мои предчувствия не обманывают меня, то скоро нам придется сдерживать смирительной рубашкой смелые порывы Вашего Духа.

МУДРЕЦ. (про себя). Как он пахнет! А как свободно говорит!... Я никогда так не мог. Истинная мудрость словно галерная цепь для языка, которым глупость владеет так же легко, как щука хвостом.
(Громко.) Когда и что читаешь, юноша?

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Днём - афиши, чтобы узнать, какая из актрис приболела. И иски - все, что мне присылают.

МУДРЕЦ. И больше ничего?

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Иногда некрологи, в надежде встретить имя какой-нибудь богатой кузины или особо настойчивого кредитора.

МУДРЕЦ.  А сочинений не читаешь?

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. "Курьер" - во время карнавала, если в нем есть переписка между Лилиями и Фиалками. В нём можно узнать иногда о месте свидания двух влюбленных, пойти туда и убедить Лилию, что у каждой Фиалки одинаково доброе сердце.

МУДРЕЦ.  Полагаю, ты слишком привязан к внешним сторонам жизни.

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Только потому, что внутренние не всегда доступны.

МУДРЕЦ. Для мыслителя-всегда!

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Жена одного философа утверждает обратное, но не важно. Скажи лучше, Учитель, что ты пишешь? Возможно, что-то очень добродетельное. Сегодня я смогу рассказать об этом в гостиной моей …юродной бабки, которая снова начнет верить, что я исправился, и одолжит мне несколько десятков монет на дальнейшее обучение хорошим манерам. Так что?...

МУДРЕЦ. Пишу, вернее, придумываю афоризм.

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Как он должен повлиять на мир?

МУДРЕЦ. Прежде всего он будет напечатан в письменном виде, в сборнике, посвященном афоризмам выдающихся людей...

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Которые свои творения читают с трепетом, а чужие-с иронией. Но какая польза от него остальным смертным?

МУДРЕЦ. Большая польза. Мы думаем, что наши афоризмы накормят голодных, оденут раздетых и вылечат больных. И верим, что еще они смогут: научить не умеющих, убедить сомневающихся, наставить на добрый путь заблудших и утешить печальных.

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Пойман, словно мышь в мышеловку! Если бы тот, кто проглотил пилюли всех Гайотов, Кавинов, Мориссонов и им подобных, уже не испытал бы тех блаженных последствий, которые возникнут после однократного прочтения вашей коллективной работы. Я кое-что знаю о таких сочинениях. Они утомляют счастливых, дают пустую надежду несчастным.

МУДРЕЦ (живо). О какой надежде ты говоришь?

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Проще простого!... Каждый несчастный, а их ждет с полмиллиона, воображает, что Ваше сочинение все его беды снимет. Между тем большая часть этих бедняков ничего не получит, а меньшая — по монете на человека, за что даже прилично напиться нельзя.
Я, если бы у меня было время заниматься филантропией, поступил бы совсем по-другому.

МУДРЕЦ. Не думал, что ты серьезно думаешь о благотворительности. Впрочем, любопытно-что бы ты сделал?...

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Вместо того чтобы делить десяток тысяч рублей между сотнями тысяч несчастных, я бы отдал всю сумму одному, но самому несчастному.

МУДРЕЦ. В некотором смысле это не лишено справедливости. Но где находится этот "самый несчастный" человек в мире?... Как его найти?

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША (с чувством). Я!

МУДРЕЦ. Философ ничего не отрицает, но требует доказательств.

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Тысячи!... Как Вы знаете, у меня нет семьи, потому что от меня отказались самые близкие родственники. У меня нет квартиры, потому я каждый день ночую в новом отеле. Вскоре мне придётся ходить голым, потому что мой портной Ани и слышать не хочет о том, чтобы сшить мне в кредит весенний костюм. Притом-я еще не завтракал, поэтому проголодался, и что самое страшное: я потерял три тысячи рублей чужих денег, и меня могут назвать негодяем.
Скажите сами, разве я не несчастливее тех, кто пострадал от неурожая или потопа?

МУДРЕЦ. Может и так, но, тем не менее, ты не заслуживаешь помощи, как человек, который сознательно шёл к проигрышу.

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Я шёл к проигрышу?... Честью вам ручаюсь, что, садясь за стол, у меня было устойчивое желание выиграть, хотя бы — тридцать тысяч рублей.

МУДРЕЦ. На тех бедняков обрушились непредвиденные удары, а ты, вступая в игру, должен был предполагать, что проиграешь.

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Позвольте сделать Вам комплимент, Учитель, ведь игра-это тоже философия, поэтому вы придерживаетесь здравого смысла, который предписывает вам избегать азартных игр, ведь вы думаете о проигрыше. Но что касается меня, то я больше верил в победу, чем математик в теорему смежных углов.

МУДРЕЦ. В бедствиях, пострадавших от неурожая и наводнения, виновата Природа, а в твоих...

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША (с восторгом). А что же ещё, если не Природа?... У меня такая мерзкая натура, что, когда я вижу зеленый стол или карты, мне приходится играть, не взирая на протесты души.

МУДРЕЦ. Но позволь тебе сказать, что ты не заслуживаешь помощи, потому что несчастья твои не вызывают сочувствия, а те...

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША. Само собой! Да-несчастье должно пробудить сочувствие, и только потом жалость. По этой причине кухарки охотнее поддерживают молодых, чем старых ремесленников, и мир их подходу подражает. В этом отношении мои представления были в согласии с мнением широкой публики, и меня всегда больше интересовала судьба красивой девушки, чем разбитого старика. Но почему они называют меня оригиналом в морали?... Я не понимаю!
;Между тем, по законам чистой и не окрашенной чувствами логики, должно быть иначе. Самая большая помощь со стороны широкой общественности должна быть самым несчастным. Самые несчастные - это те, кто не заслуживает пощады. Получается: самая большая помощь со стороны широкой общественности-тем, кто не заслуживает пощады.

МУДРЕЦ. Знаешь, под влиянием разговора с тобой мне пришел на ум совсем не красивый афоризм, а именно: "истинному мудрецу даже встреча с величайшим негодяем приносит пользу.“

ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ЮНОША (убегая). О благословенное предложение! В данный момент я убегаю, чтобы встретиться с ростовщиками. Если каждый, кого я знаю как величайшего негодяя, одолжит мне всего десять рублей, честь моя будет спасена!...
(Выходя.) Будь здоров, Учитель! Я оказался в такой глуши, из которой не могла меня вывести жалость, и только философ обозначил мне истинное направление. Если в этой возвышенной науке я смогу найти столь же ценные указания и относительно преферанса,
Я отрекусь от мыла, бритвы, гребней, стану равнодушен к толпе и стану — жрецом философии.
Если Вы не против, Учитель, я могу, в качестве благодарности, предложить Вам очень бойкий, извлечённый из нашей сегодняшней беседы, афоризм:
„Не все несчастные одинаково легко могут припасть к сокровищнице милосердия."(Выходит).

МУДРЕЦ (подумав, пишет). "Жизнь дает нам больше науки, чем все копии философских умов, плесневеющих между стопками книг.“

БОЛЕСЛАВ ПРУС
Перевод Дениса Говзича

Художник Жан Оноре Фрагонар

ДАЛЕЕ

Змитрок Бядуля «Пять ложек затирки»
http://proza.ru/2021/04/23/1513