Про меру всему человеческому

Виктор Морозов
     Мера как понятие в общефилософском смысле отражает единство количественных и качественных изменений явления, объекта, системы. В конкретных науках для проведения разного рода измерений необходимы и разные меры, и их взаимосвязи. Следуя этой необходимости, совершенствование методологии измерения требует усилия многих наук, но, прежде всего, математики (царицы всех наук).

     Современный научный инструментарий предоставляет возможность человеку измерять с той или иной точностью многие физические параметры объективной реальности, «очерчивать» её и конкретные, и абстрактные контуры. Одновременно, находясь в диалектической взаимосвязи с объектом, перед человеком (субъектом) возникает более важная мировоззренческая проблема - обнаружить объективную меру своей разумности, всему человеческому. Решить её пока не удается. Искомая мера, хотя и принята как-то внутренним миром человека, её фундаментальная связь с гармонией всего сущего скрыта от осознания. Разуму, разделенному на образное и аналитическое мышление, очень трудно принять, понять и согласиться с тем, что внутренний мир человека отмерен не отдельными «вещами», а всем миром целиком. Взаимосвязь с гармонией всего сущего, оставаясь скрытой от актуальных способностей разума, не позволяет человеку осознать, разглядеть причину своей разумности. Но без этого осознания, человек остаётся только в границах такой реальности, которая основательно продифференцирована его разумом в результате длительной эволюции. Человек никогда не сможет вырваться из той реальности, которая создана им из множества отдельных «вещей», на «оперативный простор». Но, хомо сапиенс все же отмерен гармонией бесконечного мира, а поэтому должен и может увидеть свой истинный образ только в нём, как в едином для всего сущего первообразном «зеркале». Только разглядев себя в таком зазеркалье, он найдёт свое место в мире, свою «землю обетованную», меру всему человеческому.
 
     В поиске самого себя среди гармонии окружающего мира, в попытке преодолеть (или ощутить) в нём своё «сиротство», человек придает особое значение математике. Это закономерно и определено её фундаментальной взаимосвязью с философией (диалектикой). В очень далеком прошлом они были неразличимы, тождественны друг другу, что определялось конкретным этапом в эволюции разума человека. Когда произошло их размежевание само это тождество, скрывшись от внимания за бурным развитием математики, наук и практик, продолжало существовать в неявном виде как возможность. Теперь эта возможность крайне актуальна и может стать действительностью. Но это произойдёт в единственном случае, если  интеллект человека, его разум совершит над собой процедуру сродни метаморфозе, превратив скрытое тождество математики и философии (диалектики) в их синтез, в их явное и гармоничное единство. В этом смысле и философия (диалектика), и математика сейчас находятся в состоянии ожидания своего качественного преображения. Только пройдя метаморфозу их преображения, разум сможет вернуть математическим понятиям их исходную природу, образность в явном виде, а философия (диалектика) продолжит своё развитие как оборотная сторона математики. В этом зазеркалье объективная реальность, отрицаемая ещё с ветхозаветных времен числом, функцией, обретёт свой первообраз, интегрированный с философскими обобщениями.  Без такого преображения разум человека неизбежно будет деградировать, собьется с пути, растеряет фундаментальную направленность своей эволюции и, в конечном счете, окончательно запутается в технико-технологических дебрях. 

     В действительности, не осознавая того, разум человека постоянно пытается совершить метаморфозу собственного преображения. Но без осознания роли диалектики в процессе познания это происходит хаотично и скрытно, неявно. В результате, он не может обнаружить цикличность процесса познания, который всегда начинается с философских обобщений  и заканчивается ими же. Математика в каждом (даже во внешне незначительном) таком цикле познания изначально занимала и занимает своё законное место между двумя качественно различными философскими обобщениями. Роль математики в них уникальна, но её связь с философией (диалектикой) реализуется пока скрытно, неявно. Между тем математика объединяет качественно различные философские обобщения в непрерывные логические цепочки, способные к синтезу различных систем, виртуальных образов. Это происходит подобно мифическому оборотничеству, неуловимому превращению математики в первообразную философию.  Такая метаморфоза математики всегда завершается последующим её возвратом к привычному для всех виду. Завершая очередной цикл познания, математика  создаёт условия и предпосылки (истинные или ложные) изменения  образа всего сущего. В терминах диалектики такая метаморфоза сложилось и существует как результат действия закона отрицания отрицания, когда качественно различные образы в сознании человека интегрируются в триединый процесс. Причина существования этого виртуального процесса состоит в том, что и у философии, и у математики исходная первообразная среда одна - образность мышления человека. Человек - единственный носитель такой виртуальной реальности, где через отрицание образа числом, функцией из качественно различных философских обобщений воспроизводится процесс познания мира, его логика и история.

     Познание меры всего человеческого циклично, тернисто и содержит в себе логические и исторические причины порождения множества заблуждений. Поэтому одних логически вверенных рассуждений, внешне сбалансированных математических конструкций и схем недостаточно, чтобы избавиться от накопившихся заблуждений. Такие заблуждения имеют очень глубокие исторические корни, и чтобы их обнаружить требуется возвратиться к исходным философским обобщениям прошлого, их первородному «зерну».  Такое исходное «зерно», пройдя множество циклов отрицания отрицания, на глазах многих поколений прорастает деревом «добра и зла», хотя всем может казаться деревом знаний.