Популярно о новой октаве. Часть 5

Кларита Арта
Эта часть посвящена общим вопросам в целом по изобретению и подведению итогов.

Описание Закона ДМ дано в мире впервые (нет аналогов), но матричный принцип ДСС уже давно используется в разных областях.

Закон ДМ проявляет себя во многих сферах, например: в материальном мире физическая материя в органической и неорганической форме («Периодическая таблица химических элементов» Д.Менделеева), в таблице используются 8 групп элементов и так называемый «октавный принцип»; в психологии (16 психотипов личности) и формирование в бизнесе на основе этих психотипов продуктивно работающего коллектива (книга «Восьмая нота менеджмента или Бизнес как он есть на самом деле», Карнаух И.И., Танаев В.М., 2002г.); в компьютерах картинки, изображения, видео, текст, звук в системных цифровых программах для кодирования информации (8-ми битные и 16-битные коды); в языках, произошедших от единого праязыка (РАПС); в программах цветности (в современных компьютерах вводят палитры из 16 (8 х 2), 32 (8 х 4), 256 (8 х 32) и т.д. цветов)); в философской и художественной литературе встречаются такие выражения как «восьмой День творения», «восьмое Чудо света», что тоже говорит о новом уровне понимания устройства мира. А исторически уже давно в символах, вышивках, орнаментах, календарях использовался повторяющийся "цикл" или повторяющиеся "мотивы". И теперь я предложила использовать понимание ДМ в музыкальной сфере как способ модификации классической октавы и получение 8-ми нотной 16-ти клавишной октавы.

О ДМ было представление у А. Эйнштейна. Он говорил об единой теории поля, о существовании единого мирового Закона, который должен быть незыблем для всей Вселенной. Этот Закон является константой, в рамках которой идут постоянные изменения, постоянное движение и бесконечное развитие. Как говорили в Древнем Китае, в мире нет ничего постоянного, кроме циклов. Можно добавить, что наполнение циклов меняется во времени и пространстве.

Закон ДМ как Закон цикла это самый "концентрированный" и, в тоже время, самый широкий и объёмный закон по включённым в него понятиям. Нам, людям, дано понять, что такое цикл (повторяющаяся постоянная часть в бесконечном пространстве и времени). Мы постепенно осваиваем понимание этого Закона. В музыкальной октаве отражается это понимание. ЗВУК (музыка), т.е "международный язык без перевода", должен правильным образом отражать ДМ.

Самое простое, как правило, оказывается самым сложным. Этот парадокс был реализован в отношении октавы: к простоте необходимо было подойти с позиции взгляда на целое, понимаемое только через повторяемую часть целого, т.е. цикл. И второй причиной является то, что музыканты со времён Пифагора, который искал музыкальную гармонию через числовые соотношения в интервалах, привыкли к поиску всё новых числовых соотношений с целью нахождения улучшенных качеств гармонии. А надо было "обернуться" назад, к простоте, к самому началу с чего начинался мир музыки - к напеву, к пятитонике.

У меня сложилось мнение, что и профессиональные музыканты, и изобретатели не учли, забыли об изначальной пятитонике, не увидели её в октаве 7/12 (или не придавали ей значение) и не поняли также по причине отсутствия концепции как выстроить с необходимым дополнением нот новую октаву и "октаву 1:2", она мною названа "ла-ктава". Неологизм образован от ла-, мы поём ла-ла-ла, именно, поём, что образно (символически) указывает на историческую изначальную голосовую основу интервала.

Схема 8/16 - компактна, нельзя делать безмерно большую октаву, это будет неоправдвнным действием "размывания" основы. Предложенная модифицированная октава - единственный и лучший по всем показателям вариант прогрессивного развития исторически сложившейся пятитоники как голосовой основы для музыкальных инструментов. Надо совершить шаг: вместо 2-х промежуточных нот в пятитонике фортепиано сделать между нотами пятитоники по 3 промежуточные ноты и получить октаву 8/16. Этот оптимальный вариант для новой октавы и лактавы подтверждён ещё и Законом ДМ.
               
Кто-то может задать философский вопрос: почему существует именно такой универсальный матричный цикл ДМ с определённым количеством этапов (в музыке нот в октаве)? На этот вопрос не возможно ответить. В нашем мире давно исторически принята десятичная система счисления. Это практика. Видимо, реальность в которой мы живём имеет такое самовыражение через определённую цифровую картину цикла. А почему? Этого не знает никто.   

Чем характерна ДМ? Информация, в том числе, звуковая (музыкальная) требует систематизации. Все перечисленные выше системы имеют в своей основе определённое количество ячеек матричного кода. Например, психотипов личности выделено 8 основных и всего 16; система модифицированной октавы имеет 8 основных и 8 дополнительных нот (это 16 «ячеек»), а в электронных инструментах кратно можно сделать любое увеличение голосов в ячейках. Современный мир характеризуется огромным количеством информации и остро стоит вопрос о её систематизации во всех сферах.

Закон универсального цикла как признак должен рассматриваться в изобретении на первом месте, это отражение уровня предложения автора. Это на сегодняшний день – единственный в мире вариант модификации современной классической октавы фортепиано. А исторически она, я более чем уверена, создавалась тоже по Закону универсального цикла, только об этом никто не знал, она формировалась интуитивно, подсознательно музыкальными школами, талантливыми учёными и музыкантами мира. Все предложения, которые выходили за рамки универсального цикла и наличия пятитоники для звукоряда с РТС, отсеивались со временем, оставалось необходимое. В октаве фортепиано нет ничего лишнего, она правильная, но недооформленная. Я предложила добавить одну основную ноту и три дополнительных ноты во втором ряду. Октава 7/12 исторически «движется» к 8/16 по количественному признаку.

Согласно ДМ, в октаве должно быть 8 основных нот, в лактаве в белой диатонике – 9 ступеней. Этому есть объяснение. Циклы характеризуются переходом от цикла к циклу. В 7-ми нотной октаве, с точки зрения модуля ДСС, имеющем 10 цифр от 0 до 9, есть недостаток, отсутствие ступени (8-ой ноты), поэтому циклы (октавы) в звукоряде фортепиано соединяются механически, отсутствует переходная нота. В новой системе, в порядковом исчислении, 9-ая нота это 1-ая нота (до2) следующей октавы, т.е. задействован полностью модуль ДСС из 10 цифр. В тоновом отношении у фортепиано в октаве 6 тонов, у инструментов с новой октавой – 8 тонов (ДМ имеет 9 цифр от 0 до 8).

Повторить изобретение невозможно, оно уникальное, сделано по открытому автором Закону. 7 основных нот мало, 9 – много, остаётся «узкий коридор» – одна 8-ая нота. Проработано изобретение тщательнейшим образом, добавить нечего.

Изобретение можно признать новым и промышленно применимым. Изобретение не частного характера, основано на исторически принятом варианте октавы фортепиано. Применение модифицированной октавы предложено для клавишных инструментов с любым типом звукообразования и способом извлечения звуков. Автором представлен принцип нахождения консонантных интервалов и аккордов, даны конкретные примеры консонантных интервалов и аккордов в таблицах описания изобретения. Консонантные интервалы в новой системе имеют нечётное количество нот в интервале и чётное количество тонов.

Важность изобретения ещё определяется характером изобретения. Такая категория изобретений как «способ» является самой значительной. Именно, изобретения на способ самые выгодные для производства, самые дорогостоящие, под них выгодно создавать новые производства. Они как правило дают большой толчок в развитии определённой сферы.

Изобретения на способ должны содержать в основе своей неизменные сведения, а в области применения – общие рекомендации без конкретных указаний, чтобы не сковывать в решениях производителя. С этой точки зрения я внимательно продумала как написать описание и формулу, ведь, неизвестно, когда изобретение получит реализацию на практике, могут к тому времени появиться какие-то новые условия. В основном новшества могут быть предложены для электронных инструментов. Сейчас трудно сказать какие именно. Могу предположить, например, такой вариант: при смене тональности будет включаться внутренняя подсветка у срединных клавиш второго ряда.

В мою задачу входило представить СХЕМУ, ОСНОВУ новой октавы, и объяснить её вполне подробно и ясно. Для лучшего понимания предложила дополнительные материалы к описанию. В документе «Математическое доказательство» показала графически недостаточность количества нот у октавы фортепиано и необходимость сделать полный комплект нот в модифицированной октаве.

В изобретении дан главный результат, ради чего необходимо было сделать описание изобретения: определены консонантные интервалы и аккорды, а также показан принцип их нахождения. В подтверждение этого важного качества, главной цели, ради которой и нужно было предлагать новую октаву, в дополнительных материалах был представлен метод нахождение тонального центра по тоновому принципу, как аналога выявления срединной ноты для определения консонантных интервалов и аккордов по количественному ступеневому признаку. Метод представлен примером деления волны (колебания) с нахождением тонального центра.
 
В целях подтверждения достижения полноты октавы по количественному признаку (согласно модулю и ДМ) и, как следствие, нахождения удовлетворительной соразмерности, для наглядности предложено авторское приложение: таблица "Канва консонантности" к поясняющему письму «О срединных нотах формирующих канву консонантности». Были вполне подробно объяснены два ноу-хау.

Внешнее оформление звукоряда с новой октавой согласовано с самим способом построения октавы по ДМ, с принципом нахождения консонантных интервалов и аккордов, с удобством игры на инструменте, с возможностью создания более простого вида нотации (нотной записи на нотоносце).

Акустические значения нот звукоряда с модифицированной октавой будут вычисляться физиками-акустиками по отлаженным методикам (формулам). В электронных инструментах с кратно увеличенным количеством звучащих нот (от 12-ти фортепиано) можно найти много примерных звуков, которые получатся в дальнейшем при использовании октавы 8/16 в музыкальных электронных инструментах будущего. Но если сам звукоряд сейчас имеет вид с октавой 7/12, как основы звукоряда, то новая октава как музыкальная единица, в будущем будет выглядеть в клавиатуре как октава 8/16.
 
Допустим, композитор, сочинил мелодию, играя на фортепиано (октава 7/12), и записал мелодию как обычно на нотоносце из 5-ти линеек. У аранжировщика эти звуки мелодии «обрастают» дополнительными звуками электронных инструментов. Аранжировщик интуитивно чувствует Закон цикла. Мало для аранжировки 12-ти нот. Октава 7/12, октава 8/16 имеют пятитонику в своей основе, а кратно увеличивать количество звуков у электронных инструментов можно бесконечно. Но только не имеет смысла, так как человек со средним слухом плохо будет различать слишком близкие по звучанию ноты.

Высчитанные акустические значения нот по логарифмическим формулам «вкладываются» во внутренний механизм, находящийся в корпусе инструмента. Числовые значения в герцах имеют геометрическую прогрессию значений, но эту прогрессию клавиатура не отражает. Клавиатура с октавами и нотами отражает предложенную СХЕМУ.

Реальный технический результат по заявленному способу (по заявленной схеме) может быть получен только в будущем и не мной. Это новые значения нот в герцах для звукоряда с модифицированной октавой, полученные исключительно в ходе эксперимента и в конечном итоге официально зарегистрированные новым стандартом по ISO. Менять схему 8/16 нельзя, а эксперименты со звуком приветствуются. Для ноты ля фортепиано долго применялись на практике разные значения, пока не было принято официально значение 440 Гц по ISO 16. Возможно, что для экспериментальных звукорядов с новой октавой имеет смысл сделать одновременное параллельное их хождение (применение) на протяжении какого-то достаточно долгого времени в течении которого будет принят не один лучший по показателям звукоряд, а разные звукоряды для ряда жанров в музыке, например, для лирических баллад, для новой классики или мелодий в "космическом" стиле. А, может быть, в результате апробации разных вариантов звукорядов будет принят единый универсальный стандарт звука для всей музыки.

Хоть я и предложила для до1 одно из значений 256 Гц, нет смысла мне ограничивать возможности производителей таким конкретным выбором значения для камертонной ноты. Ведущие производители музыкальных инструментов имеют акустические лаборатории. Необходимо будет согласовать желаемый диапазон с выбором значений для до1. Проверить на звучание несколько вариантов звукорядов по предложенным автором консонантным интервалам и аккордам, учесть специфическое звучание двух рядов (по ноу-хау №1), выбрать лучший вариант. Определить коэффициент смещения к краям диапазона (по ноу-хау №2), это смещение делают на слух опытные мастера-настройщики фортепиано для сохранения РТС, учесть при этом, что распространение звука по физическому закону зависит от габаритов и стенок корпуса (разный коэффициент смещения может дать один и тот же звук для инструментов больших и маленьких).

Существует множество нюансов. Необходимо пройти через долгий ответственный экспериментальный период. После выбора с учётом коэффициента смещения значений для нот звукоряда (или звукорядов) провести их стандартизацию по ISO. Это большая работа. Если к тому же учесть, что по статистике от предложения изобретения до реализации на практике изобретения в среднем проходит 30 лет, это может быть осуществлено не скоро. Модификация октавы в дальнейшем связана с новой музыкальной теорией, новой нотацией, созданием тюнеров для настройки, написанием музыкальных произведений, открытием музыкальных школ.

Поскольку в изобретении заявлен способ модификации универсальной октавы фортепиано, невозможно было автору представить изобретение не на способ, а как конкретное устройство. Способ – шире, предполагает универсальный взгляд и по нему могут создаваться экспериментально конкретные формы реализации. Такие формы могут просуществовать какой-то временной период, отсеяться, поменяться и т.д. А способ останется единственно возможным.

Конкретное устройство, предложенное мною, стало бы сужением задачи, её усечённым, "кастрированным" решением, предложенные мною, как от дилетанта и неспециалиста в области акустики, конкретные предложения по звуку, могли бы не понравиться при более тщательных экспериментальных проверках звучания новых звукорядов. Уровень изобретения, его масштаб и в целом назначение новой универсальной октавы не вписывается в узкие рамки авторского устройства.

Общая задача (схема, отражённая на клавиатуре) и её конкретные воплощения – это разные стадии реализации изобретения. Мною было предложено, согласно полностью задействованному модулю ДСС из 10-ти цифр и Закону ДМ с феноменом "потери" девятки в цикле, новое количество нот в модифицированной октаве, что даёт в результате новую палитру звучания и улучшенный РТС. Исторически октава имеет два уровня. Два ряда сохранены в новой системе, теперь уже имеют полное, по количество нот в двух рядах, гармоническое соответствие. Предложена компактная удобная в применении система октавы. Этого вполне достаточно.
 
Модифицированная октава даёт необходимую соразмерность. Это вполне подойдёт для профессионалов с тонким слухом. Она также покажет новую соразмерность любителям музыки при игре как на акустических, так и на электронных музыкальных инструментах. Может стать популярной игра-импровизация (сочинительство в момент игры) для любого человека (не музыканта), так как в основу октавы заложен объективный Закон ДМ, базируемый на понятной для каждого человека, буквально с детства, десятичной системе счисления (ДСС).               

Принадлежит модифицированная октава, построенная прогрессивным образом на исторической основе, не автору, а всему миру. И всей музыке. Это универсальная октава следующего уровня. Логически рассуждая, она тоже может быть принята музыкальным миром на долгий исторический период. Но самое главное, изобретение родилось в нашей стране - России!

Мне как автору изобретения, как человеку, ценящему классическую музыку и исполнителю классических и современных композиций на фортепиано, осознавшей важность открытия Закона универсального цикла и его применения в музыке, невозможно было не отдать информацию в мир. Необходимо было подробно объяснить и качественно представить положения прогрессивного изменения современной классической октавы фортепиано на должном уровне. Остальное сделают другие люди.