Популярно о новой октаве. Часть 4

Кларита Арта
Итак, в основу изобретения легла новая концепция, понимание "Десятичной матрицы", которую можно позиционировать как Закон универсального цикла, используемого во многих областях, а теперь предложенного применить его в построении новой октавы. Матричный уровень ДМ это цифровая схема, которую менять нельзя. В музыке этой схеме соответствуют 8 нот первого и 8 нот второго ряда. Это выведенная и доказанная автором, согласно открытию Закона универсального цикла, норма. А для определения звука необходимо на следующем этапе провести ряд экспериментов.

Цикл в ДМ начинается с первого этапа, ему в октаве соответствует нота до. Раньше октава начиналась с ноты ля и она была, да и до сих пор считается, отправной камертонной в системе фортепиано. В новой системе согласно логике ДМ камертонной нотой необходимо назначить ноту до первой октавы, тем более, исторически теперь октава начинается с до.

Значения всех нот звукоряда вычисляются по известной логарифмической формуле для звукорядов с РТС. В неё подставляются необходимые значения: количество нот в октаве (16) и значение в герцах ноты до. Новая палитра звучания всех нот возможна только с новым значением камертонной ноты отличным от значений нот фортепиано.

Для до новой октавы необходимо выбрать экспериментально значение, отличное от значения 261,6255652 Гц, 440 Гц или любого другого значения нот фортепиано, для того, чтобы не получился инструмент-гибрид (значения фортепиано + новые значения). Инструмент-гибрид это не только смешанный звук, но и смешанная, вводящая в заблуждение слушателя, соразмерность, т.е. наличие двух значений q.

Камертонные ноты принято выражать целым числом. Как один из вариантов можно предложить значение 256 Гц. Всего для эксперимента можно взять несколько значений и вычислить несколько вариантов нот звукорядов, проверить звучание по ноу-хау автора (об этом ниже) и выбрать лучший вариант. В последствии эти значения необходимо будет зарегистрировать стандартом ISO.

Всего значений камертонной ноты до для эксперимента не может быть много, ограничением является желательный диапазон и количество октав в звукоряде. В диапазоне фортепиано находятся около 1500 различимых на слух звуков. Поэтому есть возможность выбрать для новой системы уникальное звучание нот, отличное от нот фортепиано.

Ноу-хау заключается в следующем. Равное количество нот (8 и 8) в первом и втором рядах дают большее гармоническое соответствие в новой системе, чем у фортепиано (7 и 5). У фортепиано есть специфика звучания у нот первого и второго рядов. Эти нюансы в звучании нот рядов определяются на слух. Производители музыкальных инструментов и мастера-настройщики устанавливают такое своеобразие звучания у белых и чёрных клавиш, но полного соответствия достичь невозможно, даже путём очень тонкой настройки. В новой системе тоже не может быть ничего окончательно идеально сделанного, звук создаётся материальными предметами в корпусе инструмента, имеет законы своего физического распространения. Но в новой системе гармонические соответствия будут характеризоваться лучшим качеством, по количеству нот такое соответствие можно назвать полным. В системе фортепиано, гармоническое соответствие налаживается чисто практически, на слух, я объяснила этот вопрос теоретически в "Математическом доказательстве" и дополнительных материалах.

Могу добавить несколько слов о втором ноу-хау изобретения. В настоящее время существует много способов настройки фортепиано. Важным является начинать настраивать инструмент со средней части диапазона, попеременно с двух сторон продвигаясь к краям диапазона, при этом плавно снижая звук нот в басовом регистре и плавно повышая звук нот в дискантовом участке. Такое действие улучшает звучание и сохраняет равномерную темперацию. Опытные мастера владеют данным способом настройки. Этот способ учитывает объективные физические законы. В новой системе звукоряда есть внешняя симметрия всей клавиатуры и, в том числе, внутри лактавы, и будет возможность введения коэффициента смещения для учёта особенностей распространения звука. Его сейчас не используют. А его можно заложить через определённые формулы уже на стадии создания инструментов. Такой коэффициент от середины к басам и от середины к дискантам будет органичен и удобен для применения на практике. Мастерам-настройщикам и позднее музыкантам-исполнителям должна помочь информация, которая представлена в таблицах №2 - №5 описания изобретения. Это "ключ" к настройке, помощь в сложном деле, так как новая система характеризуется новизной, отличается от системы фортепиано.

Теперь надо сказать несколько слов о внешнем виде нового звукоряда.
Внешнее оформление звукоряда с модифицированной октавой это не проявление личных эстетических предпочтений автора (они субъективные и бывают изменчивыми), а насущная необходимость, согласованная с самой сутью способа. Внешнее выделение нот звукоряда должно быть прежде всего отражением способа построения октавы, затем преследовать функциональную цель (удобство для игры). Для четырёх видов клавиш был предложен для различения разный их внешний вид. А сочетание цвета корпуса и клавиш – это элемент внешней гармонии для музыкальных инструментов, выбор эстетический и, можно сказать, привычный общепринятый приём по соответствию оттенков.

Ноты первого ряда - белые клавиши, как и у фортепиано. Во втором ряду выделена лактава йо# – йо#, эти две ноты - чёрные. Срединная нота лактавы фа#, как центральная, имеет рисунок, орнамент или инкрустацию на белом фоне, визуально делит лактаву на две симметричные части, слева и справа от неё находятся по 3 серых клавиши. В таком внешнем виде лактавы можно увидеть наличие пятитоники. У фортепиано её можно выделить только в хроматическом ряду, в новой системе - отдельно в первом, во втором и хроматическом рядах. Пограничные ноты лактавы йо# – йо#, вместе с серединной нотой исторически отражают триальную основу октавы и прообраза РТС, зародившуюся при возникновении пятитоники, голосовой основы музыки. С исторической точки зрения для срединной ноты фа# рекомендовано выбрать древне-греческий тип орнамента, как дань историческому аспекту зарождения музыкальной октавы в великой цивилизации прошлого.

Если корпус инструмента будет сделан в отличных от чёрного, белого или серого цвета, например, бежевого, мокко, коричневого, то и ноты второго ряда необходимо будет сделать в соответствующих оттенках. Если сфотографировать эти цветные варианты звукорядов чёрно-белым фото, то получится тот монохромный вариант, описанный выше, как преимущественно выделенный.

При взятии аккордов, каждый аккорд может иметь уникальный внешний вид из состава от одного до четырёх видов клавиш. И запомнить такие аккорды из-за их "одежды" будет легче.

Ноты второго ряда также, как и противоположные по значению этапы в цикле ДМ, являются дополнительными. Выделены автором особым образом ноты второго ряда. Это выделение показывает принцип нахождения консонантных интервалов и аккордов путём деления интервала на две части или доли с нахождением срединного звука, который выделен рисунком, орнаментом или инкрустацией. Симметричные участки, обозначенные серым цветом, позволяют хорошо различать ноты и октавы при игре, а также создать более простую систему нотации (записи нот на нотоносце).
 
Может заинтересовать, например, такой вопрос: почему выделяются чёрным цветом клавиши йо# – йо# лактавы, а не до# – до#. Цикл в ДМ начинается с первого этапа. В октаве первому этапу цикла соответствует только первая нота первого ряда, т.е. нота до. В звукоряде начинать лактаву можно с любой нижней ноты первого или второго ряда. Но показать лактаву в звукоряде с выделением клавиш возможно только во втором ряду и невозможно в первом ряду, в первом ряду все ноты белые. Лактава шире, чем октава. Октава в 16 нот должна быть «внутри» лактавы из 17-ти нот. Поэтому октаву, которая начинается, например, от до1 можно «упаковать» только в лактаву, которая начинается от ноты йо# МО, последние ноты в октаве и лактаве будут совпадать (это йо# первой октавы).

Таким образом, форма и содержание, внутреннее и внешнее связаны неразрывно и соответствуют логике построения октавы. Звукоряд хорошо структурирован, что сказывается на возможности иметь большое количество консонантных интервалов и аккордов. Их в новой системе будет 50%, а так же - 50% переходных к консонантным интервалов и аккордов. Два типа звучаний относительны друг друга и они чередуются в звукоряде. Этот порядок в области акустики дискретных звуков нот звукоряда согласуется с равным количеством нот в первом и втором рядах.

Я не назвала последние – диссонансами. Эти звуки и интервалы менее устойчивые, переходные. Первые – стабильность, вторые с «характером» новаторства. Звукоряд с консонансами одного уровня не может быть создан. В звукоряде есть основные ноты первого ряда и дополнительные ноты второго ряда. Они, в принципе, похожи, но у них есть свои задачи. Попеременная природа характера звучания нот двух рядов инструмента это не мажор и минор в обычном понимании, не деление нот на «мужские и женские», как воспринимают ноты некоторые музыканты. Это таким попеременным образом выстраивается в геометрической прогрессии звук нот звукоряда, повышение частот в герцах. Этот порядок в области акустики дискретных звуков нот звукоряда согласуется с модулем ДСС 1-го ряда и модулем ДСС 2-го ряда, их попеременного присутствия в хроматическом ряду.

Консонансные тона и созвучия и их соотношения с переходными к ним тонами, необходимо рассматривать в одной системе. В системе, например с 17-ю, 18-ю, 19-ю нотами в октаве будет несовершенный РТС из-за недостаточности пятитоники, как наличия в основе музыкального интервала.

Можно подвести итоги по внешнему виду новой октавы, который является визитной карточкой, "лицом" инструмента.

Надо отметить, что внешний вид октавы рассмотрен с разных точек зрения во всём описании. Изображение на фиг.4 чертежей (рисунок фрагмента клавиатуры с новой октавой) можно считать главным результатом, даже «новым образом в музыке» (символом новой музыкальной единицы). Внешний вид как символ – объёмен, многоаспектен, при этом является квинтэссенцией смыслов в единстве.            

Внешний вид октавы оправдан применением модуля ДСС и Закона ДМ. Необходимо было также руководствоваться функциональностью и эргономическими показателями. Октава сделана компактной, удобной для игры, с чётко разделёнными, по необходимому количеству, участками, так как человеку трудно удерживать во внимании большое количество крупных объектов или больших частей. Внешним видом нот второго ряда (в первом ряду все клавиши белые) выделяются октавы, имеющие 8 основных нот, лактавы имеющие 9 во втором ряду или 17 ступеней в хроматическом ряду.

Двумя чёрными клавишами во втором ряду выделены лактавы. О срединных нотах надо сказать особо. Это акцент. Акцентом может быть только малая часть, но выражающая главный принцип конструкции. Срединная нота объединяет две части лактавы в единое целое. Она показывает триальную природу лактавы, зародившуюся исторически в древности и сохранившуюся в РТС.

Чёрными клавишами показывается базовый интервал. Октава у фортепиано и лактава, обе, с соотношением нижнего и верхнего звука 1:2, являются совершенными консонансами. Выделением срединного звука в лактаве показан принцип деления лактавы на два участка (доли) для понимания нахождения консонансных интервалов и аккордов. Определение центрального звука (или его отсутствия) во всех интервалах звукоряда (не только в лактаве) даёт полную картину наличия консонансных и, переходных к консонансам, интервалов и аккордов.

Три серых клавиши по обе стороны от срединного звука в свою очередь, тоже имеют срединные ноты в своих частях, что символически показывает принцип нахождения консонантных интервалов и аккордов вплоть до малых интервальных единиц.

Консонантные интервалы и аккорды отражены в таб.2 - таб.5 описания. Главная цель изобретения - это предложение для музыкальных инструментов улучшенных характеристик по благозвучию. Внешний вид звукоряда с новой октавой продиктован самой цифровой природой универсальной основы октавы.