Майя Плисецкая

Светлана Колосовская


На третий день после смерти нашей прославленной балерины  Майи Плисецкой, то есть 4 мая 2015 г., я опубликовала на сайте «Радонежа» статью, которая на тот момент была законченной. Но уже на следующий день она оказалась незаконченной.  Сейчас мне хотелось бы ее закончить. Вот эта статья.

Она не захотела покоиться в земле своего Отечества

2 мая в Германии скончалась Майя Плисецкая. Смерть Плисецкой конечно поразила. Какая ушла величина… Женщина-легенда! Более органичной, более совершенной балерины представить себе нельзя. Она изначально была задумала и создана, даже чисто физически, чтобы прославить музу балета. Ах, если бы можно было существовать только в этом тонком, воздушном, физически не ощутимом измерении! Мире ее персонажей… Какими эпитетами  только не наградили балерину! И всего этого она достойна!

Но по смерти проявился человек. Подробностей слышать как-то не хотелось… Родители ее были репрессированы, и она всю жизнь ненавидела Советскую власть. Ну, не она одна… Говорят, что в Большом против нее интриговали, что ее не выпускали за границу. Опять же, не ее ведь одну. В конце концов, талант ее оказался выше всех интриг, она заблистала звездой первой величины, она победила! Она – на Олимпе! Но даже всемирная слава не сообщила ее душе ни щедрости, ни прощения. Свою ненависть к Советской власти она перенесла на Россию и, похоже, даже на своих почитателей и поклонников. Жить в России, взрастившей ее талант, она не хотела и не могла. Наведывалась лишь, чтобы собрать дань почтения, милостиво позволяя поклониться себе.

А вот теперь – главное. Завещание. Никакой панихиды. Даже светской. Не позволила проститься с собой не только Большому театру, но многочисленным, искренним почитателям и  поклонникам, которые понятия не имели ни о каких интригах. Не простила. Наконец, невероятная, гордая фантазия, согласованная с мужем: когда он к ней присоединится, их кремированный прах развеять над Россией. Прощанию  в Москве – «нет», а прах развеять «над»… Какое изощренное язычество, какая гордыня. Разве мы живем не в православной стране, а в Индии? Гордый прах над Россией… Это не покров любви! Это что-то совсем другое, не хорошее. Плисецкая могла упокоиться в любом из известнейших некрополей Москвы, рядом с цветом русской культуры, но эта компания не показалась ей достойной. Она мыслила себя «над».

 Она не захотела покоиться в земле своего Отечества, сама лишила себя чести покоиться в родной земле.

Великий талант – это еще не великий человек. Помнится митрополит Филарет за меньшее – за уныние в стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…» - жестко отчитал Пушкина. И Пушкин смирился: «… И внемлет арфе Филарета в священном ужасе поэт!».

Мертвого не отчитать. Можно было бы вразумить ее мужа – Родиона Щедрина, но завещание-то общее, он тоже хочет «над». А конкретно? Похороны  с самолета в режиме теле-шоу?

Эта фантазия даже в голове не укладывается.  Можно ли так (хочу- не хочу) манипулировать традициями России? И не разумнее было бы заранее испросить у властей, возможно ли в принципе осуществить индийский каприз балерины? И позволят ли они? Или у властей России и спрашивать не собирались? Не закончится ли эта гордая история тем, что прославленную балерину придется похоронить по месту жительства, в каком-нибудь  заштатном германском колумбарии? И разве что редкий турист из России остановится у стены с множеством помеченных квадратиков в поисках заветного имени.
*****
Статья эта была опубликована 4 мая 2015 г. Не написать ее я не могла: в тот день с самого утра  я ощущала на себя и в себе какое-то колоссальное давление. Но, даже написав, часа два размышляла – отправить на сайт, или нет. Все ведь  понятно: о мертвом или хорошо, или ничего. Но как только я вспоминала главное – реальность похорон с самолета в режиме теле-шоу, - сомнения исчезали. Завещание в этой части совсем не виртуально!
 
4-го мая в 20.30 статья появилась на сайте. Однако до ночи сомнения меня не покидали. И только сон, который я увидела в эту ночь, все поставил на свои места.  Наверное он был дан мне для того,  чтобы я не сомневалась, что написанное – верно. И что гордыни в этой истории много больше, чем я предполагала.

…Вижу я при дороге, в месте пересечения трасс, в этом треугольничке живой земли, вблизи метро ВДНХ, какую-то очень старую могилку в низенькой оградке, чудом сохранившуюся здесь. Всю запыленную, при дороге ведь… Но на ней стоит все-таки крест с распятием – металлическим, поблескивающим. И вот я вижу Плисецкую, едва одетую, в черном балетном  неглиже, на пуантах стоящую перед этим Крестом. Она  как-то агрессивно устремлена на этот Крест. В замысловатом балетном «па», как большая черная птица,  она,  расставляя руки, копирует  распятие, потом,  обеими руками держа перед собой какое-то «копье»,  хочет не то поразить распятие, не то  слиться с ним, войти в него, остаться в нем! Куда-то ведь ей надо деться! Жуткая картинка! В ответ на ее агрессивное движение  происходит что-то вроде мощного электрического разряда: Крест отторгает ее, и она, отскакивая, падает.

Тут же вторая картинка, как продолжение, как итог. Она, жалкая и одинокая в этой же оградке. В простеньком дешевом, ситцевом платьице  в горох. По всему видно, что больше ей пойти некуда. Рядом с могилкой внутри оградки – дорожка. И она все пытается улечься на эту дорожку, прижимаясь к оградке. И все-то ей колко, все-то ей неловко. Вот она опять поднимается, опять пытается улечься…

Думаю, что в сонном видении мне была показана реальность. Ну стоит сейчас ее кремированный и не погребенный прах в красивой вазе где-нибудь на книжной полке у Р. Щедрина. И сколько так будет стоять? А ее душа не находит покоя, мается. Майя…

Октябрь 2021