Доброхотство

Владимир Токунов
                Чем больше человеку лет,
                Тем он щедрее доброту нам дарит.
                Не потому, что немощен и  сед,
                А потому, что доброты всем не хватает.

                А. Дементьев

       За собой в последнее время отмечаю все большее желание помочь людям и не только близким.  Помогать хочется не только  материально, но и поделиться советом, участием. Это что замаливание каких-то  грехов своих? Или синдром старости? Задабривание Всевышнего перед кончиной? Очень хорошо по этому поводу в своих стихах сказал А. Дементьев:

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе.
Чтоб от волнения сердце дрогнуло.
Ведь все порушить может смерть.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя.
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо- научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

         Не раз я наблюдал выражение  глубокого сострадания, которое может проявляться  к другому человеку или к животному, так и безразличие. Стоит нищий с протянутой рукой, проходят мимо люди и, наверно, только десятый человек кинет ему монету. И это не значит, что остальные девять человек, которые прошли мимо  и не подали ему, не имеют доброй души, что они черствые люди. Всякое бывает, человек идет полностью ушедший в свои мысли, какие-то внутренние переживания, задумался о чем -то очень личном. У него тоже свои горести и заботы.
        По себе сужу, есть  определенная, что ли градация человека с протянутой рукой. Люди смотрят, кто стоит за подаянием – старушка, женщина с ребенком, инвалид или  человек с опухшим лицом, который собирает на похмелье.        Я принципиально не подаю цыганкам, я их опасаюсь. Стоит только остановиться перед цыганкой, и она старается приковать твое внимание все больше и больше. Это как болотное растение росянка, питающееся насекомыми – если    несчастный комар или даже стрекоза сядут на нее, как сразу сотни щупалец обволакивают насекомое, и начинается поедание бедного существа.
        А сколько внимания и жалости уделяется животным, особенно кошкам и собакам. Человек часто останавливается перед бездомным существом, пытается его погладить, приласкать или покормить. Особенно отличаются таким состраданием дети, и животные чувствуют это. Часто наблюдал, как бездомные собаки или кошки собираются около школы и караулили выход  ребят с занятий и всегда им перепадал какой-нибудь кусочек, оставшийся от школьного завтрака или ласковое поглаживание по голове.
       Мой внук также отличается большой любовью к животным, особенно заметно к кошкам. Когда он был маленьким, то мог кинуться к любому коту и чуть ли не облобызать его.  Да и дома у него перебывало много живых существ – улитки, канарейки, морские свинки, хорек Динка. А сколько пролито слез, когда живые существа вдруг умирали!
          У нас с женой тоже есть любимец, кот Рыжик. Кот очень ласковый, красивый и рыжий.  И мы к нему страшно привязались. С ним случилась нехорошая история, он  неожиданно сбежал и вернулся назад, только через месяц. Причем пришел туда, где он родился. 
        Когда мы бываем с  женой  на прогулках, то встречаем много старушек с животными. Одна пожилая женщина выводит своих маленьких собачек. Их у нее пять. Такие приветливые и дружелюбные существа, подбегут к нам, обнюхают, поласкаются и бегут к своей хозяйке. Одна из собачек чуть больше остальных, наверное, она и старше, и поэтому зорко следит за порядком и не дает маленьким сильно шалить. Это как нянька.
        Особенно меня поразила одна старая женщина, которая выходит с тремя кошечками, выпускает их на зеленую травку и они гуляют. Но среди этих кошечек одна больна, она не может ходить. Старушка сказала, что она родилась такой. И вот старушка выносит эту кошечку, ставит на лужайку и та пытается неуверенно передвигать не впопад лапками, падает, опять встает. Координация движения у нее нарушена полностью. Какая же сила любви и сострадания у этой старушки к этому животному. Она оставила больному существу право на жизнь!
         Вспоминается мне и мой покойный друг по гаражу Виктор.  У него дома жили кошка и собака. Собака была  породистой, и он регулярно приходил  по вечерам с ней,  ведя на поводке, в гараж. При этом собирались все гаражные собаки и делились с Витиной собакой новостями, которые произошли за день. Особенно я  удивился, когда Виктор подобрал на улице щенка. Щенок был потомственный дворняга, но капли барской породистой крови в нем присутствовали. Назвал он его Чиком. Взять его в дом он не мог, квартира не позволяла, и бросить щенка не посмел и поступил следующим образом. Сколотил будку, утеплил ее и  поставил в гараже, а сам регулярно приходил утром и вечером кормить Чика, благо и жил недалеко.   Когда Чик подрос, то свободно бегал по гаражу и прилегающей территории.  Когда Виктор приходил кормить Чика, то набегала с округи вся непородистая рать и ждала, что останется в кормушке от трапезы Чика. И оставалось, Чик был не жадный. В жаркое время года Виктор исправно всем собакам наливал воды, и  они утоляли жажду, благодарно помахивая репейными хвостами.  Собаки, видимо, чувствовали добрую душу Виктора и, не боясь, дружелюбно подходили к нему. А некоторые в знак благодарности охраняли своего благодетеля, исправно облаивая проходящих мимо посетителей гаража. Виктор скоропостижно умирает и собаки в гараже перестали водиться, как будто их и не было. Правда, за Чиком продолжает ухаживать вдова Виктора. Мы с Чиком тоже дружны и как только я появляюсь в гараже, он подбегает ко мне, и я  стараюсь дать ему лакомый кусочек.
           Я думаю, что на свете сострадательных людей гораздо больше, чем черствых и безразличных к окружающему миру. И совсем не обязательно помощь человеку материальная. Часто помощь советом, простым участием к его бедам ценится гораздо выше.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
                (Ф. Тютчев)

         Наверное, проявление добра, внимание, оказание помощи другим людям наиболее верно можно выразить старинным словом ДОБРОХОДСТВО. Доброхотство – это доброжелательность, выражение дружелюбия в отношениях с людьми, готовность помогать другим словом и делом, то есть стремление всячески содействовать благополучию других людей. Близкими по значению к термину «доброхотство» можно отнести-  «пожертвование», «благотворительность» или «меценатство».
         Во второй половине XIX — начале XX в. в России широко распространяется меценатство — отдельные предприниматели брали под свое покровительство наиболее выдающихся представителей творческой интеллигенции, помогали развитию народного образования и здравоохранения в стране. Это было существенной, заметной стороной духовной жизни общества и можно отнести к золотому веку российского меценатства.
      Этот период отечественной истории был связан, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у русской интеллигенции театры, которым было суждено осуществить реформу всего театрального дела. Плодами меценатства стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С. И. Мамонтова, Частная опера С. И. Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т. д. А пожертвования Варвары Алексеевны Морозовой легли  в основу  создания первой в России бесплатной библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева,
      Благодаря представителям московской буржуазии были собраны богатейшие коллекции, украшающие и сейчас музеи России. Это собрание картин Кранаха, Брейгеля, Никола Пуссена,  работы Дега, Писарро, Ренуара, Врубеля, Бенуа, старинные русские портреты Рокотова, Боровиковского, Кипренского (Братья  Рябушинские и Е. П. Носова), которыми ныне любуются посетители Третьяковской галереи. И. А. Морозов и С. И. Щукин собрали ценнейшие коллекции картин французских импрессионистов, которыми мы сегодня можем восхищаться в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в Эрмитаже.
          А в какой стране меценат создавал новую театральную систему, имеющую мировую репутацию (как К. С. Алексеев-Станиславский), реформировал оперный театр, сам ставил первые спектакли, открывал и поощрял таланты в самых разных областях искусства, стоял во главе целого художественного направления, писал пьесы, переводил тексты классических опер на родной язык, был скульптором, певцом и воспитателем целой плеяды оперных певцов и режиссеров (как С. И. Мамонтов, прозванный по аналогии с Лоренцо Медичи Саввой Великолепным)?
       Так что же все-таки двигало меценатами и благотворителями? Мотивы, побуждающие к благотворительной деятельности, были разные: исполнение евангельских заповедей милосердия и любви к ближнему, искупление вины, сознание долга перед народом — жажда деятельности на общественно полезной основе; обеспечение крупными промышленниками и предпринимателями нормальных условий жизни (постройка больниц, домов и т. д.) для своих работников с целью повышения производительности их труда; и наконец, просто человеколюбие.
       Нет сомнения в том, что жертвенность, как духовная норма, поддерживалась общей атмосферой подвижничества, господствовавшей тогда в русском обществе. Немалую роль в создании этой атмосферы играла религия с ее основополагающей идеей милосердия, проповедью главенства духовного над материальным. Наши предки, терзаемые вопросом о смысле жизни, стремились воплотить на практике библейский тезис: «Не собирай себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе». Состоятельные люди дореволюционной России имели глубокое чувство патриотизма. Они остро чувствовали вину и ответственность перед своим народом, понимали «неправедность» денег. Это и питало их гражданственность, призывало к подвижничеству, переходившему в полное самоотречение.        Очевидно, далеко не все купцы прогуливали нажитое в «Ярах» с цыганами.
       А что твориться в России в последнее время? Наши олигархи задаром приобрели право наживаться  национальными недрами, купаются в роскоши, покупают иностранные спортивные команды, сверхдорогие яхты. И что-то не слышно, чтобы хотя бы небольшую часть нажитого они вкладывали  в благотворительность, пожертвования, меценатство. Или они такие стеснительные, что громко об этом не говорят? Уверен, что это происходит от того, что приобретенное сегодняшними миллиардерами, в отличие от русских промышленников 19-20 веков, нажито не своим  трудом. Это им все, практически, досталось даром, а это никогда не ценилось! Наверное, не последнюю роль играют и  религиозные чувства. У многих наших миллиардеров за душой нет веры в Бога, а если и есть, то этот Бог далек от исконно русского православия.
       Наши владельцы «дворцов- пароходов», вместо того, чтобы вкладывать не только в благотворительность, а инвестировать внутри России вывозят свои капиталы за рубеж. Да и живут, в основном,  за рубежом. Я не знаю, сколько еще это будет продолжаться, куда смотрит наше правительство и президент, но что-то же надо делать! Хватит уже, хорошо пограбили российский народ. Пора бы уже и насытиться, но по-видимому, это совершенно другого склада публика и она никогда, даже и близко не приблизиться по интеллекту, любви к родине к промышленникам старого толка России.