И. Ильин - кандидат в пророки отечества

Геннадий Гаврилов
Философ И.Ильин из практического забвения  вернулся в Россию благодаря президенту В.Путину, который держит у себя на полке его книги и иногда их читает.
Одним из первых о философе вспомнил бывший министр культуры В.Мединский: «Хотелось бы, чтобы Россия развивалась, как того желал философ Иван Ильин» - сказал он на презентации его книг.
Если  верить СМИ,   причастен к возвращению Ильина и ведущий программы «Бесогон» Н.Михалков: будто бы, и с его подачи книги И. Ильина стали настольными у президента.
Не знаем, справляется ли Михалков с ролью бесогона, но  роль посредника  между президентом и философом ему бы польстила.
Всё это выглядит, как возвращение отечеству своего пророка и обретение философской почвы под ногами российской политики. 
Глубоких погружений  в философию Ильина  здесь не будет:  где философия? и где мы, простые россияне…
Но некоторые его идеи так удачно подходят под лозунги дня, что этого трудно не заметить.
Например, вот как Ильин даёт полное обоснование современного образа врага в лице Запада и политики «добра с кулаками»:
 «Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. …Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение … и тем погубить ее...»
Вроде бы, обычная проповедь славянофильства, но, уж, очень подходит под современные тезисы внешней политики. Как пасхальные яйца Фаберже про свят день.
На явление нового пророка уже пошла реакция: полярные отзывы о философских взглядах Ильина  настораживают; стиль речи его называют занудным; дух его идей называют антихристианским.
Его самого назвали «философом  кадила и нагайки»,а его философию - "военно-полевой"; припомнили ему и сотрудничество с идеологами  фашистской Германии.
Действительно, можно ли ему простить восхваление нацизма, если он не увидел  отдалённых последствий его воинственности?
А как квалифицировать молчание философа о геноциде евреев: оно было одобрением?
Для всех россиян сегодня отчётливо, без всяких философских «слюней» прозвучало:
философ Ильин пользовался расположением и благосклонностью руководителей партии Гитлера!
И они – россияне – теперь в курсе, что президент Путин возлагал на его – Ильина - могилу цветы или венки.
Кажется, что без разъяснений этих обстоятельств  тут не обойтись.
А если обойдётся, то это будет говорить о полной невменяемости общественного мнения.
Одно дело, когда президент в короткие сроки обучается играть на рояле и в хоккей, и совсем другое, когда после краткого знакомства с философом   сомнительной репутации его объявляют пророком в отечестве... 
Конечно, и философия, и политика – не для всякого ума.
Хотя, и там, и тут есть факты посягательства на здравый смысл.   
Библейский пророк говорит на этот счёт:  «…правило на правило, тут немного, и там немного, так что они пойдут и упадут навзничь и разобьются, и попадут в сеть…».
          Сегодня даже в инструкциях  к сложным бытовым приборам нет описания их устройства и способов ремонта – зачем, если большинство граждан не могут это понять.
 Что же говорить  о тонкостях политики и её философских основах.
Про бытовые приборы большинству граждан достаточно знать, что нельзя совать пальцы в розетку и дёргать за шнур электропитания.
А про политику всё, что нужно, расскажут в газетах и на ТВ.
Но есть у россиян свойство если разрушать, то до основания, если познавать, то до самой сути.
И вот теперь им подсказывают, где  кроется эта суть.
        В.Путин на очередном Валдайском форуме ответил на вопрос о том, кто олицетворяет российские ценности и традиции: это не Христос, это даже не лидер партии «ЕР», а философ Ильин.
На первый взгляд обывателей, последние 20 лет их жизни проходят в каких-то импровизациях  единовластия, завёрнутых в фантик демократии.
А оказывается, тут всё так идеологически выверено, что и Конституция цела с её запретом на идеологию, и все члены правящей партии сыты.
Например, на факт российской пропасти между богатыми и бедными, можно процитировать Ильина:
« Этот предрассудок естественного равенства является главным препятствием для разрешения нашей основной проблемы. Ибо сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми».
Не знаем, мог бы сам Идьин  обосновать этой фразой некоторые мерзости неравенства  из жизни страны.
Но в руках некоторых пропагандистов она вполне сойдёт за оружие.
А есть и ещё посильнее: «Человек гибнет не только тогда, когда он беднеет, голодает, страдает и умирает, а тогда, когда он слабеет духом и разлагается нравственно и религиозно; не тогда, когда ему трудно жить или невозможно поддерживать свое существование, а тогда, когда он живет унизительно…».
В принципе, эта фраза повторяет мысль о том, что не хлебом единым жив человек.
Но можно её повернуть и так, что трудности и невозможность поддерживать существование – это ещё не унижение. Следовательно,  со всем этим можно жить.
И сегодня россиянам  это нужно зарубить себе на носу…

Не очень актуальными кажутся  рассуждения Ильина о необходимости общественного принуждения.
Там две мысли. Одна знакома по старому изречению: «Свобода  - это осознанная необходимость».
Вторая опровергает теорию непротивления злу.
А кто её всерьёз принимал, кроме писателя Л.Толстого и некоторых его единомышленников?
То, что в стране сегодня наблюдается не только закручивание гаек, но и выкручивание рук, по крайней мере, формально немножко отвечает общественному запросу на твёрдый порядок.
Люди понимают необходимость общественного порядка.
Согласны даже в ногу иногда идти куда-нибудь или с кем-нибудь.
Но если нам постоянно будут кричать «Выше ногу» или «Тяни носки…»,  то поневоле вспомнятся кадры военного парада в Северной Корее, где женщины-воины в коротких юбках поднимали ноги чуть не выше головы. Это впечатляет. Но может показаться и  унизительным.
Нет же никакого научного подтверждения тому, что армия становится сильнее и непобедимее от красивости строевого шага.
Принуждение может быть и необходимым, и полезным.
В некоторых случаях необходимой и полезной может быть даже ложь.
Её называют благонамеренной, а иногда и  святой.
И Гитлер, и Муссолини, почтение к которым выражал И.Ильин,  говорили и делали в своих странах кое-что такое, что люди посчитали правдой.
Можно ли требовать от непризнанного ранее и признанного теперь философа такой дальновидности и мужества, чтобы он предостерёг народ от преступного легкомыслия?
Может быть, и нет.
Но брать его в учителя или называть пророком после того, как эта недальновидность себя полностью разоблачила, это гораздо более противоестественно, чем женщинам  в коротких юбках ходить строевым шагом и  задирать ноги выше головы.
          Совершенно непонятно, зачем президенту понадобилось вытаскивать из пыльного трюма старого философского парохода  книги И. Ильина, так подставляя себя людям, у которых на всё, что связано  с фашизмом, гораздо больше, чем аллергия.
Неужели для обоснования справедливости, без которой не могут жить россияне, больше ничего и никого не нашлось?
Неужели ею теперь будут  называть именно то, чему есть хоть какое-то оправдание у философа Ильина?
А что же будет  с той справедливостью, в которую верили и  до него, и после него? 
Которая временами и отчасти даже была.