Валера Самсонов Сценарист. Три звездочки. 69

Тимур Ибатулин
***
"...Из Сергея Довлатова. Когда от человека требуют идиотизма, его всегда называют профессионалом..."

***
"...Классическая фраза Сергея Довлатова: «Такса – это сеттер, побывавший в автомобильной катастрофе»..."

О себе:
***
"...Тихие люди. Я – один из них..."








ТРИ  ЗВЕЗДОЧКИ  (в продолжение: выкладываю с согласия Валеры - собрание его авторских мыслей и цитат. Каждая цитата, или группа цитат будет на странице под личным номером для удобства читателей, название сборника цитат "Три звездочки")
____________________
P/S         Примечание Валеры Самсонова: «Три звездочки» - собрание мыслей, цитат, оговорок, примет времени, анекдотов, фактов, острых словечек и фраз. Они собирались мною в течение всей моей жизни. Если интересно, читайте…".


Сегодня 22.07.2020 Валерка Самсонов уехал, туда где все мы будем в конце жизни, мы больше не увидимся. Хочу чтоб этот день запомнился не грустью, а теплом.
Тело перестало жить, а мысли... они живут: написанные, высказанные друзьям и близким, просто отданные пространству вселенной... все это подвижная структурированная энергия - она живет, изменяется, расширяется и сжимается,диффузирует в пространстве и проникает как диффузия в другие пространства... она живет! И это здорово!!
Валера, ЖИВИ! Будь счастлив в любом состоянии!!
И пусть прах твой будет всегда спокоен и чист, как всегда была чиста твоя душа.





Биография Сергея Довлатова
Из Википедии:
Биография
Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, столице Башкирской АССР, в семье театрального режиссёра, еврея[7] Доната Исааковича Мечика (1909—1995) и актрисы, а впоследствии корректора, армянки[8] Норы Сергеевны Довлатовой (Довлатян)[9] (1908—1999).

В Уфу его родители и бабушка были эвакуированы из Ленинграда в июле 1941 года и жили в доме сотрудников НКВД по ул. Гоголя, 56, до 1942 года, когда были дальше эвакуированы в Новосибирск[10][11]. С 1944 года жил в Ленинграде на ул. Рубинштейна, д. 23.

В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года[12].

Общался с ленинградскими поэтами Евгением Рейном[13], Анатолием Найманом, Иосифом Бродским[14] и писателем Сергеем Вольфом («Невидимая книга»), художником Александром Неждановым.

Из университета был исключён за неуспеваемость. Служил три года во внутренних войсках в охране исправительных колоний в Республике Коми (посёлок Чиньяворык), близ города Ухта. По воспоминаниям Бродского[15], Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».

Литературная деятельность в СССР
Поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы. После института работал в газете «Знамя прогресса» ЛОМО[16][17]. Был приглашён в группу «Горожане», основанную Марамзиным, Ефимовым, Вахтиным и Губиным[18]. Работал литературным секретарём Веры Пановой[19].

30 января 1968 года впервые в жизни выступил перед публикой на «Вечере творческой молодёжи Ленинграда»[20].

С сентября 1972 года по март 1975 года жил в Эстонской ССР. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Позже был принят на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии», заняв должность ответственного секретаря. Являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин»[21]. Осенью 1972 года принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония».

В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР[22].

Работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под городом Псковом (Михайловское). В 1975 году вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костёр»[23]. Писал прозу. Журналы отвергали его произведения по идеологическим причинам. Опубликованы были лишь повесть в «Неве» и рассказ «Интервью» на производственную тему в «Юности» (1974), за последний он получил солидные по тем временам 400 рублей[24][25]. Также ему удалось напечатать более 10 рецензий в «Неве» и «Звезде»[26]. Публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы»[27].

В 1976 году был исключён из Союза журналистов СССР.


Могила Довлатова на кладбище Маунт-Хеброн в Нью-Йорке, 26 июля 2010 г.
Жизнь в эмиграции
В августе 1978 года из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР и поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы.

К середине 1980 годов Довлатов добился большого читательского успеха, печатался в журналах Partisan Review и The New Yorker. За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. Готовя к печати свои ранние произведения, он переписывал их[28], а в завещании оговорил запрет на публикацию всех текстов, созданных им в СССР[29]. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».

Скончался на 49-м году жизни от сердечной недостаточности 24 августа 1990 года в Нью-Йорке. Похоронен на еврейском кладбище Маунт-Хеброн в нью-йоркском районе Куинс[30].

Личная жизнь
Семья
Сергей Довлатов был официально женат дважды.

Первая жена (1960—1968) — Ася Марковна Пекуровская (род. 1940), филолог и литератор, выпускница филологического факультета ЛГУ (1966); брак распался в 1962 году во время службы Довлатова в армии, но развод был оформлен в 1968 году.
В 1970 году, уже после развода, у неё родилась дочь — Мария Пекуровская, в настоящее время вице-президент рекламного отдела кинокомпании Universal Pictures[31]. В 1973 году эмигрировали из СССР в США.
Вторая жена — Елена Давидовна Довлатова (урождённая Ритман, род. 1941), филолог (корректор и редактор)[32][33][34].
Дочь Екатерина (род. 1966).
Сын Николай (Николас Доули; родился в США 23 декабря 1981 г.[35]).
Гражданская жена (1975—1978) — Тамара Николаевна Зибунова (род. 1945), выпускница физико-математического факультета Тартуского государственного университета (1968), программист[36].
Дочь Александра (род. 1975).
Алкоголизм
Сергей Довлатов страдал алкоголизмом. По мнению литературоведа А. Ю. Арьева, хорошо знавшего Довлатова в молодости:
Это было более-менее массовое явление, потому что, в общем-то, пили все мы довольно много. И хотя в богемной и просто литературной среде это было распространённое явление, но то, как пили все эти лауреаты Сталинских премий и мастера социалистического реализма — так это уму непостижимо. Мы им в подмётки не годились. Просто они пили где-то за своими голубыми заборами до очумения, а нам приходилось перемещаться из магазина в магазин, доставать где-то деньги и всё прочее.
— «Андрей Арьев о Довлатове: „Он просто хотел печататься“»
Хорошо знавший Довлатова Александр Генис писал[37]:
Сергей ненавидел свои запои и бешено боролся с ними. Он не пил годами, но водка, как тень в полдень, терпеливо ждала своего часа. Признавая её власть, Сергей писал незадолго до смерти: «Если годами не пью, то помню о Ней, проклятой, с утра до ночи».

В своём интервью скульптор Эрнст Неизвестный отмечает:
Дело в том, что я с ним пил. Его пьянство, с точки зрения психиатрии, да для этого не нужно быть психиатром, любой пьющий мужик это знает, это была форма самоубийства. Именно так, как он пил. Не в смысле много, а психологически как. Он как бы втыкал нож в своё сердце и говорил: «На тебе, на тебе, на тебе»… Это было тёмное русское пьянство, которое здорово, здорово отражено в песнях Высоцкого: «Что за дом притих…»[38], «всё не так! Всё не так, ребята»[39]. Поэтому какое-то стремление куда-то убежать, а куда бежать? в смерть, у него конечно было.

— Док. фильм "Жизнь нелегка. Ваш Сергей Довлатов" Ленинград - Нью Йорк.
Произведения
Прижизненные издания
Ни одного текста, опубликованного в СССР до 1978 года, Довлатов перепечатывать ни при каких обстоятельствах не позволял[40].

Список книг, вышедших при его прямом или косвенном участии:

Невидимая книга — Анн-Арбор: Ardis Publishing, 1977
Соло на ундервуде: Записные книжки — Париж: Третья волна, 1980
Компромисс — Нью-Йорк: Серебряный век, 1981
Зона: Записки надзирателя — Анн-Арбор: Эрмитаж, 1982
Заповедник — Анн-Арбор: Эрмитаж, 1983
Марш одиноких — Холиок: New England Publishing, 1983
Наши — Анн-Арбор: Ardis Publishing, 1983
Соло на ундервуде: Записные книжки — 2-е издание, дополненное — Холиок: New England Publishing, 1983
Демарш энтузиастов (соавторы Вагрич Бахчанян, Наум Сагаловский) — Париж: Синтаксис, 1985
Ремесло: Повесть в двух частях — Анн-Арбор: Ardis Publishing, 1985
Иностранка — Нью-Йорк: Russica Publishers, 1986
Чемодан — Тенафлай[en]: Эрмитаж, 1986
Представление — Нью-Йорк: Russica Publishers, 1987
He только Бродский: Русская культура в портретах и анекдотах (соавтор Марианна Волкова) — Нью-Йорк: Слово, 1990
Записные книжки — Нью-Йорк: Слово, 1990
Филиал — Нью-Йорк: Слово, 1990
Некоторые посмертные издания
Заповедник — Л.: Васильевский остров, 1990.
Зона; Компромисс; Заповедник — М.: ПИК, 1991
Блеск и нищета русской литературы. Азбука-классика, 2000.
Сергей Довлатов. Собрание прозы в трёх томах, иллюстрации Александра Флоренского, 3 тома. — Лимбус-пресс, СПб., 1995. — ISBN 5-8370-0307-X..
Сергей Довлатов. Малоизвестный Довлатов. Сборник, иллюстрации Александра Флоренского. — АОЗТ «Журнал „Звезда“», СПб., 1995. — ISBN 5-7439-0021-3..
Сергей Довлатов. Собрание сочинений, 4 тома. — Азбука-Классика, СПб., 2003—2004. — ISBN 5-352-00079-6..
Уроки Чтения. Филологическая проза. — СПб.: Азбука, 2010. — 384 с. — ISBN 978-5-9985-0845-5. (Первое комментированное издание записных книжек и эссе о литературе)
С. Довлатов. Жизнь и мнения. Избранная переписка. СПб.: Журнал «Звезда», 2011. 384 с., 5000 экз., ISBN 978-5-7439-0156-2
Довлатов С. Последняя книга: Рассказы, статьи. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. — 608 с. + вкл. (16 с.), ISBN 978-5-389-02233-1
Экранизация произведений
1992 — «По прямой», реж. Сергей Члиянц; по мотивам рассказов С. Довлатова
1992 — «Комедия строгого режима», реж. Владимира Студенникова и Михаила Григорьева; по мотивам эпизода повести «Зона. Записки надзирателя» о постановке в канун Октября силами заключённых спектакля «Кремлёвские звёзды».
2015 — «Конец прекрасной эпохи», реж. Станислав Говорухин; экранизация сборника рассказов «Компромисс».
2018 — «Довлатов», реж. Алексей Герман мл.; биографический фильм о нескольких днях из жизни Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов. В основе некоторых сюжетных линий лежат рассказы Сергея Довлатова разных лет.
2018 — «Заповедник», реж. Анна Матисон; по мотивам книги «Заповедник».
Переписка Довлатова и Ефимова
В 2001 году издательство «Захаров» выпустило книгу «Сергей Довлатов — Игорь Ефимов. Эпистолярный роман»[41]. Книга охватывает переписку между Довлатовым и Ефимовым с 1979 года по 1989 год. Несколько издательств, к которым Ефимов обращался с предложением выпустить книгу, отказались это делать из-за соображений авторского права. Довлатов при жизни выступал против публикации своих писем, о чём упоминает в одном из писем Ефимову. Семья Довлатова, в первую очередь вдова писателя Елена Довлатова, являющаяся владельцем авторских прав на всё написанное Довлатовым, в соответствии с его завещанием тоже возражала против публикации писем[42]. Издательство Захарова решило публиковать переписку, аргументируя это тем, что ответственность издательства перед читателями больше, чем его ответственность перед семьёй Довлатова. Однако Елене Довлатовой вместе с дочерью Катериной удалось в российском суде доказать свои права на переписку и добиться запрета на публикацию книги спустя год после продажи всего тиража в 15 тысяч экземпляров. Суд отказал Елене Довлатовой в её требовании уничтожить все выпущенные экземпляры книги[43].

Адреса
1944—1972 — Ленинград, улица Рубинштейна, д. 23, кв. 34[44];
1972—1975 — Таллин, ул. И. В. Рабчинского (ныне ул. Вабрику), д. 41, кв. 4.
1975—1978 — Ленинград, улица Рубинштейна, д. 22.
Нью-Йорк, Куинс, 105-38 63rd Drive[45] (На данный момент мемориальная доска отсутствует).
Память

Мемориальная доска на доме Довлатова. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна

Петербург.
3 сентября 2007 года в Санкт-Петербурге, на улице Рубинштейна, дом 23, состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски писателю. Автором мемориальной доски является Алексей Архипов, член Союза художников России. В торжественной церемонии открытия мемориальной доски приняли участие деятели культуры, искусства, члены городского правительства. Для участия в церемонии в северную столицу приехали вдова писателя Елена Довлатова и его дочь Катерина, руководитель Международного фонда Сергея Довлатова[46].
3 сентября 2003 года в Таллине в честь Сергея Довлатова была установлена мемориальная доска на стене дома № 41 по улице Вабрику (до начала 1990-х — ул. И. В. Рабчинского), где в квартире № 4 писатель проживал почти три года (1972—1975). Отлитая из бронзы доска представляет собой книжный разворот, где слева сквозной текст, а справа — сквозное стилизованное изображение писателя, выводящего на прогулку свою любимую собаку — фокстерьера Глашу. Изображение сделано по рисунку Александра Флоренского из известной петербургской группы художников «Митьки», который иллюстрировал «Собрание прозы в 3-х томах» Довлатова (изд. «Лимбус Пресс»). Мемориальная доска, выполненная эстонским скульптором Ириной Рятсепп, установлена по инициативе и на средства эстонского общественного комитета «Dovlatov memo» при частичной финансовой поддержке правительства Москвы и Московского фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого[47].
В честь Сергея Довлатова названа литературная Довлатовская премия, вручаемая журналом «Звезда».
В 2008 галерейный проект «Невская Башня» и студия ручной печати «Б&Ф» выпустили альбом эстампов «Рисунки А. Флоренского к произведениям Сергея Довлатова», посвящённый 15-летию выхода из печати первого трёхтомника писателя с иллюстрациями Александра Флоренского. Этот трёхтомник, печатавшийся на протяжении всех 1990-х, стал символом массовой популярности писателя.[источник не указан 367 дней] В 2011 году к юбилею писателя была выпущена серия эстампов «Окрестности Довлатова» по мотивам суперобложек к тому же изданию.[источник не указан 367 дней]
В 2011 году в издательстве «Азбука» готовился к выпуску юбилейный альбом фотографий, посвящённый 70-летию со дня рождения С. Довлатова, составленный из работ Нины Аловерт, однако недостаток средств отодвинул осуществление этого проекта.[источник не указан 367 дней]
В 2011—2012 годах в рамках Дней Довлатова — 2011 состоялся выставочный проект «Окрестности Довлатова», посвящённый 70-летию писателя. Выставки эстампов Александра Флоренского к первому трёх(четырёх)томнику прошли во всех довлатовских местах: Ленинграде, Таллине, Пушкинских Горах и Нью-Йорке.[источник не указан 367 дней]
Дом-музей писателя Сергея Довлатова в Пушкинских Горах открылся 3 сентября 2011 года.[источник не указан 367 дней]
26 ноября 2011 года в Уфе установили памятную доску писателю на фасаде дома № 56 по улице Гоголя, где он родился и провёл младенческие годы, о чём не раз упоминал в своих произведениях.[источник не указан 367 дней]
7 сентября 2014 года в Нью-Йорке была открыта улица Сергея Довлатова[48].
В России первой именем Сергея Довлатова 28 августа 2014 года названа новая улица в городе Ухта[49], в котором он многократно бывал во время своей службы в армии.
В Таллине с 2014 года ежегодно проводится фестиваль «Дни Довлатова в Таллине».[50]
4 сентября 2016 года у дома 23 по улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге в рамках трёхдневного фестиваля «День Д», посвящённого 75-летию Сергея Довлатова, состоялась церемония открытия памятника писателю работы скульптора Вячеслава Бухаева[51][52][53][54][55].
С 2016 года в Санкт-Петербурге проводится ежегодный фестиваль «День Д», посвящённый дню рождения Довлатова (организаторы: «Дом Культуры» Льва Лурье, Анастасия Принцева).[источник не указан 367 дней]
3 сентября 2020 года в Уфе состоялся первый Довлатовский фестиваль «Литературный импульс».[56]
Культурное влияние
В 1994 году Пётр Штейн поставил спектакль «Новый американец» в Московском Художественном театре им. А. П. Чехова по мотивам жизни Сергея Довлатова и его произведениям «Зона: Записки надзирателя» и «Заповедник». Сергея Довлатова играл Дмитрий Брусникин. Спектакль с успехом шёл на малой сцене МХТ более 20 лет[57].[значимость факта?]
Михаил Веллер назвал одну из автобиографических повестей «Ножик Сережи Довлатова».[значимость факта?]
Книги С. Довлатова — «Зона», «Чемодан», «Заповедник», «Рассказы» — включены в перечень 100 книг, рекомендованных Министерством образования и науки России к самостоятельному прочтению школьниками.[значимость факта?]
Довлатов на протяжении четверти века является одним из самых читаемых, часто и многотиражно издаваемых русских писателей. Наряду с Иосифом Бродским и Александром Солженицыным он входит в тройку наиболее известных на Западе русскоязычных авторов второй половины XX века[58].
Произведения Довлатова переведены более чем на тридцать языков мира.