Авен-Езер

Ширинай Досова
"Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением"
(Пс.83:7)

Библия упоминает об Авен-Езере – месте, где израильтян постигло трагическое поражение от филистимлян. Погибло около четырёх тысяч евреев. Все были в растерянности: что теперь будет? Почему Бог допустил это? Неужели Он оставил и забыл нас?

Прошли годы. Пророк Самуил призвал евреев отвергнуть идолов и покаяться в грехах. Народ послушался пророка и после этого пришла победа. «И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором. И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь».

Почему Самуил дал месту, где была одержана грандиозная победа, такое печальное название - «Авен-Езер», напоминающее о поражении? Чтобы показать Бога надежды, могущего обратить наши поражения в победы. Христос на кресте – поражение. Ещё какое! «А мы думали….», с досадой сказали ученики после Его смерти. Но именно на этом позорном Кресте совершилось спасение и победа над смертью. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия».
Оглядываясь на прошлое, мы часто обнаруживаем, что успеху предшествовало поражение. Как в пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло.

САША

Мой старший брат Саша (по таджикски - Сайно) был ярым противником Христа, а потом стал ревностным христианином. Почти как Савл, жестоко гнавший церковь, после встречи со Спасителем стал горячим благовестником - апостолом Павлом.
Тяжёлая болезнь привела брата к Иисусу. Он уже умирал, но после того как покаялся и отдал своё сердце Христу, Бог продлил ему жизнь ещё на семь лет. Саша открыл двери своего дома для церкви. И так же, как раньше он упрямо выгонял меня за веру в Христа, так теперь горячо загонял в свой дом на богослужение заигравшихся в футбол племянников. Саша пережил рождение свыше. Его встреча со Христом была очевидной для всех.

Мулла, хорошо знающий нашу семью, сказал брату:
- Как же ты мог предать нашу веру? Твоя сестра - христианка, но что с неё взять, она женщина, но ты…?
На что Саша ответил:
- Вон там, в углу, топор стоит, можете отрубить мне голову, но я твердо верю, что Иисус Христос – Бог».

Мулла ушёл, разочарованно махнув рукой. Больше Сашу не беспокоили, списав его новое состояние на болезнь, от которой он тронулся умом. А племянники, что иногда не доигрывавшие в футбол, стали верующими, некоторые миссионерами. Они с благодарностью вспоминают своего дядю. До обращения к Богу Саша был любителем увеселительных заведений и заядлым картёжником, а после - его стало не узнать.

Однажды начальник райисполкома, Сашин друг, сказал мне:
- Не могу поверить, что это тот же Саша. Его будто подменили. Это совсем другой человек. Он сказал, что Библия помогла ему измениться. Дайте мне тоже эту книгу, может, и мне поможет. Я чувствую, что качусь в какую-то пропасть.

Дом Саши стал большим благословением для нашей семьи, соседей и многочисленных родственников. И, учитывая окружающий контекст, что вокруг проживают в основном таджики и азербайджанцы, - настоящим чудом.

«Авен – Езер» - это путь «через тернии к звёздам», через мрак к свету, через страдания к радости.
«Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим», - сказал царь Давид. В жизни этого царя было не мало горестей: сын Авесалом искал его смерти, жена Мелхола не всегда понимала его, лучший советник Ахитофел переметнулся в стан врага, а вчерашние друзья подло его предали. «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту». Эти поражения научили Давида держаться за Господа, как единственного Помощника, Который никогда не оставит. Испытания стали его лучшими учителями. «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню».

Встретившись со Христом, Саша полюбил Его так, что никакие угрозы не могли разлучить его с Господом. Болезнь этому только способствовала. «Мы все сломаны. Но именно в местах надломов мы часто сильнее всего» (Э. Хемингуэй).
«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша".

СВЕТА

Свете было 20 лет. В НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского она умирала от лейкемии. Красавица с пышной русой косой металась на постели в агонии, вытягиваясь в «струну» вдоль и поперек.
За три часа до смерти я пришла к ней по просьбе её матери. Больная была в полном сознании. Врачи иногда заглядывали в палату, чтобы удостовериться, не отошла ли она. С её мамой мы присели у ног умирающей и молились.

Я спросила у Светы, хотела ли бы она обратиться к Христу. Она кивнула головой в знак согласия и повторила за мной слова молитвы, пригласив Иисуса в свои оставшиеся пару часов жизни. Агония отпустила её, она сразу затихла. Потом вдруг сказала: «Вот Христос за мной пришёл». Через час Света тихо отошла. В тот самый момент я почувствовала в палате что -то сверхъестественное: повеяло такой силой жизни, что никак не вязалось с бездыханным телом, лежавшим на постели.

Зачем этой юной душе нужны были такие страдания? Бог знает. «Покуда ты сам не научился каждое утро поднимать солнце на небеса, пока не знаешь, куда направить молнию или как сотворить гиппопотама, не берись судить, как Бог правит миром - молчи и слушай» (Филип Янси).
Однажды всё откроется, и тайное станет явным. У Светы состоялась встреча с Богом.

Это главное. Только ради этого человек приходит в наш мир. Даже если встреча произошла всего за час до кончины – это великое благо и милость Господа.
Смерть, как зло и проклятие, стала для Светы «Авен Езером» - благословением и дверью в жизнь вечную, ибо, умирая со Христом, мы воскресаем с Ним.

СТРАДАНИЯ

«Писатель Эли Вайзель был узником нацистского концлагеря, он оставил свидетельство о еврейском ребенке, умирающем от голода. Он украл кусочек хлеба и был повешен. Он не плакал и не сопротивлялся. Жизнь была дана ему без объяснений и так же, без объяснений, жестоко была отнята. Где был Бог? Бог был, на виселице, тихо пребывая рядом с ребенком и скорбя. Что ещё можно сказать о значении этого часа?»(Р. Вурмбранд. Из уст ребенка)

Неверующие часто возмущаются: «Если есть Бог, то почему так много катастроф, войн и болезней?» Болезни и бедствия - результат грехопадения человека. Страдают все: наш мир, как большой котёл, в котором все мы варимся. Верующий же получает в страданиях поддержку и радость.
Праведный Иов, потеряв имущество, детей, здоровье, вопрошал Бога: «Где Ты?» Бог молчал. Пришёл час, и Иов, получив ответ, воскликнул: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя!» Бог отвечает, но мы не всегда слышим Его, потому что или просим не на добро, или не понимаем, чего просим.

Как-то Чарли Чаплин принял участие в конкурсе двойников Чарли Чаплина и проиграл, потому что никто не ожидал его появления и не узнал, не поверив в такую возможность. А она случилась. Человеку свойственно фильтровать увиденное и услышанное через «шоры», которые мешают ему обратиться как ребенку, с доверием к Богу. Если в наших испытаниях мы не будем сомневаться в Божьей любви, тогда «Авен -Езер» поражения может стать «Авен Езером» победы.

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

ИЗ КУКОЛКИ В БАБОЧКУ

Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» пишет: «Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. И никто не описал это точнее, чем Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений: «Я видел похороны с пышным гробом и музыкой – и начинал смеяться: не безумцы ли – устраивать такое из-за одного-единственного покойника? Если я шел на концерт или в театр, я обязательно должен был вычислить, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех людей, которые там собрались, и сколько одежды, сколько золотых зубов, сколько мешков волос получилось бы при этом». И далее Иегуда Бэкон спрашивает себя, в чем мог заключаться смысл тех лет, которые он провел в Освенциме: «Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чем смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим».

Такое изменение подобно ползающей гусенице, которая спустя время превращается в куколку, а потом из куколки вылетает прелестная бабочка. И хотя процесс преображения трудный, как «плавильня для золота и точило для вина», но результат благословенный. Христос после страданий и мученической смерти стал «другим» – Воскресшим Спасителем.

Мы призваны разделить эту «трапезу». Если с Ним страдаем, то с Ним и прославимся. Понимание этих духовных законов делает нас мужественными в преодолении жизненных испытаний. «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он». Взирая на Христа, пойдем по следам Его, и Он обратит наше поражение в победу.

«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои». Как поётся в христианском гимне:

Взойдем на Голгофу, мой брат!
Там посланный Богом Мессия распят,
О правде святой проповедовал Он,
Больных исцелял, а теперь Он казнен.
Падем перед Ним!