3. Начало

Валерий Суханов 3
         В конце марта 1978 года я был назначен мастером по добыче нефти и газа в районную инженерно-технологическую службу №3, так в то время официально назывался нефтепромысел, или как сегодня, цех добычи нефти и газа. К третьему промыслу относилась северная часть Сергеевского месторождения, разделённая примерно пополам рекой Белой, от деревни Старая Александровка до города Благовещенск.

 Около 120 скважин, расположенных на правом берегу, а также ещё по шесть действующих скважин на Алаторском и Культюбинском месторождениях, ряд нефтепромысловых объектов и коммуникаций – вот участок на котором предстояло работать. Алаторка и Культюба находились в Иглинском административном районе. Культюба - почти на границе с Челябинской областью. Всё это в НГДУ "Уфанефть" и называлось – Правый берег.

         Первым начальником этого нефтепромысла работал Хасият Гиниятович Гарифуллин, отец Рифа и Рима, моих товарищей и соседей по двору. Потом был Руф Нуртдинович Муганлинский. Его сменил мой первый начальник в НГДУ "Уфанефть" Мухтар Бикмухаметович Адигамов. Вообще-то все называли его Мухтаром Бикеевичем или просто Бикеичем. Он не обижался.

         Мастер, вместо которого меня назначили – Миниян Усманов, перешёл мастерить на левобережный участок, насчитывавший тоже около 120 скважин. Сам он был из деревни Ильмурзино, располагавшейся в нескольких километрах от Якшиваново, на окраине которой была база бригады. Там жили его родители. До него, на Правом берегу успели за короткое время поработать: мой однокашник Лёша Портнов, Муллаянов – однофамилец Гайсы Гаяновича, и какое-то непродолжительное время Нажип Бахтияров.
         Почему-то мастера на правом берегу не задерживались. Возможно, из-за того, что контора нефтепромысла и его объекты располагались в непосредственной близости от нефтеперерабатывающего завода имени XXII партсъезда. Завод был на высокой горе, а нефтепромысел прямо под ним, в пойменной зоне Белой. Неподалёку находились биологические очистные сооружения завода - БОС. Всё это  благоухало не озоном. Поверхность ряда заливных озёр и стариц была покрыта радужной плёнкой.
 
         Старшим инженером нефтепромысла одновременно со мной стал бывший мастер левобережного участка – Владимир Петрович Унру. Старшим геологом работал Назип Шагидуллович Бакиров. Старшим механиком Султан Мингазович Ахкамов.

         Контора промысла располагалась в двухстах метрах от нефтепарка, в одноэтажном кирпичном здании, окрашенном в зелёную краску. Первоначально здание предназначалось для размещения пожарного депо, и  входило в пусковой комплекс нефтепарка. Рядом со зданием располагалась в нескольких вагончиках столовая. Там же стоял ряд вагончиков, вдоль которых шёл деревянный тротуар. В вагончиках были бытовки операторов по добыче, электриков и операторов подземного ремонта скважин, проще говоря – "подземников". Напротив, через дорогу находился гараж правобережной колонны Уфимского управления технологического транспорта – УТТ-1. В здании конторы промысла у меня был свой небольшой кабинет, располагавшийся за актовым залом.

         В моём подчинении оказалось около двух десятков операторов по добыче нефти. Кроме того, мне оперативно подчинялись слесари по ремонту нефтепромыслового оборудования, сварщик, водители и механизаторы. На правобережном участке работало два звена операторов. Так называемый полуостров обслуживало звено старшего оператора Ришата Минибаева. Все называли его Гришей. В составе звена трудились: его младший брат Ильхам, Слава Гришечкин и Зуфар Кунафин. За ними была закреплена паровая передвижная установка - ППУ на шасси КРАЗ-257, водителем которой работал Фаниль Юсупов. Северную часть правобережного участка обслуживало звено старшего оператора Альберта Шарипова. В этом звене трудились Николай Крылов, Набиевы Васих и Мухасана, Салават Бакиев, Саит Мухаметов, и Зуфар Хайретдинович Хайретдинов. Передвигались они на ГАЗ-66 - "шишиге", водителями которой были поочерёдно два Володи Стрельников и Скачков. Позднее Володя Скачков пересел на вновь полученную ГАЗ-74 – "газушку".

         В мои обязанности входило ведение табеля учёта рабочего времени, подписывание путевых листов транспорта исходя из доводимого мне денежного лимита, списание материалов и основных средств, обеспечение рабочих спецодеждой и спецмолоком. Ну, и, конечно, самое главное - поддержание технологического режима работы скважин моего участка.

         В один из первых моих рабочих дней на правом берегу, "гаражные" получили зарплату. Её выдавала женщина, которую все звали баба Лиза. Она работала в правобережной автоколонне диспетчером, а также вела табель учёта рабочего времени и обработку путевых листов водителей и механизаторов. Муж её, Сергей Фёдорович Кобзев, работал бригадиром слесарей по ремонту нефтепромыслового оборудования. Вечером того же дня, когда мы проезжали Ново-Александровку, баба Лиза, как всегда, не выпуская изо рта дымящей "беломорины", что-то сказала водителю автобуса, и он повернул к магазину. Тут же несколько гонцов затарились спиртным и автобус, недалеко отъехав от магазина, остановился. Началось обмывание получки. Оказывается, таковы были традиции. Баба Лиза, всегда при выдаче зарплаты, собирала с "гаражных" по рублю. В общем, на каждого приходилось по стакану водки. Я был шокирован этим событием и не знал как себя вести.

         Процесс происходил после работы, и участвовали в нём не мои подчинённые. Да и сам я не отработал даже недели, мало кого знал, и не мог просчитать последствий своих действий. Поэтому просто уткнулся в книжку. От предложения поддержать компанию, отказался.

         В дальнейшем, чтобы не попадать в дурацкую ситуацию, стал ездить на другом автобусе, который был выделен для правого берега дополнительно. При этом маршруты вахтовых автобусов разделились. Один, ЛИАЗ шёл через Сельхозинститут из Дёмы, другой – бабин Лизин КАВЗик, через Затон и Проспект из Михайловки. Был ещё третий, тоже КАВЗ – он начинал движение от дворца Машиностроителей - "Машинки", и шёл через всю Черниковку.