Популярно о новой октаве. Часть 3

Кларита Арта
Итак, базовый музыкальный интервал 1:2 фортепиано, "золотой" по звуку и названный "священной коровой музыки", исторически не может быть изменён. Изменить можно только внутреннее деление октавы 1:2, сделать раздробление на другое количество частей (нот или клавиш). Чтобы получить модифицированную октаву, теперь уже названную в целях различения "лактавой", необходимо в указанные границы, например, до - до, не расширяя их, добавить ещё 4 ноты. В октаве фортепиано 13 ступеней, в новой системе в лактаве - 17 ступеней.

Изобретение является модификацией всё той же самой октавы, которая прошла через многовековую трансформацию. Традиция преемственности сохраняется и затрагивает вопросы дополнения, наполнения уже существующей основы. Новое деление октавы даёт новую музыкальную соразмерность, отличную от фортепиано. Коэффициент полутонального соотношения звучащих нот у фортепиано равен 1,059463, в новой системе q = 1,044273. Музыканты с хорошим слухом не довольны музыкальной соразмерностью фортепиано.
 
Акустические значения нот звукоряда фортепиано полученные по логарифмической формуле с использованием значения камертонной ноты ля 440 Гц являются математически абсолютными, но звукоряд точно сделанный по этим значениям звучит фальшиво. Положение частично исправляют путём настройки инструмента, где-то звук повысят, где-то понизят, значения таким образом усредняются, исчезают слишком плохо звучащие тона, которые музыканты называют "волками", а интервалы - "кривыми", и немного снижается консонантность некоторых хорошо звучащих тонов. Такие действия получили характерное название "размазать звук по звукоряду". Чуть ли не со времён Пифагора идёт речь о пресловутой комме, акустические "излишки" которой некуда расположить, в конце октавы фортепиано нет им места, нет для них ноты. Нотам звукоряда добавляют по чуть-чуть и это почти незаметно на слух. Но созвучия, как говорят музыканты, таким способом не очень исправишь, не выпрямишь. Некоторые музыканты даже ратовали за возвращение к натуральному строю без РТС.

Причина недостаточности в соразмерности кроется в том, что цикл октавы у фортепиано является неполным по количеству нот. Поэтому циклы (октавы) соединяются механически, а не гармонически. В этом причина наличия недостаточного количества консонантных интервалов (в основном октава, квинта и кварта).

Музыканты давно пришли к выводу, что надо изменить положение дел. Но как? Наметились основные два пути.

Первый путь - это увеличение нот в октаве. Новое количество предлагалось методом проб и ошибок. Было предложено авторами от 14 до 100 нот в октаве. Но ни один из вариантов не был принят музыкальным сообществом для широкого применения. На октавах с большим количеством нот в октаве не удобно играть. Не была доказательным образом определена та основа, музыкальная единица музыки, которая бы стала исходной нормой, основой, и от которой в электронных инструментах можно бы было кратно увеличивать и получать любое разумное количество необходимых звуков.

Второй путь - это поиски соразмерности математическим способом использования дробей. Предлагалось большое количество вариантов в соотношениях с использованием большого количества цифр. Этот способ тоже не привёл к определению единой универсальной основы новой октавы для всей музыки в звукорядах с РТС. Для примера в описании заявки я предлагала ознакомиться с таблицей данной в интернете "Музыкальные интервалы": https://maximals.ru/articles/intervals/
Таких интервалов в таблице приведено в количестве 365. Этот экспериментальный путь не отличается, по большому счёту, от исследований Пифагора, который брал не фактические значения в герцах, а абстрактные (математические) соотношения в интервалах, искал путём цифрового поиска - свою знаменитую цифровую музыкальную гармонию. Современные исследователи лишь расширили эти поиски, дав очень большое количество значений. И это не предел. Можно до бесконечности предлагать эти значения. Но зачем? Один, два или три "идеальных" интервала не решат проблемы. Необходимо рассматривать вопрос в целом, в компактной системе, которая, в свою очередь, через основу даст частные проявления. В большом количестве разрозненных предложений интервалов трудно разобраться. Зачем нужен, например, такой, данный в таблице интервал: 19383245667680019896796723 / 19342813113834066795298816 (1,00209031), который получил название Mercator's comma меркаторова комма?
 
Автор предложила построить новую октаву, используя модуль десятичной системы счисления (ДСС) и открытый мною ранее, Закон десятичной матрицы (ДМ), его ещё можно назвать объективным Законом универсального цикла. Такой способ модификации октавы можно обозначить словом "упорядочивание". Слово несёт в себе положительное значение улучшения в сторону большего порядка и качества, имеет характер эволюционного шага.

Десятичная система счисления используется повсеместно. Модуль ДСС имеет 10 цифр от нуля до девяти (0123456789). Нет других цифр в нашем мире. В системах счисления, двенадцатеричной, шестнадцатеричной и др., используются всё те же 10 цифр плюс буквы, или какие-то дополнительные знаки. Мир по своей природе является цифровым. Нет ни одной области, где бы не использовалась ЦИФРА и десятичная система счисления. Модуль ДСС, как компактный перечень 10-ти видов цифр, является универсальным и применяется широко.

Общеизвестно, что 10 цифр модуля ДСС используются в трёх случаях:
1) цифры модуля могут использоваться и как числа;
2) цифры модуля могут использоваться для создания бесконечного количества чисел;
3) цифры модуля могут использоваться в порядковом подсчёте для получения бесконечного ряда порядковых числительных.

Мною был открыт четвёртый вариант использования десяти цифр модуля ДСС. Позиционирую это пришедшее мне понимание как открытие. Открытием можно назвать явление, когда что-то существует объективно, но человек это не понимает, не осознаёт, а потом приходит к пониманию этого объективно существующего явления.

Четвёртый вариант использования модуля ДСС применяется в универсальном цикле. Циклы идут один за другим. Открытие я назвала термином ДМСС («Десятичная матричная система счисления») или коротко ДМ («Десятичная матрица»).

Способ предложенный мною усовершенствовать невозможно, т.к. невозможно усовершенствовать Закон ДМ.

ДМ – это Закон, выражающийся феноменом «потери» девятки в цикле при использовании минимума имеющихся в модуле цифр (их всего десять от нуля до девяти). Исчезновение девятки, которая, конечно, существует при использовании модуля в выше перечисленных трёх случаях, является универсальным объективным признаком цикла, который невозможно опровергнуть.

Понимание Закона ДМ и легло в основу изобретения. Ранее авторы предлагали музыкальному миру своё авторское видение звукоряда или конкретного инструмента с определённым количеством нот в октаве («чем больше, тем лучше»). Они считали, что чем больше нот в октаве, тем больше в этом количестве имеется консонантных созвучий. Для модификации универсальной октавы 7/12 может применяться только универсального характера основа (модуль ДСС и Закон ДМ). Модуль – самодостаточен, в нём находится оптимальное количество цифр. Закон ДМ – производен и чётко соответствует модулю.

Согласно Закону ДМ или универсального цикла, в белой диатонике (белые клавиши первого ряда) к семи нотам фортепиано до ре ми фа соль ля си добавляется 8-ая нота йо. В построении лактавы имеется 9 цифр. ДМ, при условии построения модифицированной октавы с использованием полного модуля из 10 цифр, характеризуется феноменом "потери" девятки: девятый по счёту этап становится в новом цикле снова первым этапом.

В хроматическом ряду ноты удваиваются (8 + 8 = 16), такое удвоение необходимо произвести согласно тому, что в Законе ДМ имеются 8 этапов в цикле, к которым добавляются 8 дополнительных этапов с противоположным значением. В музыке основным 8-ми этапам цикла соответствуют 8 нот первого ряда до ре ми фа соль ля си йо и 8-ми дополнительным этапам - 8 нот второго ряда.

Равное количество нот в первом и втором рядах даёт соответствие нот по гармоничности и в дальнейшем возможность создания нового типа нотации (нотной записи на 3-х или 3 + 3 линейках нотоносца). Циклы октав в новой системе - полные. Полнота цикла в одной октаве соединяется с полнотой в цикле в следующей октаве, так как используется полный модуль ДСС. Транспонировать и модулировать звуки в отдалённые тональности (перенос мелодии выше/ниже по диапазону) можно будет осуществлять точнее, чем у фортепиано, именно из-за того, что в силу полноты цикла октавы, РТС будет характеризоваться большим совершенством.

Ноль располагается между циклами (октавами): сначала идут 8 нот белой диатоники, затем - переходный условный ноль между циклами, затем 8 нот следующей октавы. Если октавы написать в виде таблицы рядами снизу вверх, распределяя ноты слева на право, то после 8-ми нот первого уровня таблицы, если ноты условно проигрывать как гамму, далее палец повисает (это аналог нуля), на втором уровне таблицы проигрывание следующей октавы опять начинается с первой ноты до.

Уровни показывают циклы (матричное понятие) с соединением циклов через ноль (в "нуле" происходит комплексная обработка всей информации полноты цикла и происходит переход к новому циклу). Пока не закончится последний этап предыдущего цикла октавы (полный комплект нот в октаве), не должно быть перехода к новому циклу. Для сравнения, пока не закончится на часах последний час суток, не будет перехода к первому часу следующих суток.

Таким образом, способ модификации современной классической октавы фортепиано, предложенный по модулю ДСС и Закону ДМ, предлагает новую схему (программу, матрицу, основу) октавы с убедительным доказательством почему и как надо изменить имеющуюся музыкальную единицу - октаву фортепиано. В дополнительном документе "Математическое доказательство" на примере геометрических рисунков наглядно показана недостаточность октавы фортепиано.

Способ модификации классической октавы предъявлен миру впервые. До этого авторы предлагали авторские звукоряды с тем или иным количеством нот в октаве в отрыве от изменения исторически сформированной октавы, вне исторического аспекта и универсального закона для универсальной октавы, музыкальной единицы. Каждое такое предложение для звукорядов с РТС можно охарактеризовать словом "отсебятина". В слепую предлагали то или иное количество нот в октаве, а потом - "давайте послушаем как это будет звучать". Такой подход можно назвать бессистемным.

В изобретении речь идёт об октаве не как об устройстве, а как о музыкальной единице принадлежащей всей музыке (многим устройствам, многим музыкальным инструментам). Модифицируется универсальная октава, которой более 2000 лет, универсальным Законом ДМ, она не совсем материальный объект (как типичное устройство) и, к тому же, октава не имеет специального индекса международной патентной классификации (МПК).

Сначала надо понять обезличенную схему (почему надо сделать 8 нот в первом ряду и 8 нот во втором ряду), т.е. разобраться с количественным аспектом, а потом уже переходить к качественному (тоновому) измерению октавы/лактавы, насыщать схему звуком. Об этом и пойдёт речь в следующей части.