Зачем США кинули Францию с АПЛ для Австралии

Руслан Хаджоков 2
Зачем США кинули Францию с АПЛ для Австралии
---

Недавно разразился международный скандал из-за срыва контракта на поставку подводных лодок для ВМФ Австралии. Международный тендер на строительство 12 ДЭПЛ для Австралии выиграла французская судостроительная корпорация DCNS. Но ей было отказано в исполнении контракта. Макрон и МИД Франции долго горевали и возмущались «об ударе в спину» со стороны американцев по факту разрыва контракта. И было отчего. Сумма контракта была от 66 до 90 млрд. долларов.

Королевский Австралийский ВМФ на данный момент имеет шесть ДЭПЛ типа «Collins», срок службы которых истекает уже к 2026 г. Для их замены и был объявлен тендер, который  выиграла французская компания DCNS (Direction des Constructions Navales), одержав уверенную победу над Германией и Японией. Согласно подписанному в апреле 2016 г. соглашению между Францией и Австралией DCNS должны были поставить австралийцам 12 новых ДЭПЛ неназванного тогда проекта.

Позже стало известно - какого проекта и про другие подробности соглашения. Это дизель-электрические подводные лодки типа Shortfin Barracuda Block 1A (неатомный вариант многоцелевых французских АПЛ проекта Barracuda), первоначально оцененных в 31 млрд. евро (или в 35,8 млрд. долларов), на австралийские деньги - 50 млрд. австралийских долларов. Лодки должны были начать строить в 2023 г. на военно-морской верфи в Аделаиде (Австралия). Однако в мае 2020 года у австралийцев возник ряд вопросов к французской стороне. Выяснилось, что с учетом инфляции и изменении обменных курсов создание 12 подлодок обойдется австралийцам в сумму почти в 2 раза превышающую ранее оговоренную в контракте. Не менее 56 млрд. евро (или 66 млрд. долларов), это примерно равнялось 90 млрд. австралийских долларов, что совсем не обрадовало Канберру. Более того, когда стало ясно, что французы не торопятся расставаться с ключевыми технологиями производства подлодок и передавать их австралийской стороне, то итог «сделки века» таков: в сентябре 2021 г. контракт расторгнут, т.к. американская сторона предложила австралийцам куда более выгодные условия.

США обязуются до 2036 года передать Австралии первые из восьми атомных многоцелевых подводных лодок. Как заявил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, для строительства атомного подводного флота будет использована военно-морская верфь в Аделаиде, где французская Naval Group должна была построить дизель-электрические субмарины в рамках разорванного соглашения между Австралией и Францией. Строительство подводных лодок в Аделаиде не повлияет ни на одно из международных соглашений Австралии о нераспространении ядерного оружия, поскольку реакторы прибудут в Австралию уже с ураном, и их не нужно будет заправлять ураном в течение всего срока службы. Ранее в администрации 46-го президента США Джо Байдена сообщали, что США решили передать Австралии технологии строительства подводных лодок с ядерными силовыми установками, «чтобы ее подводные лодки можно было развертывать на более продолжительное время, чтобы их ход стал тише, чтобы они стали намного более совершенными, позволяя вновь созданной AUKUS обеспечивать и укреплять сдерживание во всем регионе». Сумма сделки при этом не раскрывается, но она сопоставима разорванной.
---

А 8 октября с.г. весь мир облетело сообщение, что американская АПЛ «Коннектикут» во время подготовки к учениям в Южно-Китайском море, находясь в подводном положении, столкнулась с неизвестным объектом, в результате чего получила повреждения. а 11 моряков получили травмы легкой и средней тяжести. Причем само происшествие произошло еще 2 октября в нейтральных водах.


Справка: USS Connecticut (SSN-22) многоцелевая подводная лодка, вооруженная торпедами, противокорабельными и крылатыми ракетами. Ее основная задача – борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника, для чего она имеет на вооружении до 50 торпед или до 50 противокорабельных ракет Harpoon. Кроме того, она может нести и до 50 крылатых ракет Tomahawk для нанесения ударов по целям на суше, а также в ее задачи входит ведение разведки, наблюдение и патрулирование. Является вторым кораблем проекта «Сивулф II».

«Seawolf» (с английского -;«Морской волк») – серия многоцелевых атомных подводных лодок (МПЛАТРК) 4-го поколения ВМС США, построенная на верфях компании General Dynamics Electric Boat Corporation в 1989-98 гг. МПЛАТРК означает, что запуск имеющихся у них на вооружении крылатых ракет производится через торпедные аппараты (ТА), ракетные шахты с ПУ вертикального пуска для этого не используются, в классификации НАТО серия обозначается аббревиатурой SSN. Серия разрабатывалась в ответ на появление на советском флоте субмарин нового поколения пр. 971 Щука-Б и должна была прийти на смену подводным лодкам типа «Los Angeles». Основным их преимуществом перед уже имеющимися АПЛ являлось радикальное снижение шумности. Это было достигнуто путем применения звукоизолирующего покрытия нового поколения, отказа от винта в пользу водометного движителя, разработанного в Великобритании для субмарин типа «Трафальгар», внедрения новейших гидроакустических средств.

Первоначально для замены устаревших АПЛ типа «Лос-Анжелес» планировалась постройка серии из 30 субмарин типа «Морской волк», но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния» и число планируемых к постройке АПЛ сократили до 12, а после распада СССР, когда в строительстве находился только головной корабль проекта, обсуждалось даже прекращение строительства серии. В итоге состав серии был ограничен тремя кораблями, которые оказались самыми совершенными по комплексу характеристик и самыми дорогими субмаринами из всех построенных ранее. Лодки получили тактические номера, не вписывающиеся в принятую в США систему обозначения АПЛ. Тактический номер SSN-21 лодки «Seawolf» означает, что «Сивулф» – лодка XXI века: 1) SSN-21 «Seawolf» (заложена – в 1989, спущена на воду – в 1995, в строю с – 1997), 2) SSN-22 «Connecticut» (заложена – в 1992, спущена на воду – в 1997, в строю – с 1998), 3) SSN-23 «Jimmy Carter» (заложена – в 1998, спущена на воду – в 2004, в строю – с 2005). Стоимость серийной лодки – 4,3 млрд. долл.

---

А теперь немного порассуждаем и подсчитаем. Кто-нибудь задавался вопросом, а не слишком ли дорогие были бы французские ДЭПЛ для ВМФ Австралии? Если разделить 66 млрд. долл. на 12 лодок, то обычная многоцелевая ДЭПЛ французского производства должна была обойтись Австралии в 5,5 млрд. долл. Что она собой как боевое средство представляет? А, собственно, никто точно и не знает. Проект Shortfin Barracuda Block 1A разрабатывался специально для Королевских ВМС Австралии, является неатомным вариантом французских атомных многоцелевых субмарин проекта Barracuda. Т.е. в корпусе АПЛ французского проекта атомная силовая установка заменятся на дизель-электрическую. Довольно рационально – не нужно создавать новый корпус для новой подводной лодки, используются старые наработки. Известно только подводное водоизмещение ДЭПЛ - 4750 тонн, длина 100 м, глубина погружения 350 м, подводная скорость 20 узлов, экипаж 60 чел. Она должна была бы стать самой большой из всех имеющихся ДЭПЛ в мире. Имеющиеся на вооружении австралийских ВМС ДЭПЛ типа «Коллинз», спроектированные в 1987-89 гг шведской фирмой Kockums по заказу ВМФ Австралии, имеют подводное водоизмещение 3353 тонны, при длине по КВЛ 77,8 м. Японские ДЭПЛ типа «Сорю», которые имеют ВМС Японии, имеют подводное водоизмещение 4200 тонн, при длине по КВЛ 84 м. Российские дизель-электрические подводные лодки пр. 636.3 «Варшавянка» имеют подводное водоизмещение 3950 тонн, при максимальной длине по КВЛ 73,8 м. При этом цена российских ДЭПЛ в районе 300 млн. долларов (в экспортном исполнении). Сравните с французскими «Барракудами»!!

Даже оригинальные французские атомные подлодки этого класса Suffren Barracuda, послужившие прототипами для Block 1А, стоят в несколько раз дешевле. Это новейшие французские АПЛ, которые должны прийти на смену  французским АПЛ типа «Рюби». 6 ноября 2020 года передана флоту первая головная лодка этой серии Suffren. Серия рассчитана на шесть многоцелевых АПЛ. Все они строятся по программе «Барракуда», по которой в период 2007-29 гг французский ВМФ должны пополнить новые АПЛ типа «Сюффрен» и новые ДЭПЛ типа «Атака» (не экспортный вариант Block 1А). Стоимость шести АПЛ типа «Сюффрен» по контракту 7,9 млрд. евро. Из чего можно сделать вывод, что одна атомная подлодка обойдется французскому правительству в 1,31 млрд. евро (или 1,53 млрд. долларов). Почему тогда австралийскому правительству обычные ДЭПЛ французского производства должны были обойтись почти в 4 раза дороже - не понятно.

Например, многоцелевые АПЛ типа «Лос-Анджелес», (28 лодок этого типа до сих пор в составе ВМФ США), имеющие на вооружении, помимо торпед и противокорабельных «Гарпунов», еще и крылатые «Томагавки», обошлись всего в 220 млн. долл. (в ценах того времени). Пусть это устаревшие АПЛ, вошедшие в состав ВМФ в период с 1976 по 1996 гг. Но новейшие многоцелевые АПЛ 4-го поколения типа «Вирджиния», пришедшие им на смену, в зависимости от комплектации стоят от 1,8 млрд. до 2,7 млрд. долларов. Это новейшие американские  АПЛ. 19 из них уже в строю, а всего планируется построить от 30 до 48 АПЛ этого типа. Все они оснащены ядерными силовыми установками, несут по 26 торпед и по 12 КР «Томагавк» (на Block V будет до 24 КР). Почему французские ДЭПЛ оказались вдвое дороже американских АПЛ - загадка. Стоит ли удивляться, что австралийцы от них все же отказались.
---
О затратах на ВМФ США и стоимости кораблей.  Самым крупносерийным надводным кораблем в составе ВМФ США является эскадренный миноносец УРО 4-го поколения типа «Эрл Бёрк». С 1988 года они их построили уже 68 ед. Первый из них вошел в состав флота в 1991, последний в сентябре 2020 года. На данный момент в строительстве находятся еще 6 ед. и запланировано к постройке еще 15 ед. Итого будет 89 ед., но я думаю, американцы на этом не остановятся. Строят их всего два завода, но они работают как часы и спускают со стапелей по 2-3 эсминца в год. Это очень хороший боевой корабль с управляемым ракетным оружием (УРО), способный нести от 56 до 96 зенитных ракет ПВО и КР «Томагавк» дальностью полета 2,5 тыс. км, которые по необходимости могут быть оснащены и ядерным боезарядом. За это время проект «Эрл Берк» уже прошел три модернизации (I, II и IIА серии), каждая больше предыдущей по водоизмещению (8448 тонн, 9073 тонны и 9648 тонны соответственно) и более совершенная по вооружению. С 2016 года начато производство новой улучшенной четвертой модификации – серии III, по которой будет построено еще 24 корабля. На этом не останавливаются, проектируют новые корабли, еще более совершенные, но и более дорогие.

Так, логическим продолжением эсминцев УРО 4-го поколения типа «Эрл Бёрк» стали эсминцы УРО типа «Зумволт», это эсминцы уже 5-го поколения и оснащенные теми же «Томагавками» (до 80 шт). При водоизмещении 14 797 тонн экипаж его вдвое меньше, чем на «Эрл Бёрк» (148 чел против 380 чел на эсминцах серии IIА). При этом цена головного эсминца перевысила 4,4 млрд. долл. («Эрл Бёрк» идут по 1,7 млрд. долл. серийные и 2,2 млрд. долл. головные в серии), поэтому Конгресс США подрезал мечты и хотелки военного ведомства, и вместо запланированных 32 ед. эсминцев типа «Зумволт» их всего 3 (два в строю и третий строится), а постройку 29 отменили. Конгресс при этом был непреклонен – денег нет, бюджет не резиновый! И аргумент выкатили поистине железобетонный – старые АПЛ класса «Огайо» при более высокой скрытности могут нести в 2 раза больше крылатых ракет (154 против 80) и их переоборудование под эти цели стоит в 2 раза дешевле. Поэтому хваленный и многообещающий проект эсминцев УРО типа «Зумволт» накрылся женским детородным органом, и воякам ничего не оставалось, как продлевать сроки эксплуатации старых эсминцев 4-го поколения, которые до 2035 г будут составлять основу ВМФ США (до начала массового вывода из состава флота эсминцев II серии).

Из всего вышесказанного можно предположить - американцы решили за счет австралийского бюджета нарастить свои военно-морские возможности (все равно враг один – НОАК, точнее ВМС КНР), и какая разница, кто из союзников по AUKUS с ним будет воевать? Вы, наверное, еще не забыли - знаменитые многоцелевые АПЛ 4-го поколения типа «Сивулф» тоже попали под сокращение. Программа их строительства была свернута на третьем экземпляре из-за дороговизны (4,3 млрд. долл. за единицу!). Но спустя 20 лет хитрый Байден решил, раз Конгресс США деньги на строительство новых «Сивулфов» не дает, почему бы их не позаимствовать у австралийских друзей? Тем более, им явно некуда девать 66 млрд. долларов, а новые подлодки срочно нужны взамен стареющих «Коллинзов». Заодно и утереть нос Макрону, чтобы знал свое место и не нес ахинею насчет смерти мозга НАТО. И ВМФ Австралии, начиная с 2036 года пополнят именно восемь многоцелевых АПЛ типа «Сивульф». Из чего можно сделать последний вывод, что слухи о скорой смерти Америки, как и ее денежной единицы, пока сильно преувеличены. Они нам еще попортят жизнь.