Другой взгляд. Зарисовка

Лидия Львовна Васильева
- Я вчера вернулся из Москвы, был на творческом вечере Николая Гумилёва. Человек принял решение, которое, с моей точки зрения, умным не назовёшь: в августе 1921 года Гумилёва арестовали по обвинению в участии в антиправительственном заговоре «Таганцево» в числе 56 человек. Через три недели ему был вынесен приговор – расстрел. За день до расстрела всех выстроили и спросили, кто поэт Гумилёв Николай Степанович.  Поэт сделал шаг вперед и услышал, что оправдан. Он мог остаться жить, но узнав, что товарищи приговорены к смертной казни сказал:

- Тогда я, Гумилёв Николай Степанович, не поэт, а офицер, разделю участь своих товарищей.

Приговор был исполнен на следующий день.

- Почему Вы решили, что это напрасное решение?

- Человек и так живёт очень мало, надо использовать любую ситуацию себе во благо. Он же не спас никого своей смертью, значит, она напрасна.

- Для русского офицера спасение своей жизни, когда гибнут товарищи, было недопустимо: он не смог бы жить с этой мыслью.

- Самое ценное для человека – собственная жизнь. И человек не должен ею жертвовать во благо кому или чему-либо.

- А если бы Вас поставили перед выбором, Вы смогли бы пожертвовать своей жизнью ради матери, жены, дочери?

Ученик вспыхнул от негодования:

- Это не равнозначное сравнение. Конечно, я бы пожертвовал своей жизнью ради родных людей.

- А теперь подумайте: русский офицер Родину воспринимал как мать.

   С. задумался, опустил голову, а потом сказал:

- Спасибо. Я никогда не думал о том, что страну, отечество можно воспринимать как мать, как дочь, как жену. Я запомню сегодняшний разговор.