Н. Чупиро. 3. Будни серийно-кострукторского отдела

Александр Соханский
       Текст печатается по разрешению Николая Леонидовича Чупиро
       с его цифровых черновиков без купюр и редактирования,
       за исключением правки машинных опечаток.
       Авторские названия глав сохранены.
       Текст первоисточника здесь отмечен двойными кавычками.

       Иллюстрации из архива Александра Соханского


       ««Серийно-конструкторский отдел на предприятии предназначен для технического сопровождения выпускаемых изделий. Завод № 18 строился для выпуска бомбардировщиков ТБ-3 (АНТ-6), разработанных АГОС-ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Огромный 4-х моторный самолет с длиной фюзеляжа 24 метра,  размахом крыльев 42 метра, имел массу более12,5 тонн, а полетный вес 24 тонны (см.рис.в центре – прим. А.С.).
       Какую же массу техдокументации необходимо было переработать для обеспечения основных цехов завода при подготовке производства такой махины!
       Москалев (см.фото, начало 1930 гг. – прим.А.С.) вынужден был выполнять не только свои прямые обязанности заместителя начальника отдела, но и прихватывать время для САМ-5. Проверка чертежей, инструкций, технических условий, программ испытаний и другая текущая работа требовала постоянного напряжения сил. Созданное на заводе № 18 в 1932 году молодежное конструкторское бюро после окончания работы над САМ-5, приступило к строительству САМ-5 бис (см.рис.справа – прим.А.С.).
 
       С 1933 года ТБ-3 пошел в серию. Первоначально на самолете стояли двигатели М-17, шасси имело по два колеса на тележке. Изменения в конструкции требовали проводить изменения и в чертежах. После удачных испытаний двигателей М-34 конструкции А.А.Микулина они были поставлены на ТБ-3, существенно увеличив его энерговооруженность и скорость.
       На предприятии для проверки качества выпускаемых самолетов была создана военная приемка. Это была еще одна «головная боль» для Москалева. Когда в 1933 году на заводе опытных конструкций в Москве был построен самолет для установления рекорда дальности полета АНТ-25 (РД), он заинтересовал военных.  Его решили выпустить небольшой серией под маркой дальний бомбардировщик ДБ-1 (АНТ-36). Изготовителем определили Воронежский завод № 18. Из 18 построенных машин представители заказчика приняли только десять. Была сформирована бригада дальних бомбардировщиков, просуществовавшая несколько лет. Скорость в 200 км/ч была слишком мала для конца 30-х годов, и самолеты пошли на мишени для полигонов.

       Построенный Туполевым бомбардировщик ТБ-4 не дошел до стадии серийного производства.
      
       Москалеву с коллективом СКО довелось готовить рабочие чертежи самого большого самолета начала 30-х годов «Максим Горький». Этот восьмимоторный самолет был построен как флагман агитэскадрильи к юбилею писателя М.Горького. В 1934 году в одном из полетов сопровождавший его истребитель И-5, при неудачном маневре задел крыло гиганта и произошла катастрофа.
       Дублер, имевший индекс АНТ-20 бис (ПС-124), был построен и летал на трассе ГВФ Москва - Минеральные Воды до 1942 года.

       В дальнейшем завод № 18 серийно строил самолеты авиаконструктора К.А.Калинина, дальние бомбардировщики ДБ-3, штурмовики Ил-2 С.В.Ильюшина до эвакуации в октябре 1941 года в Куйбышев.

       Весной 1935 года молодежное КБ под руководством Москалева завершило доработку САМ-5 бис и предъявило его на государственные испытания. Испытания прошли успешно, был получен заказ на серию в санитарном варианте.

       В октябре 1936 года летчик Фиксон на САМ-5 бис установил мировой рекорд дальности для класса легких самолетов, пролетев без посадки 3200 км за 25 часов. В награду Москалев получил от начальника Глававиапрома мотоцикл.

       В декабре 1936 года молодежное КБ было преобразовано в Опытное Конструкторское Бюро (ОКБ-31) во главе с Главным конструктором А.С.Москалевым. ОКБ-31 переехало в помещения железнодорожного техникума, который было решено перепрофилировать в авиатехникум, а Москалев одновременно назначался заместителем директора техникума.

       На завод № 18 из Харькова переезжало ОКБ конструктора К.А.Калинина для подготовки серийного производства своего детища - самолета К-7»».


       Продолжение: «Н.Чупиро. 4.Самолёт САМ-5-бис» - http://proza.ru/2021/10/21/623