Слово истины

Аркадий Боцман
Эти события произошли в двадцатом веке, когда рыбаки,
живущие во Владивостоке, имели еще возможность радоваться, что
имеют на руках билет на паром до острова Русский.
С большим трудом Арсений, пожилой и благословленный христианин,
показав в давке билет контроллеру, пробрался по трапу в большой
верхний салон парома. Он решил праздник устроить себе – порыбачить
на льду в престижной бухте и пообщаться с друзьями и с природой. Он
был человеком, которого все любили и искали с ним общения. Почему?
Потому что благословление Божие было на нем и оно же
распространялось на всех, с кем он общался. Погода – лучшей не бывает.
Шум, гам, рыбаки и пассажиры рассаживались по группам и интересам.
Когда паром тронулся, один из рыбаков, сидевший рядом с Арсением,
сняв шапку и вставши, кратко помолился.
В нашей атеистической стране редко такое можно увидеть. Многоголосый
смех и унижающие человека слова «темный», «невежественный» создали
атмосферу недружелюбия и разделения.
Арсений вступился за него, стал доказывать ошибочность их мнения, и что
они не имеют нравственного права смеяться над верующим человеком.
Тогда один из пассажиров, назвавши себя профессором, и обратившись к
Арсению, сказал:
- Я удивляюсь, что вы, человек в годах, кажется довольно развитой, живя в
двадцатом веке, в век радио и электричества, в век науки и техники, верите
еще в какого – то Бога, где – то за облаками находящегося, Которого никто
никогда не видел. Ведь это же есть суеверие, фанатизм, которому могут
верить только неграмотные старушки, да малые дети; но как вы можете
верить в подобную глупость. Зачем вам искать чудеса и приписывать их
Богу, когда наука в наш век творит чудеса. Человек разговаривает с другим
человеком и может даже видеть его лицо, вот это чудо из чудес.
Эти слова были сказаны с пафосом и улыбкою на упитанном лице
профессора, он сказал их, привставши и оглядывая пассажиров. По –
видимому, он был вполне уверен, что его слова будут приняты на веру
всеми слушателями, которых было не менее ста человек.
Выслушав его терпеливо, Арсений неожиданно спросил:
- А скажите, пожалуйста, уважаемый профессор, во что вы лично верите?
- Я абсолютно не верю ни во что сверхестественное!
- Таких людей, - сказал Арсений, - которые бы ни во что не верили, на свете
нет!
- Я не верю в Бога!
- Кто же по – вашему, создал мир и человека?
- Все создала природа, - ответил он.
- Неужели вы верите, что все создала природа?
- Да, верю!
- Но вы же, спокойно возразил Арсений, - верующий, как и я.
Позвольте, позвольте, - говорит, какой же я верующий?
- Да, - говорит Арсений, - если вы заявляете, что природа все создала, то
ясно, что вы это принимаете на веру. Мы оба верующие, но предмет веры у
нас разный. Я верю в живую Творческую силу, которую называют Богом, а
вы верите в неодушевленную, не мыслящую материю. Где же фанатизм и
суеверие; у нас ли, верующих в Бога, или у вас, верующих в природу?
Давайте разберемся!
Слово «верующий» не понравилось профессору. Но Арсений продолжал
беседу, задал ему такой вопрос:

- А верите ли вы в законы природы: в закон всемирного тяготения, в закон
жизни и смерти?
- А кто же в них не верит? В законы природы всякий верит!
- Как же вы, веря этим законам, можете отрицать законодателя? Не могли
же законы сами себя создать? А по – вашему выходит природа сама собою
создалась и сами собой создались законы. Где же тут логика?
Ведь всякому школьнику известно, что не бывает следствия без причины;
прежде причина, а потом следствие. А вы утверждаете, что в создании
природы и причин не требуется!
Тогда собеседник Арсения сказал:
- Это все произошло на протяжении миллионов лет, путем различных
сцеплений, обстоятельств, слепых случайных совпадений и т.п. и т. д.
- Да у вас, - сказал Арсений, - огромная вера.
По вашим словам выходит, что вы абсолютно всему верите. Кроме одного,
что единственно заслуживает доверия – это библейское повествование о
сотворении Богом природы с ее законами и человека.
- Теперь разрешите подвергнуть критике вашу веру в природу.
Вы сказали, что «все создала природа». Если так, то она создала и солнце.
Остановимся на данной точке во Вселенной.
Солнце во много тысяч раз больше земли: оно удалено от Земли на 145
млн. километров ( так определили астрономы). Но оно, Солнце, дает нам
свет, дает нам тепло, своими лучами образует осадки, т. е. дождь и снег.
Выходит, что природа создала такую штуку, от которой зависит наша жизнь
на земле, и не только, но и жизнь всего органического мира. Если природа
создала то, что как раз нам и нужно, то она, наверно, знала, что нам
нужно. Выходит, что природа – существо мыслящее, значит она – личность.

Что она мыслила, то видно из того, что она создала, такое уникальное
явление, как Солнце. В чем его уникальность? В том, чтобы оно светило,
грело, поливало, создавало движение атмосферы. Причем, чтобы полить
землю, Солнце своими лучами поднимает миллиарды тонн воды в сутки.
Столько поднимает, сколько нужно ни больше, ни меньше, если перебор в
ту или иную сторону, будет потоп или засуха.
Так же и тепла Солнце дает столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше.
Ибо если даст больше, все погибнет на земле от жары, а если меньше, то
все погибнет от холода. С этой целью оно, Солнце, удалено от Земли на
такое расстояние, какое нужно для развития жизни на земле; и если бы
наша планета приблизилась к Солнцу за указанные ей пределы, то она
вспыхнула, как порошинка. При удалении ее от Солнца, вся жизнь на земле
погибла бы от холода.
Повидимому, великий Зодчий, Творец мира, пользовался так же
математикой, физикой и дал нам способность проводить числовые
измерения пространства, времени и веса.
Все эти факты говорят, что разумно творить может только разум. Творец
знает, что ему нужно. И хотя мы Его не видели, но механика творчества
очевидна для нас.
Не будем же мы отрицать мастера «дизеля» на том основании, что мы его
не видели. Неразумно также отрицать и Творца Солнца на том основании,
что мы Его не видели.
Итак, не слепые случаи создали мир и человека, а разумная творческая
сила, которую мы называем Бог; и достижения науки и техники двадцатого
века нас еще больше убеждают и укрепляют в вере.
Вы гордо заявили о достижении человеческого разума, что человек сам
творит чудеса техники, и это как будто уже исключает возможность чудес
сверхестественных. Наоборот, если человек со своими ограниченными
органами познания, посредством открытия им законов природы, может
видеть и слышать на расстоянии нескольких тысяч километров, то Тот, Кто
создал эти законы, может видеть и слышать все, происходящее в мире,
несравненно дальше и лучше.
Мы верим, что Он, создавший нас, может слышать наши молитвы и может
видеть нашу нужду, как написано в Евангелии; что Он знает, в чем мы
нуждаемся прежде нашего прошения (Матф. 7:7).
Поэтому Вера не есть суеверие и фанатизм, как вы выразились в начале
нашей беседы, так как она основана на неопровержимых доводах разума,
на фактах, малую долю которых я, - сказал Арсений, - вам привел. Она
подтверждена и проверена как научным, так и духовным опытом, а самое
главное, она основана на прямом Божественном откровении, написанным
через пророков и Апостолов.
А вера в природу ни на чем не основана, кроме нелепого предположения,
что она – природа сама себя создала, утверждение, которое хуже и
вреднее всякого суеверия и фанатизма, потому что такая
материалистическая вера ничего не может дать человеку при жизни, и не
может утешить его в скорби и в минуту смерти.
Такая вера приносит один вред. Она разрушает нравственные устои семьи,
общества и государства. Она создала безбожие – корень всех зол и
бедствий.
Отсюда проистекают различные преступления, а они влекут за собой
увеличение тюрем, судов, надзирателей, полиции т. д. , а самое главное,
она – вера в природу отравляет сознание людей как простых, так и
образованных ядом неверия в высшую справедливость.
Не находя в людях справедливость, человек разочаровывается и начинает
их ненавидеть, ненавидит жизнь, делается пессимистом и часто оканчивает
жизнь самоубийством.
Собеседник Арсения не пытался его остановить, а наоборот, внимательно
вслушивался в его доводы; вслушивались также все присутствующие.

Профессор промолвил:
- Да! Видимо есть какая – то неизвестная, непостижимая сила!
Продолжая разговор, Арсений сказал:
- Мы, верующие, и не говорим, что эта сила постижима, наоборот, она
действительно непостижима, как вы сказали; так и написано в Библии, что
разум Его неизмерим (Псал. 146 : 5) и неисследим (Исайя 40 :28).
Но не только Творец непостижим, не постижимы и Его творения, что я и
постараюсь вам доказать, - сказал Арсений.
Вы отрицаете, чудеса Божие, а скажите, пожалуйста, можете ли вы, ученые
люди, измерить пространство и сказать; есть ли где ему начало и конец,
или нет ему ни начала, ни конца? А обследовать Вселенную вы можете?
Вы не сможете этого сделать при всей науке двадцатого века и не можете
сказать ни того ни другого, так как это выше всякой науки.
Есть еще много такого, что недоступно для познания людям науки. Для
примера мы возьмем такое малое творение Творца, как маковое зерно.
Оно так мало, что его легко химику разложить на составные части и
определить, сколько оно содержит в себе жира и белка.
На первый взгляд, кажется, что его легко можно изучить и создать. На
самом же деле оно также недоступно для людей науки, как и для неученых;
наука не может его создать, хотя известно из чего оно состоит.
Почему же нельзя его создать? Потому что, Творец вложил в него закон
жизни (закон питания и размножения), который невидим в зерне.
Поэтому созданное наукой зерно будет мертво. Оно не будет расти и не
принесет плода.
Маковое зерно есть такое же непознаваемое чудо из чудес, как и многое
другое.

А между тем естественное зерно, посаженное в землю, может принести
плод в тысячу зерен.
Какая же жизненная сила вложена в такое крошечное зерно! А сколько
таких чудес есть в природе, им нет числа, и как же можно их отрицать.
Недаром немецкий философ Кант говорит, что «вещь сама в себе не
познаваема»!
А сколько экспериментов производят люди науки, чтобы искусственным
путем создать клеточку, как фундамент под материалистическое
понимание происхождения жизни на земле.
Но напрасный труд! До сих пор ни одного организма, даже самого
простейшего, как амеба, искусственным путем наука не создала.
Так написано, «человек, ты не можешь сделать хотя бы один волосок на
голове своей белым или черным». (Матф. 5 :36).
Он, создавший мир, дал всему назначение и дал законы природе (Исайя
45:12).
Вот почему мы молимся Ему, ибо мы видим и чувствуем попечение о нас
нашего Отца, Который приготовил для нас все необходимое: свет, тепло,
воду, воздух, соль, витамины и многое другое, без чего мы не могли
существовать и самое малое время.
Мы люди все иждевенцы, так как, придя в мир, мы ничего не принесли, а
всем пользуемся. Мы живем в Его доме, пользуемся Его дарами:
освещением, отоплением, водой и пищей и многим другим, и вся наша
жизнь зависит от Него.
Отними Он от нас одно из своих благ, и мы не сможем существовать и
самое малое время. И когда мы отправляемся в дальнюю дорогу, то также
молимся Ему, чтобы Он сохранил нас от опасности и дал бы нам
возможность благополучно совершить путь.

Поэтому человек этот, который помолился, отправляясь в путь, ближе к
истине, чем вы, человек ученый, а посему он ближе к Богу.
Вас наука не приблизила к Богу, а удалила от Него. Но верующий человек
душой своей чувствует и ощущает Бога в сердце своем, как малое дитя, не
имея еще ясного сознания, находясь на руках матери и питаясь ее грудью,
чувствует заботу и попечение своей матери.
Что же касается и наук, то разница будет невелика между ученым и
неученым человеком, так как знания их обоих ограничены, они оба больше
не знают, чем знают.
Вот почему я сказал в начале нашей беседы, что вы не имеете
нравственного права смеяться над верующим человеком.
И когда паром подходил к месту назначения и замедлил ход, стали
прощаться. Все, слушавшие эту беседу, горячо благодарили Арсения,
пожимая руку.
Профессор:
- Вы много оригинального сказали нам. Беседу я считаю полезной!
Выразив, друг к другу самые лучшие пожелания, они расстались друзьями.

Послесловие
Чудес Божиих, которые окружают нас, и которым нет числа, потому не
замечают люди, что они привыкли к ним, они их видят ежедневно, и
потому часто повторяющееся чудо в их очах перестает быть чудом. Так
люди привыкают к этим чудесным явлениям, что им кажется, что ничего тут
нет чудесного и все естественно и понятно. Как, например день и ночь. Но
может ли человек ясно понять и представить себе огромный шар – Земля
летит в пространстве в неведомую даль с быстротою пушечного ядра, и
каждые сутки оборачивается вокруг своей оси, со всеми своими морями и
океанами, со всеми своими обитателями, и так незаметно, как будто земля
стоит неподвижно на месте.
Или другое – часы. Чем мы измеряем время: дни, недели, месяцы, годы,
столетия и тысячелетия? Солнце! Это часы – измеритель времени, и часы
самые верные. Возьмем, например (для прверки их) запишем долготу дня и
ночи, скажем 1-е августа. Через год 1-е августа снова долготу дня и ночи, и
что мы увидим? Долгота дня и ночи будет та же, что и год назад.
О чем это говорит? О том, что часы точны, не спешат и не отстают. Это
подтверждает , что в природе все создано разумно и целесообразно.
Человек будет и дальше открывать новые законы природы, но сам человек
не может ни создать их не изменить.
Разве Архимед создал закон, названный его именем? Разве Ньютон создал
закон всемирного тяготения, названный его именем?
Нет, они только открыли эти законы и научили людей пользоваться ими. То
же самое можно сказать и о других законах.
Человеческие законы создали люди. Законы же природы люди создать не
могли, за этим стоит Бог – Творец. Так и написано в библии: «Я сотворил
землю, создал на ней человека. Я, Мои руки распростерли небеса, и всему
воинству их дал закон Я» (Исайя 45:12).

Примечание:
В основу этого повествования положена статья «Бог и природа», автор
Бондаренко П. , написанная в тридцатых годах двадцатого столетия.

19.10.21 г.