Космонавт из Краснодара. Газета Кубанские новости

Галина Щукина
Пишет Вам Г.А.Щукина, вдова летчика-испытателя Щукина Александра Владимировича.

10.10.1996г.

Я в Краснодаре недавно, приехала к родителям. Перебирала газеты "Кубанские новости" и обратила внимание на статьи Ю.Александрова.

Вы пишете о Е.Шварце, о Есенине, о космонавтах и обо всем интересно и с любовью.
Ваше упоминание о "Дереве дружбы" заставило вспомнить о добрых временах, когда мы всей семьей отдыхали в санатории "Прогресс" и ездили в музей "Дерева дружбы".
Была на этом дереве и Сашина ветка...

Саша летал на аналоге "Бурана".
Вместе с товарищами работал по программе его автоматической посадки.
Погиб в тренировочном полете на спортивном самолёте...
До поступления в училище Саша с родителями жил в Краснодаре.
Поступил в летное училище, когда ему было 20 лет (на 3-й год после окончания школы одинадцатилетки), затем служба в гарнизоне,  учёба в Школе Летчиков-Испытателей, работа в ЛИИ.
В последнее время жил в городе Жуковском Московской области.

В марте 1996 года я приехала в Краснодар, конечно, на меня нахлынули воспоминания. Здесь мы с Сашей заканчивали школу, занимались спортом (плаванием) у Владимира Дмитриевича Волкова.
Сюда Саша присылал мне письма из училища. Это здесь, в доме на ул.Бершанской,  я доставала их из почтового ящика.
Часть из них я привезла с собой...
Наша дружба начиналась, когда ещё была станция "Спартак". Деревянный бассейн там, по-моему, до сих пор сохранился.
Мы ходили туда на тренировки по плаванию, в основном - дети станицы Пашковской и поселка ТЭЦ: Таня Ржаницына, Наташа Смирнова, Петя Жаботинский, Зоя Панкратова,  Вера Белая, Алик Колотов, сестры Герасимовы, сестры Шубабко и др.
Летом все вместе ходили в походы к морю. До Горячего Ключа ехали на автобусе, а затем шли пешком. Жили в палатках, отдыхали на море, много плавали (выполняли задания тренера).
Потом жизненные пути наши разошлись. Не знаю кто чего достиг в этой жизни...
Саша, прожив всего 42 года, успел сделать очень много.
Он не был избалован  вниманием при жизни, как, впрочем, и после гибели.
Была небольшая статья в "Советском спорте" - "Жизнь и смерть дублера" и в "Подмосковных известиях" - "Реквием по сломанным крыльям".
Вот отрывок из "Подмосковных известий" от 24.04.92г.:
"Вспоминает заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур:
"Одной из самых интересных и сложных работ в ЛИИ и ОКБ им. Микояна была заправка топливом в воздухе знаменитого истребителя "МИГ-25"
Этими полетами занимался в основном шеф-пилот фирмы, Герой Советского Союза Александр Федотов.
У него был лучший результат.
Щукина после определенного этапа испытаний назначили от ЛИИ летчиком облета.
Федотов рассказал ему об особенностях заправки в воздухе. Щукин во время разговора в основном молчал, не задал  ни  одного вопроса. Потом также молча сел в самолет и полетел на заправку...
Когда вернулся, кто-то спросил: " Саша, как успехи?"
"Нормально, - ответил он, - двенадцать подходов - двенадцать контактов!".
Это был результат даже лучший,  чем у самого Федотова.
Надо обладать талантом от Бога, чтобы с первого раза такое сделать"...

Пишу Вам, т.к. у меня сейчас появились время и желание что-то сделать в память о Саше. До свидания. С уважением.

                Г. Щукина.
   г.Краснодар.

P.S. Встретила Анатолия Квочура один раз в 1999г.?, у Зинаиды Туровец, (на годовщине...), смогла (успела) сказать ему "спасибо" и, что он единственный, кто это "вспомнил" о Саше...