Н. Чупиро. 1. Невостребованные крылья Москалёва

Александр Соханский
Текст печатается по разрешению Николая Леонидовича Чупиро
с его цифровых черновиков без купюр и редактирования,
за исключением правки машинных опечаток.
Авторские названия глав сохранены.
Текст первоисточника здесь отмечен двойными кавычками.

Иллюстрация из архива Н.Л.Чупиро.



       ««В 2004 году исполнилось 100 лет со дня рождения авиаконструктора Александра Сергеевича Москалева. Авиационная общественность страны практически не откликнулась на эту знаменательную дату. Между тем, А.С.Москалев, как конструктор, обладал уникальным предвидением в развитии авиационной техники. Окончив физико–математический факультет Ленинградского университета, он, обладая прекрасными аналитическими способностями, использовал математический аппарат при проектировании самолетов.
       Один из первых его самолетов САМ – 5 (самолет Александра Москалева), при той же мощности мотора, как учебный У–2  Н.Н.Поликарпова, превосходил его по скорости, дальности, грузоподъемности. В годы войны Москалев только за счет аэродинамики и увеличения площади крыла смог вдвое (с 7 до 14), увеличить количество десантников в планере А-7 конструкции О.К.Антонова.
       Большинство наших известных авиаконструкторов обучались в академии им. Н.Е.Жуковского, получив инженерное образование. Интуиция в разрабатываемых ими конструкциях преобладала над математикой.
       В середине 30-х годов 20 века А.С.Москалев применил в своем опытном самолете «Стрела» дельтовидное крыло, почти на два десятка лет опередив конструкторов всех стран. Даже летчикам пришлось переучиваться при полетах на этой машине. В дальнейшем все сверхзвуковые самолеты имели такое крыло или его модификацию.
       Более 30 опытных конструкций А.С.Москалева были испытаны в полетах. К сожалению, ни одна из них не пошла в крупносерийное производство. Здесь не было вины Москалева. Другие, пользуясь покровительством высокопоставленных лиц государства, смогли добиться приоритета своим, хотя и менее удачным конструкциям.
       На исходе жизни А.С.Москалев написал книгу воспоминаний о своей работе в авиации, которую назвал « Голубая спираль». Книг о его жизни и деятельности выпущено очень мало.
        Надеюсь, что это издание дополнит информацию о работах этого талантливого авиаконструктора, которые были не востребованы страной.

       Н.Л.Чупиро»»




       Содержание сборника статей «Николай Чупиро. История советской авиации":

       Н.Чупиро - инженер, историк авиации, писатель - http://proza.ru/2021/10/20/534
       Н.Чупиро. 1. Невостребованные крылья Москалёва - http://proza.ru/2021/10/20/838 
       Н.Чупиро. 2. Детство и юность авиаконструктора - http://proza.ru/2021/10/21/415
       Н.Чупиро. 3. Будни серийно-конструкторского отдела - http://proza.ru/2021/10/21/560
       Н.Чупиро. 4. Самолёт САМ 5-бис - http://proza.ru/2021/10/21/623
       Н.Чупиро. 5. ОКБ в авиатехникуме - http://proza.ru/2021/10/21/690
       Н.Чупиро. 6. Творец крылатых «К» - http://proza.ru/2021/10/23/259 
       Н.Чупиро. 7. От Сигмы до РМ-1 - http://proza.ru/2021/10/23/318 
       Н.Чупиро. 8. Противостояние - http://proza.ru/2021/10/24/461
       Н.Чупиро. 9. Лето арктических перелётов - http://proza.ru/2021/10/24/514
       Н.Чупиро. 10. Предвоенные годы - http://proza.ru/2021/10/25/375
       Н.Чупиро. 11. Антология «безмоторной авиации» - http://proza.ru/2021/10/25/427
       Н.Чупиро. 12. Небесные вагоны Заводоуковска - http://proza.ru/2021/10/26/337
       Н.Чупиро. 13. Операция «Антифриз» - http://proza.ru/2021/10/26/418 
       Н.Чупиро. 14. Одиссея сержанта Ильина - http://proza.ru/2021/10/27/291
       Н.Чупиро. 15. Подвиг капитана - http://proza.ru/2021/10/27/317
       Н.Чупиро. 16. Самолёт БИ-1 – от проекта до полёта - http://proza.ru/2021/10/28/528 
       Н.Чупиро. 17. Немецкий задел - http://proza.ru/2021/10/29/396 
       Н.Чупиро. 18. Летающие крылья и безхвостки - http://proza.ru/2021/10/30/266
       Н.Чупиро. 19. Послевоенные годы работы Москалёва - http://proza.ru/2021/10/31/291
       Н.Чупиро и его рассказы об авиации - http://proza.ru/2021/11/01/617

      
       * P.S. Николай Леонидович не оставил общего заголовка своего сборника статей, поэтому его название в данном сборнике является условно-тематическим (прим. А.С.).