Ночь в Трахтемирове. Окончание

Александр Алексеенко 2
       Окончание. Начало в http://proza.ru/2021/10/18/910

       Путешествие продолжилось, но состав нашей группы изменился. Самый младший сладко спал в тени дерева, что раскинуло свои ветви возле точки двести двадцать два. К нему присоединились еще два участника, а остальные, включая меня, отправились по маршруту, предложенному Василием.

       - Тут недалеко, туда и обратно - это километра четыре, обернемся быстро.

       И хотя тема пешей прогулки на этот раз опять касалась вещей из разряда загадочных и мистических, я последовал за остальными. Тропинка вела нас на берег Днепра, где Василий хотел показать нам еще несколько сильных мест. Вдобавок, где-то там, уже под волнами реки, находились остатки Трахтемировского монастыря.
       Пока мы двигались гуськом друг за другом, я опять погрузился в собственные размышления об истории этого края.

       «Вот был я когда-то беззаботным студентом, - думаю, - жил весело и интересно, а в то же самое время здесь отселяли людей и заполняли громадную площадь водой. Я радовался жизни, кто-то совершал трудовые подвиги, а кто-то со слезами на глазах убирался из родных мест…»

       Да, именно в мои самые счастливые студенческие времена здесь происходили неоднозначные события. Дело прошлое, но иногда думаешь с раздражением: почему тогда люди от власти поступали так бездумно? Велик ли вклад Каневской ГЭС в энергетику страны? И можно ли сравнить эффект от создания водохранилища с ущербом для экологии и со свершившейся бедой простых людей?..
       Потом вдруг вспомнил, что жил когда-то в Средней Азии возле Каракумского канала, который тоже считался победой и достижением советской власти. А что в результате? Аральское море высохло, а в пустыню возле Ашхабада влили миллионы тонн пресной воды, от которой отдача, по моему представлению, минимальная. 

       В середине семидесятых годов из района будущего Каневского водохранилища отселили двадцать сел, включая те самые Зарубинцы. Ушли под воду места с седой историей. Под волнами скрылись остатки знаменитого монастыря, храмы нескольких сел, могилы воинов и селян.
       Повезло одной церкви из затопленного села Гусинцы, что расположилось на левом берегу Днепра. Возведенная в первой половине девятнадцатого века Спасо-Преображенская церковь стояла на возвышении и благодаря этому спаслась от затопления. Сейчас к ней с правого берега приплывают на моторных лодках, а от левого сделали капитальный мост, которым пользуются посетители: верующие и туристы.

       Церковь восстановлена уже в веке нынешнем и радует глаз не только прихожан. В прошлом году я добрался до нее от левого берега и искренне любовался древним сооружением, разместившегося на аккуратном и ухоженном островке. Все место обустроено с любовью, а окружающая природа и тишина только подчеркивают уединенность места для молитвы.
       В тот день мне пришло в голову, что счастливое возрождение церкви произошло как будто для того, чтобы здесь, на воде, оплакивать погибших в войне и замаливать грехи причастных к затоплению края.

       Мои разрозненные думы прерывает Василий:

       - Мы сейчас увидим два важных места. А точнее, даже три. Не слышали про Марков шпиль? А про линзу?

       Я-то точно не ведал, о чем ведется речь. А мои спутники, как оказалось, были людьми осведомленными.

       - Стоял в том месте в дохристианские времена город, а основателем и главой его был некий Марко. Когда он умер, то его здесь и похоронили. Получается, что это курган, - поведал нам нехитрую историю Василий.
       А потом вдруг строго сдвинул брови:

       - Но подыматься на него нельзя. Так говорят люди знающие. Может случиться что-то нехорошее…

       Потом Василий рассказывал про линзу. Это небольшая круглая выемка с чистым песком, примостившаяся как раз возле того самого Маркова шпиля. Говорят, что с людьми в этой выемке происходят странные вещи: то они выпадают из времени, то проходят в другие пространства.

       Впрочем, я слушал невнимательно. Может быть, чего-то важного или интересного и не дослушал. А прямо так взял и спустился в ту самую «линзу». Никуда меня не занесло, ни в какое другое время, а просто я походил по песочку, поковырял его ногой, да и удалился в свое пространство.
       Но Марков шпиль имеет интересный вид. Будто срезанная верхняя часть чумацкого бриля – аккуратный конус небольшого размера, стоящий на берегу Днепра. Очень похоже на то, что когда-то и кто-то к его созданию приложил руки. Рукотворный Марков шпиль...

       Пока я разгуливал по «линзе», мои попутчики отправились по высокой земляной насыпи к Маркову источнику. Там Василий им рассказывал еще всякие истории о монастыре, о подземных ходах, о спрятанных сокровищах, но я не стану их пересказывать, ибо не пропустил через себя.
 
       «Не романтичный я человек», - ухмыльнулся я, размышляя о типичном наборе историй для туристов.

       В действительности информации я получил вдоволь, и именно той, что нужна была мне. Об этом я думал, возвращаясь со всей компанией назад в лагерь. Да, мы распрощались с Василием и отправились тем же самым путем, которым прибыли на место силы. Обратная дорога показалась более короткой. Мы шли быстро, но не забывали осматриваться по сторонам и вспоминать рассказы нашего гида.
       Вот сейчас видим дикие яблочки и оглядываемся: а вдруг покажется косуля или кабан? Или проходим мимо обрывистого яра, а у меня всплывает в памяти своя история, как здесь в сорок третьем застряли наши танки и немцы сожгли один за другим тридцать экипажей. Вот опять показались «скифские ворота», нам мерещатся за соснами всадники на диких конях и вспоминаются стародавние легенды о кентаврах, которые на самом деле являлись этими самыми скифами...

       Лагерь нас встретил тишиной. Соседей почти не осталось, только ветерок гулял по местам бывших стоянок. Начали собираться и мы. Но обед ведь никто не отменял? Вот этим наша компания дружно и занялась. Дрова, костер, мясо на решетке. Получился праздничный обед, который в ужин не перешел. Августовский день поворачивался на вечер, и нам пора возвращаться.

       В наш автомобиль на обратный путь попросились дети, поэтому тихо не было. Наоборот, вся компания шутила и смеялась в полный голос. А мне все-таки удавалось подумать – где я был, что увидел, и что у меня осталось в памяти.

       Поездка получилась не для релакса. Но она вышла такой, какой бы мне и хотелось. Это поездка для души и ощущений. В голове разложились по полочкам, я на это очень надеюсь, ранние разрозненные и полученные новые знания о загадочном Трахтемирове.
       А еще, стоя на самом высоком месте полуострова, у меня присутствовало ощущение, что рассматриваю иллюстрации к событиям второй мировой войны. И сейчас не могу с уверенностью сказать, что для меня было важнее – стародавняя история или события из двадцатого века. Но я их примирю между собой, это мне по силам.

       А позже, при случае, буду рассказывать своим собеседникам – и молодым, и бывалым – о чудном месте, где удалось побывать этим летом. Рассказывать и надеяться, что вернусь туда в следующем году. Нерассказанные тайны ждут меня.      
      
      
       На фото - Марков шпиль.