Н. Чупиро - инженер, историк авиации, писатель

Александр Соханский
На фотографиях эпизоды жизни Николая Леонидовича Чупиро:
       1. На юбилее 50-летия Тюменского электромеханического завода
       2. Центральный музей ВВС РФ в Монино под Москвой
       3. Музей истории науки и техники Зауралья в Тюмени
       4. Заводоуковский краеведческий музей
       5. На «Поле чудес» у Леонида Якубовича в 2005 году
       6. Большой арбуз от гостя
       7. Встреча воспоминаний
       8. Визитная карточка

       Фото Александра Соханского (кроме 2 и 5)


               

       ОТ АВТОРА

       Мой друг, коллега по работе на заводе и соучастник по увлечению историей и краеведением Николай Чупиро с давнишних пор занимался литературным творчеством. Им написано и опубликовано в печати немало научно-популярных и исторических статей и издано две книги. Одна из них, «Записки инженера-испытателя», повествует о коллективе контрольно-испытательного цеха завода, особенностях поведения электротехнических изделий авиационной техники на типовых испытаниях и о методике расследования причин их отказов.
       Но его заветной мечтой было издание большой иллюстрированной книги в память о талантливом авиаконструкторе Александре Сергеевиче Москалёве, к сожалению ныне почти забытом. Созданию этого объёмного произведения предшествовала длительная и кропотливая работа, поиски в государственных архивах, музеях и частных коллекциях редких фотоснимков, газетных статей и других документов тех лет (в том числе в Тюмени, Заводоуковске, Санкт-Петербурге). Автор собрал найденные материалы в познавательное изложение биографии гениального авиаконструктора, сумевшего заставить летать и простейшие планеры, и сверхзвуковые самолеты со стреловидным крылом, и космическую систему «Энергия-Буран».
       Николай Леонидович несколько лет безрезультатно пытался найти средства на печатную публикацию своих исследований о Москалёве. Скромного пенсионного содержания на это издание было явно недостаточно. В поисках спонсора он обращался, в различные издательства и ведомства, в Тюменский областной и городской департаменты культуры, в Военно-космическую академию им.А.Ф.Можайского в городе Санкт-Петербург и даже в Министерство обороны РФ. Однако не срослось. И при жизни его мечте было не суждено стать реальностью. 31 августа 2021 года Николая Леонидовича не стало.
 
       Николай Чупиро родился 30 декабря 1949 года в городе Владимир. После окончания восьмилетней школы поступил во Владимирский авиамеханический техникум. По завершению обучения в техникуме в 1969 году получил направление на Тюменский электромеханический завод Министерства авиационной промышленности. С тех пор он навсегда связал свою жизнь с авиационной техникой и авиацией.
       С 1970 по 1976 год трудовую деятельность совмещал с заочным обучением в Томском институте радиоэлектроники и электронной техники, получив квалификацию радиоинженера. С 1972 года последовательно занимал должности инженера контрольно-испытательного цеха ОТК, старшего инженера, начальника КИЦ, заместителя главного инженера. С 2000 по 2003 год работал главным инженером завода.
       За время работы на заводе показал себя высокоинформированным специалистом и ответственным руководителем. За инициативу внедрения в производство прогрессивного опыта родственных предприятий, личных рационализаторских предложений, активное участие в общественной деятельности неоднократно поощрялся руководством завода и Министерства авиационной промышленности, администрацией Калининского района города Тюмени.

       В жизни Николай Леонидович был человеком широкого круга интересов. Он многое знал об авиации, отечественных и зарубежных авиаконструкторах и на визитной карточке поименовал себя «Историк авиации». В его домашней коллекции были собраны десятки масштабных моделей самолётов военной и гражданской авиации, которые он подарил заводскому музею истории. Личная библиотека Николая Леонидовича насчитывала десятки редких энциклопедических изданий, справочников и мемуаров об авиации и авиаторах всего мира.
       Он обладал завидным даром импровизации и превосходной памятью. Как-то в поездке на конференцию в соседний город забыл дома доклад на авиационную тему. Тем не менее, выйдя на трибуну, экспромтом выстроил безупречную лекцию с именами, цифрами и фактами.
       Как эрудит он блеснул в игре «Поле чудес»: в октябре 2005 года стал не только победителем игры, но также завоевал и суперприз.

       Николай Леонидович проводил глубокие исследования истории Урала и Севера, отслеживал действия советской авиации в Сибири и на полярных широтах, изучал тайные маневры фашистского флота в наших северных морях в годы войны. Эти темы отражены в его публикациях в СМИ и докладах на краеведческих конференциях.

       Необычным было его увлечение лозоходством или, как он пояснял, биолокацией. Он мог с помощью двух проволок, согнутых буквой Г, определить правильность расположения рабочего места и дать свои рекомендации. Причём, по его утверждению, проволоки сами по себе сходились в руках и расходились в разные стороны, тем самым подсказывая ему расположение «хороших» и «плохих» мест в доме или на производстве.  Он даже умудрился своими проволоками вычислить «мощное биополе» Леонида Якубовича на передаче «Поле чудес»!
       Николай рассказывал, как с помощью этих нехитрых проволочных приспособлений он не раз указывал дачникам место закладки колодцев и всегда там находили водоносный слой.
       Он уверял, что располагает биолокационной информацией о точном месте гибели самолёта Сигизмунда Леваневского в 1937 году, который так и не нашли с тех пор. Экспедиция с его непосредственным участием, якобы, могла дать разгадку этой тайны.

       Обращался Николай Леонидович и к другим, не менее дискуссионным темам, например, к дерматоглифике — способу тестирования организма человека, основанному на изучении признаков узоров на коже ладонной стороны кистей и подошвы стоп.
 
       А однажды неожиданно увлёкся электрохимическими экспериментами с «живой» и «мёртвой» водой.

       На своей даче Николай с энтузиазмом проводил опыты по селекции плодоовощных культур и цветов, рассылал на рассаду знакомым и по переписке полученные при этом улучшенные плоды и семена растений, а читателям местной (и не только) прессы адресовал удивительные рассказы о дачной природе.
   
       Одно время я предлагал Николаю помощь в создании собственной страницы и кабинета на сервере Проза.ру, чтобы хоть как-то обнародовать его труды о Москалёве. Но он всё откладывал этот шаг, питая надежду на получение спонсорской поддержки для типографского издания.
       К сожалению, в последние годы судьба жестоко с ним обошлась. Страдая сахарным диабетом, он потерял голень левой ноги в результате гангрены. Николай Леонидович быстро овладел протезом и продолжал энергичный образ жизни. Бывал в музеях родного завода, нефтегазового университета, компании ЮТейр, в Заводоуковском краеведческом, в покровском музее Григория Распутина. Неоднократно выступал с докладами на конференции «Наше наследие» (Заводоуковск) и на «Сикорских чтениях» (С-Петербург). Поддерживал тесные контакты с редакцией областной газеты, обращался в областные и городские власти с предложениями и запросами, работал в библиотеках. Заезжал в гости и ко мне. Но самое поразительное — несмотря на низкую мобильность и серьёзные проблемы со зрением, в одиночку отправлялся в дальние странствия по железной дороге к родственникам во Владимир, бывал в Санкт-Петербурге у дочери, где попутно даже организовал съёмку объёмного видеоинтервью о реактивной технике с профессором Военно-космической инженерной академии.

       Когда появились проблемы с глазами, он обратился за помощью к московским светилам, но оказалось, что процесс зашёл слишком далеко. Постепенно Николай Леонидович практически полностью утратил зрение, уже не мог пользоваться компьютером и в результате этого был вынужден отказаться от интернета.
 
       Затем последовал лавинообразный рост числа различных заболеваний, сопутствующих осложнений и госпитализаций.
      
       Ещё в июле, за месяц до кончины, Николай Леонидович был полон творческих проектов. Через тюменского губернатора, Департамент науки и образования, Институт геологии он, по его словам, «пробивал» в память о профессоре Тюменского нефтегазового университета В.Е.Копылове организацию «копыловскх чтений», посвящённых проблемам бурения скважин. Он даже составил и передал представителю Департамента список комиссии по проведению «копыловских чтений» и темы докладов "Бурение на шельфе", "Бурение на Луне" и другие, а также мои видеозаписи о профессоре Копылове, которые предложил показать на чтениях. По телефону рассказал мне, что в конце августа - конце сентября собирается съездить в Департамент науки, а также переговорить с ректором нефтегазового университета по организации чтений.
       Чупиро намечал приурочить «копыловские чтения» к 90-летию со дня рождения Копылова в 2022 году и даже попросил меня найти календарь на следующий год, чтобы уточнить на какой день недели приходится дата рождения Виктора Ефимовича. Дал задание через интернет составить список всех брошюр и монографий В.Е.Копылова по вопросам бурения, чтобы потом найти тексты и издать их общим сборником к конференции. 
       В июле Чупиро справлялся по телефону в Заводоуковском краеведческом музее о программе проведения краеведческой конференции в октябре 2021 года. Он готовился к заочному участию в работе конференции, тем более что она была объявлена в режиме онлайн. Рассказал мне о работе к конференции над темами «Российский Монте Кристо» о декабристе Батенькове и пропаже в полярных водах шхуны «Святая Анна» в 1914 году. Между делом, даже похвастался новым протезом, который будет готов 31 августа (к сожалению, в день его кончины).
       Организационные идеи били фонтаном из Николая Леонидовича, хотя здоровье его крепко покачнулось к августу месяцу. 

       Когда критические моменты возникали с моим здоровьем и мне приходилось очень плохо, Леонидыч всегда был для меня источником жизнелюбия и образцом семижильности по отношению к невзгодам, примером Настоящего Человека масштаба Алексея Мересьева.

       Будучи тяжелобольным, предчувствуя неотвратимую потерю всех собранных материалов в условиях сложной жизненной ситуации, Николай Леонидович незадолго до кончины передал мне на сохранение флэшку с результатами своего кропотливого, но нигде так и не опубликованного исследования жизни и деятельности Александра Сергеевича Москалёва и другой информацией. В тот день он разрешил употребить переданные материалы по моему личному усмотрению. Он ничего не предлагал и не просил.
       И более достойной памяти о своём друге Николае Леонидовиче, чем публикация его произведений на Проза.ру, я сегодня не могу ничего придумать.


       P.S. Проза.ру не позволяет создать личный сайт Н.Чупиро без адреса e-mail, которого у него не было. Поэтому в качестве препорученного лица я беру на себя ответственность выпустить в свет тексты Николая Леонидовича на выделенном участке своего сайта, с указанием реального автора в заглавии статей и соответствующими примечаниями в тексте.
 

       Александр Соханский,
            октябрь 2021 г.


      
       Полное содержание сборника статей Николая Чупиро об истории авиации и
памяти авиаконструктора Москалёва:

       Н.Чупиро - инженер, историк авиации, писатель - http://proza.ru/2021/10/20/534
       Н.Чупиро. 1. Невостребованные крылья Москалёва - http://proza.ru/2021/10/20/838
       Н.Чупиро. 2. Детство и юность авиаконструктора - http://proza.ru/2021/10/21/415
       Н.Чупиро. 3. Будни серийно-конструкторского отдела - http://proza.ru/2021/10/21/560
       Н.Чупиро. 4. Самолёт САМ 5-бис - http://proza.ru/2021/10/21/623
       Н.Чупиро. 5. ОКБ в авиатехникуме - http://proza.ru/2021/10/21/690
       Н.Чупиро. 6. Творец крылатых «К» - http://proza.ru/2021/10/23/259
       Н.Чупиро. 7. От Сигмы до РМ-1 - http://proza.ru/2021/10/23/318
       Н.Чупиро. 8. Противостояние - http://proza.ru/2021/10/24/461
       Н.Чупиро. 9. Лето арктических перелётов - http://proza.ru/2021/10/24/514
       Н.Чупиро. 10. Предвоенные годы - http://proza.ru/2021/10/25/375
       Н.Чупиро. 11. Антология «безмоторной авиации» - http://proza.ru/2021/10/25/427
       Н.Чупиро. 12. Небесные вагоны Заводоуковска - http://proza.ru/2021/10/26/337
       Н.Чупиро. 13. Операция «Антифриз» - http://proza.ru/2021/10/26/418
       Н.Чупиро. 14. Одиссея сержанта Ильина - http://proza.ru/2021/10/27/291
       Н.Чупиро. 15. Подвиг капитана - http://proza.ru/2021/10/27/317
       Н.Чупиро. 16. Самолёт БИ-1 – от проекта до полёта - http://proza.ru/2021/10/28/528
       Н.Чупиро. 17. Немецкий задел - http://proza.ru/2021/10/29/396
       Н.Чупиро. 18. Летающие крылья и безхвостки - http://proza.ru/2021/10/30/266
       Н.Чупиро. 19. Послевоенные годы работы Москалёва - http://proza.ru/2021/10/31/291
       Н.Чупиро и его рассказы об авиации - http://proza.ru/2021/11/01/617