Из жизни внучки Маши

Виктор Ян-Ган-Чун
               
      Когда растишь своих детей, наблюдать, как они растут, недосуг: работа, забота о хлебе насущном, желание в чем-то преуспеть и много других дел, связанных с молодыми годами, когда еще не болят кости и надо что-то успеть, познать или просто «пожить для себя». Детство детей прошло, пролетело незамеченным (как, впрочем, и вся жизнь). Когда дети были маленькими, все куда-то бежали, бежали, и опнуться было некогда. Другое дело, внуки! Внуков любишь больше, чем детей. Какой-то особенной, неторопливой, осознанной любовью...
Моя, пока единственная, внучка Маша родилась в 2010 году. В то малое время, когда Маша была с бабушкой и дедом, любопытно было наблюдать за некоторыми эпизодами, как растет ребенок.
Уезжали сразу после 23 февраля, Маша говорила еще своим детским, зачастую непонятным мне лепетом. Например, слово «Каф» означало «Хочу пить». «Мака» – так произносилось имя брата Максима. Приехали в середине апреля, по прошествии менее двух месяцев. Маша говорила уже хорошо. Так быстро заговорила. Просто метаморфоза какая-то.
  – Маша, дай попробовать пирожное, – просит дед.
   – Откуси. Только чуть-чуть, – разрешает внучка.
Дед совсем немного откусывает пирожного и отдает Маше. Она берет пирожное и серьезно спрашивает:
   – Ого-го. Откусил, так откусил! А у тебя кишки не слипнутся?
Бабушка, будучи с Машей в Турции, зовет ее в хамам (турецкая баня). Та не хочет идти. Упрямится. Но когда бабушка затянула внучку в баню и уложила на теплый камень, то Маша с удовольствием говорит:
    – А ты говорила, что мне не нравится.
    – Хочу к маме в Москву. Хочу в Москву, – хнычет внучка.
    – В садик завтра пойдешь, – говорит бабушка.
Маша призадумалась…
    – К маме хочу, а в Москву нет!
Мы приехали из Москвы. Маша, переступив порог, увидела лупу. Берет, что-то пытается разглядеть в журнале и говорит: «Преступник будет найден!»
Будучи на даче, бабушка ушла мыть посуду. Маше не хочется оставаться одной.
     – Дед, ты куда? – спрашивает внучка.
    – Я иду работать, – отвечает дед.
    – Дед, сядь, посиди (Маша делает движение рукой в сторону крыльца). Я тебе потом помогу.
    Дед косит триммером траву на даче. Маше не нравится, надоел звук, издаваемый триммером.
   – Деда, успокойся! Успокойся! – говорит Маша.
Маша подходит к деду.
– Посмотри, какая я умная, – говорит внучка.
– А что ты, Маша, умного сделала? – спрашивает дед.
– Я съела мороженое.
Маша держит в руке полную ложку холосаса и говорит:
– Сейчас выпью и буду умная и счастливая.
Утром перед поездкой на дачу Маша спрашивает:
– Дед, ты пойдешь под меня подгонять машину?
 Маша проснулась на даче и хнычет, не видя бабушки:
– Хочу к бабушке, хочу к бабушке…
– Да никуда она не делась, – говорит дед, приоткрывая штору окна.
Маша видит в окне бабушку и продолжает хныкать.
– Ну что ты хнычешь? – спрашивает дед.
– Я хочу до нее дотронуться, – отвечает Маша.
Бабушка пошла усыплять внучку. Вскоре из спальни ни звука.
«Уснула», – подумал дед.
Через некоторое время из двери спальни появляется Маша.
Дед спрашивает:
– Ну что, усыпила бабушку?
– Нет еще, – отвечает Маша.
– Когда папа приедет? – спрашивает Маша
– Вот поспим три раза. Раз, два три, – загибает пальцы бабушка
– Выключай свет, будем спать, – спешит Маша.
Маша просит у бабушки конфет.
– Вот съешь супчик и котлету, и я тебе дам конфет, – говорит бабушка.
– Это не честно! – не соглашается Маша.
Маша смотрит на свою фотографию и говорит: «Бабушка, смотри, какая я фотосимпатичная».
Маша идет в детский садик. Между маршами лестниц висит зеркало. Маша останавливается, руками проводит по платью и говорит: «Какая я куколка, просто принцесса».
Маше 4,5 года. Бабушка укладывает внучку спать. Наконец, ребенок как будто засыпает. Бабушка уходит в соседнюю комнату смотреть приглушенный телевизор. Через некоторое время доносятся босые шаги Маши.
– Ты почему не спишь? – спрашивает бабушка.
– Честно, я – какать, – отвечает Маша.
Маша сидит за кухонным столом. Подходит дед и спрашивает, кивая в сторону тарелки с налитым борщом:
– Это мне?
– Не уверена, – отвечает внучка.