***

Иван Крутиков
                О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ (И НЕ ТОЛЬКО)
             Очень часто родители (в основном мамы) задаются вопросом: с какого возраста нужно начинать музыкальное воспитание ребёнка. Я не считаю себя здесь крупным, выдающимся специалистом, хотя и посвятил этому благому делу большую часть своей жизни, но как человек, неравнодушный к таким желаниям заботливых родителей, в этой небольшой заметке очень коротко, избегая подробностей, хочу  попытаться поразмышлять и поделиться с ними тем, что знаю сам и что удалось мне отыскать на эту тему в различных источниках.
              Когда-то известный венгерский композитор и педагог Золтан Кодаи на вопрос с какого возраста лучше всего начинать приобщение ребёнка к музыке ответил, что лучше всего это делать за девять месяцев до его рождения, а ещё того лучше за девять месяцев до дня рождения его матери.               
А создатель первой в СССР (1933 г. в Одессе) знаменитой специализированной музыкальной школы, всемирно известной своими выдающимися воспитанниками, Пётр Соломонович Столярский, говорил: «Мне не нужны талантливые дети. Мне нужны талантливые мамы».
            Как утверждают учёные, ещё в состоянии эмбриона ребёнок уже получает звуковые сигналы, поскольку каждая клеточка организма матери реагирует на все внешние раздражители и где-то уже с этого момента вместе с другими качествами будущего характера закладываются в ребёнке и предпосылки формирования музыкального вкуса. Особое значение для организма имеет нервная система, закладывающаяся на 18-19-й день развития эмбриона. В настоящее время активно разрабатывается пренатальное воспитание плода. Эта новая проблема является хорошо забытой, и не просто старой, а, пожалуй, древней проблемой. Система «тай-кье» - пренатальное воспитание плода на протяжении всего срока беременности существовало ещё в Древнем Китае, а в Древней Индии контроль плода и воздействия на него начиналось с 3-го месяца беременности и включало словесное и музыкальное воспитание. Хотите, чтобы ваш ребёнок рос талантливым, внимательным, заботливым и был наделён многими другими положительными качествами? Секрет прост – во время ожидания его появления на свет слушайте вместе с ним хорошую музыку, разговаривайте и учитесь.
            Общение с «животиком» - это часть внутриутробного развития ребёнка. Важность которого доказана пренатальными и перинатальными специалистами. Именно поэтому будущим родителям уже во время беременности нужно разговаривать со своей крохой.
1) Хорошие новости улучшают настроение ребёнка.
2) Общение с ребёнком развивает детский интеллект.
3) Музыка воздействует на ребёнка эмоционально и физически.
4) Ребёнок узнает голоса тех, кого часто слышал во время жизни «в животике».
5) Общение с ребёнком улучшает течение беременности.
6) Беседа с «животиком» укрепляет будущее взаимопонимание между ребёнком и родителями.
7) Ребёнок запомнит своё имя ещё до рождения.
С первых же дней очень важно петь новорожденному колыбельные песни. И есть ли смысл сомневаться в необходимости и важности музыки в деле эмоционального и физического воспитания разумного существа, если уже с абсолютной достоверностью наукой доказано благотворное влияние хорошей музыки на рост и развитие, и не только человека, а вообще всего живого. Некоторые учёные утверждают, что даже растения способны реагировать на различного вида музыку, на различные её стили, и такое влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Исследования современных учёных подтверждают, что прослушивание классической, фольклорной музыки приводит к повышению урожайности растений, в то время, как тяжёлый рок вызывает их гибель. Удивительно, что растения, которые слушали классику, фольклорную музыку тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света. Многие учёные склоняются к выводу, что растения способны принимать гораздо больше сигналов от внешнего мира, чем человек. А стало быть, они о нём и знают гораздо больше, чем мы.
              А теперь обратимся к тому, какую музыку слушают и какие песни поют, как мне видится, подавляющее большинство наших современных мам, и какое поколение придёт им на смену. На эти вопросы даёт исчерпывающий ответ В. Гафт в своём, уже упоминавшемся мною, стихотворении: «Попса дробит шрапнелью наши души. Её за это не привлечь к суду. Часть поколенья выросло на чуши, И новое рождается в бреду».
               У Омара Хайяма есть такие строки: «Под этим небом жизнь – терзаний череда. А сжалится ль она над нами? Никогда. О нерождённые!  Когда б о наших муках Вам довелось узнать, не шли бы вы сюда». Будущая мама глядит «окрест» и видит, что делается в стране после щедрого жеста Бориса Николаевича каждому брать независимости и свободы столько, «сколько унесёшь». В народе шутят: «В большой семье клювом не щёлкают - кто первым встал, того и тапочки».  Вот по мановению лёгкой руки Ельцина большое российское общество с треском и развалилось, разделившись на «принцев и нищих». Неизвестно откуда как, грибы после дождя, внезапно появились шустрые молодчики с баснословными состояниями и вымирающие, бывшие до этого вполне успешными, и даже богатыми, деревни. И вот молодая беременная женщина, из семьи, не вписавшейся в разряд преуспевающих, или по каким иным причинам решает избавиться от будущего ребёнка. Она терзается сомнениями, она в состоянии непрерывного волнения, тревоги; её мысли постоянно заняты предстоящим испытанием; она советуется со своей ближайшей подругой, консультируется у врачей, собирает необходимые документы. Мужу с трудом удаётся убедить жену отказаться от неразумного решения.  А теперь постарайтесь, опираясь на обозначенные выше учёными тезисы, представить себе, как всё это отразится на формирование зарождающейся жизни, как может сложиться характер будущего человека и вся его судьба, и какого гражданина получит Великая Россия.    Для  человека музыка представляет собой отражение внутренней коллизии человеческой психики, изображение внутренних глубин психологической жизни человека.  Отношение к того или иного рода музыке раскрывает  глубинную внутреннюю сущность человека.          Интересное рассуждение на эту тему есть у Ромена Роллана в романе «Жан Кристоф»:…"Он не очень-то миловал и честных педантов, которыми славится Германия. Из понятного опасения исказить текст великих мастеров они тщательно вытравляли из него всякий намёк на взлёт мысли, как это делал, например, Ганс фон Бюлов, (кстати, один из первых исполнителей знаменитого первого концерта П.И. Чайковского) – исполнение насыщенной страстью сонаты походило у них на урок дикции». Говорят Ганс Бюлов очень страдал от непонимания того, что на его исполнение публика реагировала довольно прохладно, несмотря на его математически точную передачу досконально выверенного текста, в то время как выступление Антона Рубинштейна, швырявшего в зал пригоршнями фальшивые ноты,  встречала бурными овациями.
 
Отсюда и различное восприятие слушателями того или иного исполнителя.  На этот счёт изестный русский пианист-профессор Блюменфельд оставил нам замечательный, ну просто гениальный афоризм: « В музыке не то хорошо, что правильно, - а правильно то, что хорошо!».