Саяйка

Геннадий Бабкин
" Саяйка! Саяйка!"
Кто-то громко стучался в нашу дверь.
"Это - соседка, за водой. Она подъезды моет".
Бабушка встала и пошла в прихожую открывать.
       
          Как всегда, меня, как и многих других детей, на лето отправили к бабушке. В первый же день, я пошел знакомиться с местными ребятами во дворе. Верховодил всеми Витя. Каждому он лично определял место в своей команде, исходя из положения его родителей.  Так как во дворе жили, в основном, моряки торгового флота, а мой дедушка был шкипером на барже, Витя поставил меня своим заместителем. Сам он был сыном капитана большого сухогруза, который ходил в заморские страны.
          Ниже по иерархии были два брата: Санька и Лелик. У них отец работал грузчиком в порту. У  Саньки не гнулась в колене правая нога, но он все равно играл с нами в футбол. 
          В команде была девочка. Ее звали Элла. С ней всегда ходил маленький брат Вовка. Они жили в одном подъезде с моей бабушкой. У них отец сидел в тюрьме, и  чтобы свести концы с концами, их мама мыла подъезды. У женщины были дефекты речи, и слово "хозяйка" она выговаривала, как "саяйка".  За это ее так и прозвали: Саяйка. Элле это очень не нравилось, потому, что она знала, что за глаза их с братом тоже называют саяйками.
        Элла очень любила своего брата и постоянно следила за ним. Когда Витя начинал хвастаться своими заграничными игрушками, она уводила Вовку, потому, что он не умел скрывать свои эмоции. Он, буквально, замирал, глядя, как щелкает затвор Витиного ковбойского ружья, которое ему не разрешалось даже потрогать.
        Чтобы иметь деньги на кино и мороженое, Элла и Вовка собирали макулатуру, старые газеты и журналы и сдавали их в пункт приема на соседней улице.  Как-то,  выйдя из дома, я увидел, как Элла и Вовка тянут тяжелые стопки старых журналов.  Я взял у них из рук половину и помог донести. В ответ на это Элла раскрыла  мне тайну, что собирает деньги на подарок Вовке, у которого скоро день рождения. Она решила купить ему ружье в детском мире. Я сказал ей, что тоже приготовлю Вовке подарок. Это Элле очень понравилось, и она поцеловала меня в щеку.

        Как только в  кинотеатре начали крутить фильмы про индейцев, Витя объявил поход в кино. Вся наша компания дружно принялась вытаскивать деньги из карманов и складывать их в панамку Лелика, который должен был сбегать за билетами. Когда посчитали сумму, то ровно на один билет не хватило.  Выяснилось, что Вовка денег не положил. Надо сказать, что он обожал все, что касалось ковбоев и индейцев, и сразу разнюнился. Витя, хитро улыбаясь, взялся ему помочь. Он объявил, что знает, как выйти из положения: просто сказать, что Вовка - дошколенок и будет сидеть на ручках. Глядя на оторопевшего от его слов второклассника Вовку, Витя принялся хохотать, но Элла сразу его одернула. Она сказала, что сегодня занята, и поэтому в кино пойдет только Вовка. Я сразу понял, что им просто на двоих не хватает денег и положил в панамку еще на один билет, отдав свое "сегодняшнее мороженое". Элла сначала не соглашалась, но потом, передумала и в кино с нами пошла.

         В один из жарких дней мы всей компанией пошли на дикий пляж. В этом месте огромная река имела опасные течения и водовороты, но о них знали все, кроме меня. Элла, взяв меня за руку, показала, куда нельзя заплывать. Это очень не понравилось Вите. Услышав, что я сам еще никогда не плавал на глубине, он принялся подсмеиваться надо мной, отпуская довольно колкие шуточки.
        Отплыв на несколько метров, меня сразу подхватило течение. Я принялся изо всех сил грести назад, но попал в водоворот, и меня закрутило, и,  протащив по дну, выбросило обратно на берег. Обессиленный, я с трудом, встал на ноги и тут же услышал громкий смех Вити. Он показывал пальцем на мои оттопыренные сзади плавки, и, зажав пальцами нос, сокрушался, как это я от страха так обделался. Услышав это, начали смеяться  и остальные. Элла, вдруг, резко шагнула ко мне, и, запустив свою руку в мои плавки, принялась горстями вытаскивать набившийся туда песок и бросать его ребятам под ноги. Они, все, как один сразу замолчали, а я стоял и не мог даже пошевелиться.

        После этого случая мне не очень хотелось встречаться с Витей, но двор был маленький и сделать это было трудно. Столкнувшись однажды с ним, нос к носу, я ожидал всего, что угодно, но только не приглашения к нему домой в гости. Не зная почему, но я согласился.
        У Витиных родителей была огромная трехкомнатная квартира с красивой мебелью. У Вити  много игрушек. Все импортные. И еще: он собирал монеты разных стран. Он показывал мне свои богатства, и рассказывал про саяйек. Витя учился в одном классе с Эллой. Она не всегда успевает по предметам, не имеет сменной обуви, и даже забирает с собой недоеденный коржик из буфета.
       Я слушал его и молчал. Видя такую мою реакцию, Витя предложил мне  взять насовсем его стреляющий пульками револьвер. Он был классный, но я все равно отказался. Витя дал мне время на раздумье.
     На следующий день он вынес револьвер во двор.  Когда я снова сказал, что не возьму его, Витя швырнул револьвер в мусорный бак. Все застыли от неожиданности, а я отвернулся, видя, как Вовка, забравшись на мусорку, принялся искать револьвер среди помоев. Но еще больше меня поразило, что Элла не вмешалась. Они, потом, вместе отмыли револьвер под колонкой, и Вовка целый день не выпускал его из рук.
 
         Витя всегда  придумывал что-нибудь необычное, особенно, когда с нами была Элла. На этот раз он решил провести раскопки на месте бывшей турецкой крепости. Мы взяли лопатки, совки и выдвинулись туда всей нашей компанией. Походив по заросшим травой и деревьями валам, нашли более-менее чистое место и принялись копать. Находили всякий мусор, ржавые пули, всевозможные черепки, но ничего ценного. Когда солнце стало в зенит, то все уже устали и бросили инструмент. И тут-то Вовка крикнул: " Монета!"
          Это был турецкий серебряный куруш. Вовка прыгал от счастья, зажав монету в кулаке. Витя взял его посмотреть, почистил, но обратно не отдавал. Вовка насторожился, потом и вовсе захныкал, когда Витя предложил ему взамен  кино за его счет на целую неделю. Вовка не соглашался.  Витя пообещал, что даже даст поиграть ему свое ковбойское ружье, но Вовка продолжал упорствовать. Подошла Элла, попросила отдать монету. Витя принялся ей объяснять, что он давно собирает монеты, и такой у него нет, и она ему нужнее.   
         Когда Вовка заплакал, я протянул к Вите руку и резко сказал: "Отдай!
 Витя рассердился и сжал кулаки. Я тоже. Назревала драка. Я не любил драться, но всегда мог дать сдачи. Я уже приготовился, как Витя, вдруг, заулыбался и сказал, что пошутил, а если я такой смелый, то пойду вместе с ним на старое кладбище и пробуду там до полуночи. Я согласился. Элла тоже решила идти со мной, как и все остальные: Санька, Лелик и даже Вовка.
 
        Старое кладбище было в черте города. Его давно закрыли, но люди  обходили его стороной, потому, что оно пользовалось дурной славой.  Говорили разное: что там прячутся уголовники, пропадают дети,  по ночам в склепах зажигаются свечи и слышатся крики. Но главное, каждый в городе слышал о Папелюхе, тощей старухе с синим лицом и черными пальцами. Она смотрела и охраняла кладбище.
        Мы собрались под вечер. Настроение у всех было приподнятым. Витя принес большой китайский фонарик. Надо сказать, кладбище было таким заросшим, что даже днем почти везде было темно.  Дружной вереницей мы смело вошли в открытые железные ворота и пошли по аллеям, рассматривая памятники и склепы. Витя шел первым. Он, то и дело, останавливался, открывал двери склепов и светил фонарем, показывая этим, что ничего не боится.
        Чем ближе мы продвигались к центру кладбища, тем гуще стояли деревья, тем темнее становилось вокруг. Когда центральная аллея уперлась в огромный памятник, мы остановились. Над нами сверху нависала огромная статуя с отбитой головой и потемневшими крыльями. Мы присели на каменную скамейку и принялись пугать друг друга и веселиться.
      Время прошло быстро. Солнце село, и стало совсем темно. Как-то сразу  замолчали и мы. Все принялись вертеть головами по сторонам и, вдруг, обнаружилось, что с нами нет Вовки. Мы бросились его искать. Больше всех волновалась Элла. Она ни на шаг не отходила от меня, когда я обследовал ближайшие могилы. Я попросил фонарик у Вити, но он мне его не дал, а стал светить сам.
       Ситуация накалялась. Без Вовки мы не могли уйти домой, а ворота на кладбище вечером закрывались. У Эллы потекли слезы. Я отдал ей свой платок, как, вдруг, мы услышали шум.
" Папелюха!" Витя уронил свой фонарь.
Мы в страхе застыли у памятника, как из-за склепа, появился заспанный Вовка. Как потом оказалась, он уснул прямо на надгробной плите.
      Все единогласно решили возвращаться. Не успев сделать и шага, как мы услышали чьи-то тяжелые шаги. Кто-то из темноты шел прямо к нам. Ужас охватил нас. Мы рванули к воротам. Первым летел Витя с фонарем, за ним - все остальные. Замыкающим хромал Санька. У ворот мы остановились. Они уже были закрыты. Между тем, звук шагов нарастал. Мы бросились перелазить через забор. Первым из всех перемахнул Витя. Я крикнул ему, чтобы он помог мне перетащить Вовку, но он уже не отозвался и исчез. Пришлось действовать самому. В это время уже совсем близко трещали  кусты: кто-то рвался к нам. Лелик, сидя на заборе, пытался подтянуть брата, но сил у него не хватило, и Санька свалился на землю. Из кустов вывалилась огромная тень. Санька закричал. Я руками закрыл глаза... когда открыл: сторож помогал Саньке подняться.

        После этого случая все пошло наперекосяк. Витя во дворе не показывался. К Саньки и Лелику домой пришел участковый, и их, потом, выпорол отец. Пункт приема макулатуры закрылся, и Элла с Вовкой перестали ходить в кино.  Меня же на три дня взял на баржу вернувшийся из рейса дедушка. На рейде было здорово.  Я ловил рыбу, ночевал в шкиперской каюте, но все мои мысли были во дворе. К тому же, я пропустил Вовкин день рожденья, и его подарок оставался у меня. Лето заканчивалось,  и до отъезда мне еще очень хотелось увидеть Эллу.
        Вернувшись из поездки, я вылетел во двор. У меня в руках был Вовкин подарок:  "индейский" ремень с бахромой. Увидев Саньку и Лелика, сразу спросил, где остальные. Вместо ответа они, оба, повернулись к песочнице. Там, среди малышей, Вовка хвастался  подарком, Витиным ковбойским ружьем.
" Элла с Витей в кино!"  Услышал я на прощание и пошел собирать в дорогу вещи.
       Когда уже ожидали такси на вокзал, в дверь, вдруг, постучали. Я вскочил и бросился в прихожую. За дверью звякнуло пустое ведро.
" Саяйка!"