Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881

Дмитрий Суханов 2
1881. Третьяковская галерея Москва.

«Утро стрелецкой казни» стало первым большим произведением Сурикова на тему русской истории. Вместе с двумя другими полотнами 1880-х годов — «Меншиков в Берёзове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887) — картину «Утро стрелецкой казни» иногда объединяют в историческую трилогию Сурикова, посвящённую драматическим событиям российской истории XVII—XVIII веков.

Настало утро, медленно светает,
Пока что не рассеялся туман.
На Лобном месте вскоре казни будут,
Монарх такое приказанье дал.

Правитель здесь, уверен в правом деле,
Непримиримым взглядом смотрит он.
Недолгие мгновения остались,
Свершится вскоре смертный приговор.

В руках приговорённых тают свечи,
Как символ завершения пути.
Стрельцы, как символ старого, погибнут
Петровские реформы впереди.

Скульптор Марк Антокольский называл «Утро стрелецкой казни» «первой русской картиной исторической», отмечая, что её преимущества «в сто раз выкупают все недостатки». Критик Николай Александров писал, что перед этим полотном «зрителя сразу же охватывает могучесть художественного представления, художественного творчества». По словам художника и критика Александра Бенуа, суриковская «Казнь стрельцов» «гениально передаёт весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии».